Первой "жертвой реформы" системы льготных выплат стала Федерация независимых профсоюзов. ФНПР (38 млн. членов) всегда имела самые дружеские отношения с "Единой Россией", а уж когда зампред Андрей Исаев возглавил думский Комитет по труду и социальной политике, казалось, что федерация получила буквальную монополию на лоббирование своих интересов в Думе. Достаточно взглянуть на размещенный на странице ФНПР отчет о контактах с законодателями, как становится ясно, что ни закон о прожиточном минимуме, ни поправки в Трудовой кодекс, ни закон о собраниях и митингах не принимались без самых активных консультаций, совместных рабочих групп и привлечения профсоюзных экспертов. Тем страннее выглядела акция протеста ФНПР 10 июня, когда федерация вывела на улицы 300 городов людей протестовать против замены льгот денежными компенсациями. В итоге ФНПР добилась возобновления заседаний Российской трехсторонней комиссии, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и ассоциации работодателей. Анонсируя возобновление дружеского союза, вице-спикер Госдумы от ЕР Вячеслав Володин на прошлой неделе заявил: "Важно не только участие профсоюзов в доработке законопроекта, но и после принятия закона, чтобы мы вместе с профсоюзными организациями смогли проследить реализацию принятых решений на местах - в муниципалитетах, на региональном уровне, это могут сделать только массовые партии и профсоюзы, которые имеют развитую сеть по всей стране". Таким образом, внешне инициатива выглядит как создание системы гражданского контроля за действиями исполнительной власти, что не мешает ФНПР обещать провести плановую акцию протеста осенью. По традиции федерация борется на улицах в августе-ноябре, пока принимается новый проект бюджета на следующий год.
Однако оппоненты "единороссов" полагают, что демонстративный акт дружбы призван просто замаскировать противоречия в профсоюзном движении. По мнению руководителя аппарата Молодежного левого фронта (МЛФ) Ильи Пономарева, ФНПР "провела акцию, чтобы показать власти - если вы нас выкинете, мы станем оппозицией, да и у Исаева очень сложная позиция - идут разговоры, что он может лишиться поста председателя комитета по труду за предложения о создании левого крыла "Единой России", ему очень важно овладеть инициативой". Сам Пономарев, впрочем, тоже лицо в профсоюзах чрезвычайно заинтересованное: КПРФ в течение последнего года не пытается выстроить свое протестное движение, а сотрудничает с уже существующими профструктурами в рамках Комитета единых действий левых сил. Сейчас туда входит МЛФ, Независимый профсоюз горняков, а также два объединения: Всероссийская конфедерация труда и Конфедерация труда России (через них поддерживаются контакты с профсоюзом авиадиспетчеров, работников "Норникеля", работников Московского метрополитена). "Профсоюзы чуждаются прямой работы с политическими партиями, чтобы не становиться ангажированными, - полагает Пономарев, - да, был значительный спад активности, их перестала устраивать ФНПР, а люди хотят конкретных действий, им нужно политическое плечо, ведь по закону профсоюзы не могут выдвигать политических лозунгов".
Еще один вариант явления профсоюзов в политику предлагает председатель объединения "Соцпроф" и лидер Российской партии труда (РПТ) Сергей Храмов: "Взаимодействие партий и профсоюзов продуктивно в одном случае, когда профсоюзы инициируют создание партий, а не наоборот, как созданная свободными профсоюзами РПТ, да если бы Шмаков решал насущные проблемы 38 млн. членов профсоюза, то он давно бы стал президентом, нет, у Шмакова есть только огромное имущество и аппарат". Кстати, национализация имущества ФНПР, предложение, с которым давно выступает "Соцпроф", буквально на днях приобрело второе дыхание. Значительная часть имущества федерации - это санаторно-курортные комплексы, некачественная работа которых стала темой для обсуждения президиума Госсовета в минувшую пятницу под председательством Владимира Путина. Тем не менее собственной партии "Соцпрофу" недостаточно - он также входит в Народно-патриотический союз под руководством Геннадия Семигина (бизнесмен, порвавший с КПРФ). Есть профсоюзные корни и в блоке "Родина", отчаянно пытающемся дорасти до объединенной партии: профсоюз "Защита труда" представляет депутат Олег Шеин.
Впрочем, данные июньского опроса ВЦИОМ сообщают, что только 8% российских граждан доверяют профсоюзам, причем в Москве и Санкт-Петербурге, где чаще всего проходят акции, - вообще только 6% граждан. Самые же крупные акции, как голодовка на шахте "Енисейская" или всероссийская бессрочная акция протеста авиадиспетчеров, организуюся в рамках самих профсоюзов и лоббистские функции политических партий пока успешно заменяет пресса.