На территории ОЭЗ устанавливается режим свободной таможенной зоны (СТЗ). Иностранные товары, в том числе оборудование, сырье, строительные материалы, размещаются и используются без уплаты таможенных ввозных пошлин и НДС, а также без применения мер нетарифного регулирования (лицензирования, введения квот и иных мер ограничения импорта). Готовая продукция, вывозимая с территории СТЗ, также не облагается вывозными таможенными пошлинами и НДС. Помимо этого в ОЭЗ действует режим "одного окна", в соответствии с которым резиденты вправе получать комплекс государственных услуг в одном месте. При этом есть возможность подать документы и согласовать их в электронном виде. Речь о документах для получения разрешения на строительство, получение техусловий на технологическое присоединение к сетям инфраструктуры, регистрации прав на недвижимое имущество и др.
Профессиональная управляющая компания обеспечивает эксплуатацию и поддержание в надлежащем состоянии объектов инфраструктуры ОЭЗ, оказывает услуги по сопровождению развития инвестиционного проекта, осуществлению строительного контроля, представлению интересов резидента в государственных органах и органах местного самоуправления. Инвестор концентрируется только на производстве и продажах.
В правительстве рассчитывают, что на территории новой ОЭЗ смогут разместиться предприятия приборо- и машиностроения, фармацевтического и биотехнологического производства, производства продуктов питания, строительных материалов. Сейчас от компаний - потенциальных резидентов получены подтверждения о готовности реализовать на территории создаваемой ОЭЗ проекты с общим объемом инвестиций около 3,9 млрд рублей. "Такой формат ОЭЗ наиболее привлекателен для инвесторов, потому что вся территория и инфраструктура частные, отношения с управляющей компанией тоже строятся на частной основе. Эти механизмы понятны для любого предпринимателя. В то же время льготы резиденты ОЭЗ получают от государства. Так снимаются все фантомные страхи инвесторов, которые связаны с непониманием законодательства, нестабильной экономической обстановкой. Важно отметить, что стоимость земли и инфраструктуры - это не больше 10% от стоимости всего инвестпроекта. Основные затраты идут на строительство, оборудование и производство. Чем быстрее инвестор начинает производить, тем быстрее он начинает получать прибыль, завоевывает и сохраняет за собой рынок, - объяснила управляющий партнер GDP Quadrat Екатерина Евдокимова. - В ОЭЗ инвестор быстро приобретает землю в собственность, все необходимые коммуникации уже проведены. За год можно запускать новое производство. Если ОЭЗ нарушила свои обязательства, инвестор может пойти в суд и получить компенсацию. Когда владельцем земли является государство, инвестору сложнее решать такие проблемы".
Результаты консолидированных усилий государства и частных инвесторов уже заметны. Сейчас в России действуют 24 особые экономические зоны четырех типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические. Всего в стране 31 особая экономическая зона. В них работает 383 резидента, создано более 14 тыс. рабочих мест, заявлено более 500 млрд рублей частных инвестиций, из которых компаниями вложено в проекты уже более 160 млрд рублей. За период существования ОЭЗ в бюджеты разных уровней уплачено более 16,5 млрд рублей налоговых отчислений. При этом в стадии подписания соглашения о ведении деятельности в качестве резидента особой экономической зоны находятся еще 15 компаний, которые планируют инвестировать в свои проекты более 30 млрд рублей.
Несмотря на очевидные успехи, эксперты отмечают сегодня тенденцию снижения интереса инвесторов к зонам. "ОЭЗ - это достаточно дорогое удовольствие. Кроме того, срок существования ОЭЗ фиксированный и продлению не подлежит. На каждый квадратный км нужно вложить от 20 млн до 70 млн долларов в зависимости от типа зоны. Бизнес, конечно, сейчас не планирует на 20 лет, но и потерять вложенное даже через 20 лет не хочет. Портовые зоны стагнируют больше всех. Те, которые расположены близко к Москве, Санкт-Петербургу, - чувствуют себя лучше. На фоне рецессии в экономике в ОЭЗ будет мало предприятий, а государству будет еще сложнее предоставлять им льготы и развивать инфраструктуру. Может быть, в конечном счете мы придем к тому, к чему пришла Европа, - останутся лишь несколько зон, связанных с торговлей и туризмом", - считает директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.
Другие аналитики более оптимистичны и считают, что механизмы ГЧП будут успешно работать и привлекать компании в ОЭЗ, особенно сейчас, когда многие иностранные предприятия задумываются над локализацией производства в России. "Сейчас активно востребованы промышленные ОЭЗ. Труднее развиваются туристические и игровые ОЭЗ. Появляются агропромышленные зоны, - рассказал руководитель департамента оценки "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов. - Можно сказать, что ОЭЗ - это состоявшийся проект, они активно заполняются резидентами".