Глава государства пообещал "наступать на мозоли" тех, кто пытается обогатиться за счет народа, а премьер-министр Михаил Фрадков вчера предупредил, что "пощады им не будет". "Мы предпримем все меры, чтобы изжить это зло, которое нам мешает жить и работать. Меры последуют жесткие", - пообещал Фрадков.
Вернувшись после отпуска и открывая заседание правительства, Фрадков разъяснил присутствующим, что в Послании президента к Федеральному Собранию поставлены четкие задачи по обеспечению прав собственности и справедливых условий конкуренции. То, что "Послание дает посыл на десятилетия", по мнению премьера, и есть то, "о чем бизнес всегда мечтал". Но основным препятствием, по его словам, в реализации этих задач являются проявления коррупции, с которым, судя по итогам предыдущих посланий, борьба у правительства как-то не складывается. Впрочем, это уже не первое напоминание Путина кабинету министров. После разгромной речи о коррупции на таможне и требовании ликвидировать смычку между бизнес-структурами и таможенниками борьба с коррупцией в этой сфере на какое-то время приобрела всероссийский масштаб.
От Владивостока до Брянска прокатилась волна арестов в связи с нелегальными перевозками грузов через границы России. Были арестованы около двух десятков таможенников.
В результате инициированного минэкономразвития расследования по злоупотреблениям, связанным с квотами на мясо, были получены материалы о серьезных нарушениях закона, которые стали основой для дальнейших расследований.
Вчера же глава государства подписал указ о переподчинении Федеральной таможенной службы (ФТС) от министерства экономического развития и торговли непосредственно правительству. Службе передали функции ведомства Грефа по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, подчинив лично премьеру. В Кремле рассчитывают, что действия премьера по налаживанию ситуации в таможне будут более эффективными. То есть бороться с коррупцией Фрадкову предстоит буквально лично.
Правда, если президент обратился к чиновникам с призывом искоренить это зло, то Фрадков в очередной раз напомнил бизнесу о социальной ответственности. "Важно послать сигнал бизнесу, - убеждал глава кабинета министров. - Он должен понять, что ему комфортнее работать в стране".
- Платите налоги, инвестируйте, создавайте рабочие места, а правительство обеспечит нормальные условия работы, - продолжал Фрадков и вдруг неожиданно для всех закончил. - Вообще социальная работа - это по сути безопасность бизнеса.
На самом деле этот сигнал бизнес принял довольно давно. Но напоминание о социальной ответственности во второй раз за последние два дня все же не могло не насторожить. А правительство продолжило о своем - о социальном.
Инспектируя ход 122-го закона, страсти по которому давно утихли, кабинет министров вчера констатировал, что "узкие места" при реализации закона о монетизации льгот все же остались. В частности, по словам министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, "необходимо расширить списки медицинских препаратов и включить в них изделия медицинского назначения". Речь, в частности, идет о тест-полосках и шприцах. Кроме того, примерно 5 процентов тех, кто ранее отказался от набора социальных услуг и выбрал деньги, решили вернуться, поняв, что на получаемые взамен средства (чуть больше 400 рублей) не смогут обеспечить себя всем необходимым. В общем, это неудивительно. Еще одним "узким местом" остается финансирование проезда отдельных категорий граждан к местам лечения. К примеру, детей-инвалидов.
Численность федеральных льготников к 1 апреля 2006 года выросла до 16 миллионов 525 тысяч человек. Увеличение числа льготников произошло, в частности, за счет участников боевых действий, которых насчитывается 970 тысяч человек. Всего же в стране, по словам Зурабова, насчитывается свыше 30,5 миллиона человек, которые получают социальную помощь за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов. 81 субъект уже принял решение о замене натуральных льгот, связанных с пользованием общественным транспортом, на денежные компенсации. В 69 субъектах введены единые социальные проездные билеты. Вместе с тем количество граждан - получателей льготных проездных билетов - в 2006 году составило 24,7% общего количества льготников. Это говорит о том, что замена натуральных льгот на денежные компенсации "себя абсолютно оправдала", считает министр.
