08.12.2021 12:29
Кинократия

"Последний министр": осторожная, но нестыдная политическая сатира

Текст:  Дмитрий Николаев
На платформе "Кинопоиск" вышли три серии второго сезона российского сериала "Последний министр", рассказывающего об особенностях государственного управления на примере выдуманного министерства перспективного планирования.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из сериала "Последний министр"

В центре сюжета глава ведомства Евгений Тихомиров (Ян Цапник), в прошлом - коммерсант средней руки с полубандитскими замашками, сначала из-за ошибки в бюллетене выбранный мэром крохотного вымышленного городка Малая Пышма в вымышленной же Уральской области, а затем - уже вполне осознанно - назначенный на пост министра. Абстрактные вершители судеб с "Площади" и "Набережной" рассчитывали на послушного и легко управляемого недотёпу, который без лишних вопросов будет подписывать бумажки и молча сидеть на совещаниях в кабмине, а получили горе-реформатора, искренне пытающегося сделать что-то полезное для страны, но всё как-то невпопад.

Помимо Тихомирова в министерстве трудятся несколько замов - умная и циничная карьеристка Нечаева (Ольга Сутулова) и карикатурный славянофил Викентьев (Сергей Епишев). А также поначалу зашуганная, но амбициозная практикантка Скворцова (Софья Лебедева), затем выросшая в главу отдела, плюс целая россыпь небольших, но колоритных персонажей, начиная с исполнительных близняшек Скотч и Луч (Дарья и Екатерина Носик), заканчивая загадочным "старшим по пожарной и не только безопасности" Максимом Максимовичем Уховым (Сергей Стёпин). Дополняют картину множественные влиятельные чиновники из смежных ведомств и администраций, члены семей, любовницы, продажные и неподкупные журналисты и прочая, и прочая.

Киноитоги недели: провал "Охотников", взлет "Летчика", Скотт-скандалист

Однако при всем богатстве типажей, повествование заперто в пузыре существования элиты (не финансовой, так номенклатурной). Если в других отечественных многосерийных картинах о "хозяевах жизни" - "Содержанках" или "Беспринципных" - такой подход оправдан фабулой, то в сериале, где пресловутый "народ" поминают к месту и не к месту, хочется познакомиться хоть с кем-то из обычных людей, помимо водителя главного героя. "Страшно далеки все эти министры и их окружение от простого люда", - словно хотят сказать нам авторы. Но кажется, будто выпячивают собственные проекции. Скорее уж это они сами, авторы, народа не знают и не особенно им интересуются. Ведь гораздо любопытнее подглядывать в щелочку под дверью высоких кабинетов, выстраивая гипотезы, как там у "них" всё устроено.

Впрочем, чайная ложка дегтя не способна всерьез испортить впечатление от канистры мёда. Вольная фантазия Романа Волобуева на тему власти и госменеджмента в России держит бодрый темп, своевременно реагирует на повестку, временами радует острыми шутками, не оскорбляя зрителя штампами, функциональными диалогами или заведомо проходными сценами. Над группой заслуженных звезд и талантливых молодых артистов возвышаются Цапник с Сутуловой, чей тандем - вообще отдельный вид искусства. Не говоря уже об очаровательных деталях вроде неплоских гэгов в бегущей строке эфира выдуманного телеканала.

Только заподозришь сериал в желании упростить проблему, подкинуть чересчур очевидное решение или примитивизировать героев, как тебя мгновенно разубеждают. Не пытаясь эксплуатировать образ "коллективного чиновника", не сваливаясь в яму трюизмов типа "инициатива наказуема" или "царь хороший, бояре плохие", создатели демонстрируют целую палитру персонажей. Поработанных и самобытных, а главное - прописанных с любовью. Видно, что равняются на эталонную корпоративную драму "Молодой папа" Паоло Соррентино, оммаж которой очевиден в открывающей заставке.

Что в кино: "Охотники за привидениями", "Дом Gucci", "Летчик"

На мягких кошачьих лапах авторы обходят наиболее взрывоопасные моменты, готовые надеть шутовской колпак и спрятаться за ширмой гротеска и абсурда, едва запахнет по-настоящему жареным. Впрочем, и такой продукт бросается в глаза на поле политической сатиры, оккупированном с одной стороны угодливыми самоцензурированными трусами, с другой - неумными маргиналами, безапелляционно швыряющимися экскрементами.

Немного обидно, что ко второму сезону сериал начал скатываться к дихотомии простота-воровство. Энциклопедия чиновничества сократилась до двух обширных групп: дураки-идеалисты, не умеющие работать, и прожженные коррупционеры, которые всё знают и всё умеют, но за зарплату (а тем более - за идею) трудиться не намерены. Тихомиров - помесь то ли солдата Швейка с Дон Кихотом, то ли князя Мышкина с Чацким. Под гундёж о борьбе со взятками и плакатные лозунги он уже утопил несчастную Малую Пышму и, видимо, замахнулся на всю страну. Мечет бисер перед высокопоставленными X,Y и Z, которым некогда слушать наивный бред. Им еще нужно успеть распилить бюджет и по остаточному принципу что-то подлатать в государстве.

В пятидесяти оттенках серого, расплывшихся по кадру, легко угадывается осенне-зимняя Москва. Но если в реальности на смену блеклой хандре придет весна, то мир "Последнего министра" погружен в безысходное болото навечно. Странная обреченность от создателей, нацелившихся на продолжение. А оно непременно будет, даже если иссякнут идеи. Ведь в новом дивном мире капитализма деньги являются мерилом всего не только для дорвавшихся до кормушки коррупционеров.

В фокусе