1 Одним из своих приоритетов в новой должности Сергей Шойгу считает создание рабочих мест в Подмосковье, чтобы жителям не приходилось каждый день тратить на дорогу от дома до работы по 3-4 часа. Говоря о том, что именно будет сделано для этого, он рассказал:
- Каждый день на работу в Москву едут 830 тысяч жителей Московской области. Если сравнить с Хакасией, население которой составляет 500 тысяч человек, получается, что сразу две таких республики поехали бы на работу к соседям в Красноярский край.
Проблем при этом возникает масса. В пригородных электричках давка, на радиальных дорогах пробки и заторы. На Петербургском форуме мы подписали с руководителем "Роснефти" Игорем Сечиным договор о создании в Подмосковье нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 млн тонн нефти в год. Он будет производить не только дизельное топливо и бензин, но и битум - почти 900 тонн, который идет на дорожное строительство. Где разместится, говорить пока рано, так как сначала мы проведем по этому поводу референдум: наверняка найдется немало людей, которые скажут: нет, только не рядом с моим домом. Между тем завод этот с самым современным производством, с глубиной переработки 98%. А бензин, который он будет выпускать, экологического класса Евро-4 и Евро-5. Выбросы там практически нулевые, замкнутый цикл водооборота. Лет 15-20 назад о таком нельзя было мечтать.
В Подмосковье какое крупное дорожное строительство не возьми - там обязательно скандал с жителями. То Химкинский, то Цаговский лес. Не пора ли начать работать на опережение конфликтов?
Кроме того, мы уже обсуждали с мэром Москвы Сергеем Собяниным вопрос вывода части промышленных предприятий из столицы в Подмосковье. Сейчас ведь в Москве чего только нет! Металлургические производства, как "Серп и молот", машиностроительные заводы типа АЗЛК и ЗИЛа. А Микояновский комбинат, представляющий собой для города в том числе и техногенную угрозу? Если разместить предприятия на территории нашей области - список сейчас готовится, то Москва станет свободнее, а жители Подмосковья получат работу неподалеку от дома. Чтобы заинтересовать собственников в переезде, мы работаем над льготами, которые область сможет им предложить.
2 Еще одна важнейшая задача, по мнению губернатора, от которой зависит и решение многих других проблем, которую он ставит перед собой и правительством области, это увеличение вдвое областного бюджета за ближайшие 5 лет. Известно, что путь к этому идет как раз через создание новых рабочих мест и более эффективную работу существующих производств. Но Шойгу предлагает и принципиальные новшества, которые могли бы увеличить доходы области:
- На части нашей территории, которая с 1 июля вошла в состав Москвы, проживает 230 тысяч жителей области. С нее собиралось 34 млрд рублей налогов. Сейчас они ушли. С одним "Межрегионгазом" ушли 20 млрд рублей. Но эти деньги были учтены в бюджете области! А сейчас получается, что вместе с ними уходят планируемые больницы, детсады, дороги. Естественно, мы говорим минфину, всем федеральным ведомствам, в том числе и Москве: компенсируйте нам их! Не хотите платить? Давайте налог на физических лиц платить не там, где человек работает, а там, где он живет.
3 Поднимая вопрос создания столичного округа, Шойгу сказал:
- Мое личное мнение даже не как губернатора, а гражданина: речь должна идти не об объединении Москвы и области, что я всякий раз подчеркиваю, но, к сожалению, каждый слышит что хочет, а о создании именно федерального столичного округа. Убежден: не может транспортная система области развиваться без транспортной системы Москвы, и наоборот. У нас одна энергосистема. Вода из водохранилища, которое находится на территории Подмосковья, поступает в столицу и ее пьют там 12 млн человек. А оттуда везут в область 6 млн тонн твердых бытовых отходов.
Словом, Москва и Подмосковье - это единый большой организм. И для того чтобы начать совмещать генпланы их развития, надо садиться и начинать обсуждать расселение жителей, размещение производственных мощностей, балансы по электроэнергии, газу, воде, канализации, твердым бытовым отходам... Но делать это должны специалисты, а не журналисты и политики.