Что касается льгот на лекарства, то, по словам Зурабова, количество выписанных рецептов в первом квартале 2006 года осталось на уровне этого же периода 2005 года, несмотря на сокращение числа льготников с 12,8 миллиона до 8,2 миллиона человек. На этом Зурабов спел хвалебную песнь своему ведомству, заметив, что отпуск лекарств по фиксированным ценам привел к снижению цен на всем рынке лекарственных средств. По его словам, в прошлом году динамика цен на рынке лекарственных препаратов была ниже темпов инфляции. И если в первом квартале 2005 года были выявлены случаи, когда цены на 248 препаратов, отпускаемых по льготным рецептам, были выше, чем на аналогичные лекарства в коммерческом отпуске, то "в течение оставшегося периода времени случаев, когда цены были бы выше, чем в коммерческом отпуске, не было".
- За этим надо следить, - посоветовал первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Не удержался от похвалы и министр финансов Алексей Кудрин. К примеру, считает главный финансист, в результате монетизации льгот "в целом уровень обеспеченности граждан социальными услугами значительно повысился". А то, что большинство граждан оставляют деньги, а не социальный пакет, свидетельствует не иначе как об успехе закона. То есть полученные пожилыми людьми дополнительные ресурсы в 450 рублей позволяют, по словам главного финансиста, "в определенной мере бороться с бедностью среди этой категории граждан". Правда, на этом министр финансов, привыкший мерить все цифрами, которые больше напоминают номер телефона, вдруг остановился, видимо, оценив, что 450 рублей - не столь серьезная сумма, которая может вывести из бедности пенсионеров, и заметил, к сожалению, что еще не может похвастаться окончательной победой над бедностью в этой категории граждан. Действительно, иначе это был бы самый потрясающий способ борьбы с бедностью, которого еще не знают в мире.
Зато министр здравоохранения и социального развития тут же рассказал главному финансисту, сколько денег понадобится на то, чтобы преодолеть демографический кризис. Как оказалось, по предварительным подсчетам, в следующем году потребуется 30-33 миллиарда рублей. Этого объема средств будет достаточно на увеличение ежемесячных денежных выплат в период ухода за ребенком до полутора лет до 1,5 тысячи рублей на первого ребенка и до 3 тысяч рублей на второго ребенка, на увеличение стоимости родовых сертификатов, на возмещение стоимости лекарственных препаратов беременным женщинам, на дополнительные компенсации на содержание детей в дошкольных учреждениях и увеличение выплат усыновителям. По словам Зурабова, его ведомство "уточнит расчеты тех средств, которые потребуются для реализации этих социальных обязательств в течение 3-4 дней". Правда, в эту сумму не входят средства, которые потребуются на формирование начального материнского капитала для женщин, родивших второго, третьего или четвертого ребенка. По предварительным подсчетам, той суммы, о которой говорил президент (не менее 250 тысяч рублей), должно хватить на улучшение жилищных условий, а именно на дополнительную комнату размером в 18 квадратных метров. Если женщина решит направить эти средства на обучение детей, то этих средств должно хватить на подготовку двух детей в вузы на коммерческих курсах. Кроме того, женщины могут направить эти средства на формирование собственного пенсионного капитала. "Этой суммы достаточно, чтобы увеличить размер пенсии на 1 тысячу рублей", - заметил Зурабов. Он пояснил, что женщины, родившие двух детей, из-за отпуска по беременности и родам работают в среднем на 6-7 лет меньше, чем мужчины, и соответственно получают меньший размер пенсий. "Эти деньги выводят средний размер пенсии женщины, родившей второго ребенка, на среднероссийский уровень", - пояснил министр.
Впрочем, о главном - откуда появятся деньги для реализации всех социальных инициатив из президентского Послания - пока никто так и не сказал. Однако Фрадков дал министрам три дня для того, чтобы они ответили и на этот вопрос.