4 Настроен глава региона покончить и с "экстремальной демократией". Для этого области предстоит выйти с законодательной инициативой о внесении поправок в N 131-ФЗ об общих принципах местного самоуправления:
- Меня поразило его всепоглощающее выполнение на территории Подмосковья. В результате я уже успел стать сторонником тех, кто критикует и пытается хоть как-то исправить последствия его влияния, а со временем, надеюсь, и сам закон. Представляете, в области 4,5 тысячи депутатов разного уровня - от поселкового совета до областного! Когда-то существовал порядок: к примеру, если есть Ногинский район и город Ногинск, то глава города подчиняется главе района. И все было в порядке.
Теперь же, оказывается, есть глава городского поселения и глава района, каждый пытается действовать абсолютно самостоятельно и независимо друг от друга. Но мы же понимаем, что одна комната не может не соотноситься со всей квартирой! У них общая стена, общая проводка, система отопления, наконец, канализация. Получается, трубой этой канализации в рамках комнаты управляю я, а дальше - ты. Что происходит с ней на стыке, никого не волнует. Пример последствий такой экстремальной демократии - Сергиев Посад, где еще недавно был глава города и был сити-менеджер, но некому было вывозить мусор, убирать улицы, готовить город к зиме, хотя горячую воду в большинстве квартир там еще весной отключили за долги, которые только за газ достигли полмиллиарда рублей. И глава района, который сидел в том же здании, что и два мэра, ничего с этим поделать не мог!
Поэтому мы вынуждены были назначить исполнять обязанности главы города до выборов опытного человека, который уже руководил Сергиевым Посадом, и достаточно эффективно. Кроме того, туда брошен губернаторский десант, который займется неотложными делами. Дорогами, коммуналкой, благоустройством, наведением элементарного порядка уже сейчас, не дожидаясь выборов. Мне порой говорят: это важно, потому что в Сергиев Посад - столицу российского православия - постоянно ездят иностранцы. Да не в этом дело! Главное в другом: нам тут жить. И если мы сами сможем жить нормально, тогда и любых гостей не стыдно будет привезти.
5 На вопрос, что Шойгу, недавний руководитель самой чистой структуры в стране, за которой никогда не тянулся коррупционный шлейф, готов применить из прежнего своего опыта для борьбы с коррупцией на новом месте, он рассказал:
- У меня есть два самых простых метода. Это открытость и прозрачность. Все мои решения, в том числе и не очень популярные, всегда открыты и публичны. Молодые ребята, пришедшие в наше новое правительство, каждый из которых тем не менее имеет серьезный опыт в своей сфере, настроены также объяснять людям каждое свое решение, каждое действие. С прозрачностью пока сложнее, не все зависит от нас на этом этапе, который я назвал бы разбором доставшейся нам в наследство библиотеки. Нужно разобраться, что, образно говоря, относится к научной литературе, а что к фантастике.
6 В ответ на вопрос, что в области происходит с землей, одним из главных богатств Подмосковья, глава области поделился:
- С ней не все просто. 200 тысяч гектаров - это федеральные земли. То есть минобороны, Академии наук, сельского хозяйства и так далее, к которым область никакого отношения не имеет. Для сравнения: это всего на 50 тысяч га больше, чем только что отошло Москве. Дальше идут земли, которые давным-давно проданы по кадастровой стоимости. Что осталось в кошельке у Подмосковья? Оказывается, всего 20 тысяч гектаров! Нетрудно догадаться, что стоит за этим.
Вот сейчас нам, например, предстоит подыскать 300 га для того же нефтеперерабатывающего завода. Решить, где встанет сам он, где пройдет его труба, куда подвести железную дорогу. В любом из мест, на которых мы можем остановиться, выйдет собственник и скажет: моя земля обойдется вам в такую-то сумму. И то, что этот проект очень нужен области, для него не имеет никакого значения. Будущему хозяину нового завода придется платить. Не в бюджет области, не в бюджет государства, а тому, кто когда-то позаботился приобрести эту землю. Ну как, в каком месте все-таки нам вклиниться и построить то, что нужно всем жителям области? И все-таки мы будем добиваться комплексной застройки, а гонку массового строительства жилья прекратим. Судя по ценам, по которым это жилье продается, в эту застройку должны быть включены не только садики и школы, но и взлетно-посадочные полосы для "Боинга" у каждого микрорайона. Увы, ничего этого нет. Ряд строек жилья мы уже остановили.
Я не думаю, что кому-то пришло в голову менять генеральные планы населенных пунктов и схемы территориального планирования. Значит, заставим застройщиков выполнять их или утвердим новые.
7 Срок, который губернатор отвел для того, чтобы покончить с очередью в детсады, - 2015 год. То есть осталось 2,5 года. И на этот счет он высказался вполне определенно:
- В очереди у нас сейчас стоят 150 тысяч детей. И я хочу, чтобы они еще успели походить в садик до того, как пойдут в школу.
8 Добившись возвращения с 1 июля права самой управлять своими лесами, Московская область в первый же день, несмотря на воскресенье, объявила День леса. 50 тысяч добровольцев отправились в подмосковные рощи, вывезя из них 6,5 тысячи тонн мусора.
Шойгу заверил, что правительство области постарается прекратить вакханалию самостроя в зеленых массивах, происходившую прежде там нередко с одобрения нечестных на руку местных властей, организует лечение лесов, будет и дальше регулярно заниматься очисткой их и наведением порядка.
9 Конечно, не обошли журналисты в беседе с губернатором и темы подмосковных дорог и пробок на них. Шойгу предложил смелый проект: построить автомобильные дороги над железными дорогами, входящими в Москву.
- Из чего я исхожу? - говорил он. - В Москву заходят 11 радиальных железных дорог. Они занимают площадь, к тому же еще у них большое обслуживающее хозяйство - с тупиками, разъездами, холодильниками, таможенными складами, терминалами, местами для помывки вагонов и так далее. Плюс 9 вокзалов. Следовательно, если вывести из города хотя бы половину, а сами железные дороги спустить в тоннели, на их месте можно проложить автомобильные трассы, построить парковки, эстакады, как это и делается во многих европейских городах.
10 Намерен он навести порядок и на существующих магистралях. По этому поводу губернатор, в частности, сказал:
- На последнем совещании по развитию дорожной сети Подмосковья у нас прозвучали такие цифры: из 14,5 тыс. км областных автомобильных дорог 9 тыс. требуют ремонта или реконструкции. В год же область ремонтирует не больше 220 км. А судя по отчетам глав муниципальных образований, 68% наших дорог соответствуют нормативам! Вот как такое может быть? Надо прежде всего перестать обманывать самих себя. А для этого сделать прозрачной и стратегию дорожного развития. Перед федеральным бюджетом мы уже обозначили потребность области в средствах на ремонт и реконструкцию дорог - 170 млрд рублей на 5 лет. От председателя правительства получили обнадеживающий ответ. На этот год просим 1,8 млрд руб., на следующий - 23 млрд, на 2014-й - 70. Спросите, почему сразу 70 не попросить? Проблема в том, что нет готовых проектов. Я так и сказал своим дорожникам - будем так шевелиться, слона никогда не продадим.
Важно и другое. Сейчас у нас что ни новая дорога, то скандал с жителями - то Химкинский, то Цаговский лес. Начали прокладывать дорогу на Белой Даче - уперлись в гаражи. Но когда принимали решение построить ее, с жителями кто-нибудь советовался? Не пора ли начать работать на опережение скандалов? А еще мы снимем фильм обо всех наших дорожных планах, растиражируем его по всем муниципальным образованиям. Пригласим жителей контролировать, что там еще помимо плана начинают копать и строить, какой ларек или склад пристраивать к дороге, как это часто бывает? Увидели самострой, не молчите, не стесняйтесь, ставьте табличку: здесь пытаются украсть нашу землю.
Ну а чтобы чиновники тоже не дремали, в каждом городе, каждом населенном пункте люди будут видеть бегущую строку с информацией: в дорожный фонд Московской области поступило столько-то денег, отремонтировано столько-то дорог. Ни на минуту не сомневаюсь, что нормальные европейские дороги могут и должны быть и у нас, в Подмосковье.
Кстати
На последнем заседании областного правительства подверглась корректировке целевая программа "Дороги Подмосковья до 2015 года". Региональные власти планируют потратить на строительство, ремонт и реконструкцию дорог 113,7 млрд рублей. Этих денег хватит на то, чтобы построить и реконструировать 56 км новых дорог и капитально отремонтировать 1208 км старых.
Больше всего повезло сельским населенным пунктам, на чье плачевное дорожное состояние власти обратили внимание в первую очередь. Уже в этом году серьезно обновятся подъезды к сельским поселениям в Егорьевском, Клинском, Луховицком, Озерском, Орехово-Зуевском, Шаховском и Талдомском районах.