01.10.2015 00:41
    Поделиться

    Льготный режим удержал Калининградскую ОЭЗ на плаву в годы кризиса

    Законы об ОЭЗ помогли калининградскому бизнесу выжить в непростых условиях
    В Калининградской области подводят итоги реализации двух разных законов об Особой экономической зоне. Эксперты спорят об эффективности льготных режимов. Но сходятся во мнении, что именно преференции ОЭЗ помогли многим калининградским предприятиям остаться на плаву в кризисные времена.

    Самый западный российский регион стал в нашей стране первопроходцем в части создания особых экономических зон. Первый закон об ОЭЗ в Калининградской области приняли в 1996 году. Благодаря этому документу предприятия самого западного российского региона смогли свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из зарубежных стран. А также вывозить на остальную территорию России товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин и сборов.

    Льготный режим породил множество небольших компаний, которые занимаются частичным реэкспортом европейских товаров в другие регионы РФ. Однако он не стимулировал наращивание добавленной стоимости на территории области.

    В 2006 году приняли второй закон об Особой экономической зоне. Ее участником может стать инвестор, готовый вложить в экономику региона не меньше 150 млн руб. в течение трех лет. Резидент получает освобождение от налогов на прибыль и на имущество на шесть лет и затем 50-процентную льготу еще на шесть лет, фиксированную арендную плату и возможность ввозить на территорию региона импортные товары для внутреннего потребления в режиме свободной таможенной зоны. Этот же документ продлил для компаний, зарегистрированных с 1996 по 2006 год, действие таможенных льгот старого закона об ОЭЗ на десять лет.

    Правом без таможенных пошлин вывозить в "большую" Россию товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, пользуются около 700 калининградских компаний. Предприятия, на которых работает около 40 тыс. человек, обеспечивают больше 15% валового регионального продукта. Благодаря второму закону, принятому в 2006 году, в самый западный российский регион пришли больше ста крупных инвесторов. В прошлом году они перечислили в бюджет около 5,5 млрд руб. 3,5 млрд руб. составили налоги, от которых резидентов освободили благодаря режиму ОЭЗ.

    90 миллиардов рублей составил в 2014 году объем начисляемых, но не уплаченных таможенных сборов в рамках калининградского льготного режима

    - Первый закон об Особой экономической зоне в Калининградской области я бы назвал более продуктивным, поскольку он позволил калининградскому бизнесу на равных конкурировать с предприятиями, расположенными на основной территории России, - рассуждает калининградский бизнес-консультант Олег Скворцов. - Второй же закон, как мне кажется, оказался не таким эффективным. Многие резиденты, столкнувшись с простоями на таможне, серьезными транспортными издержками, не смогли реализовать свои проекты. А часть льгот оказалась условной. Ведь у большинства проектов срок выхода на уровень безубыточности составляет 7-12 лет. Все это время о серьезной прибыли речи не идет. Соответственно, освобождение от налога на прибыль является условной преференцией.

    Резиденты ОЭЗ, работающие в соответствии с законом, принятым в 2006 году, не согласны с мнением о неэффективности льготного налогового режима. Некоторые инвесторы действительно не смогли реализовать свои проекты, но произошло это из-за общей кризисной ситуации в стране и в мире. А преференции ОЭЗ, наоборот, помогли субъектам бизнеса остаться на плаву.

    - Действительно, когда мы разрабатывали бизнес-план, мы рассчитывали на серьезную прибыль и на серьезную экономию по налогу на прибыль благодаря льготам особой экономической зоны, - делится информацией Леонид Степанюк, генеральный директор крупнейшей в Калининградской области транспортно-логистической компании, которая является резидентом второй ОЭЗ. - Однако потом наступил кризис 2008-2009 годов, сейчас мы столкнулись с падением объемов перевозок из-за девальвации рубля, санкций и антисанкций. В результате стараемся оптимизировать рабочий процесс, чтобы затраты не превысили доходы, и о прибыли особо не задумываемся. Но ведь есть еще льготы по налогу на имущество. Нашей компании принадлежит 10 га земли, крупный склад, транспорт. И если бы не существенная экономия на имущественном налоге и некоторая экономия на налоге на прибыль, мы бы в эти кризисные времена, наверное, уже давно закрылись.

    Сейчас усилия и региональных, и федеральных властей направлены на решение калининградской проблемы 2016 года, когда истекает срок действия таможенных льгот первого закона об Особой экономической зоне. В конце прошлого года правительство России утвердило правила предоставления межбюджетных трансфертов на поддержку калининградского бизнеса. На днях проект порядка распределения денежных средств разработали региональные власти. Согласно этому документу на компенсации смогут претендовать все юридические лица, которые понесли дополнительные расходы из-за отмены переходного периода. Важно, чтобы у заявителя не было долгов по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет.

    Параллельно совершенствуются правила игры второй особой экономической зоны. К примеру, разработан законопроект о снижении минимального порога входа в ОЭЗ со 150 до 50 млн руб. Документ в ближайшее время внесут в Госдуму.

    прямая речь

    Дмитрий Чемакин, и.о. министра по промышленной политике Калининградской области:

    Редакция закона об ОЭЗ от 2006 года - это некий переходный документ, намерение использовать результаты действия первого закона и адаптировать сложившуюся экономику к новым экономическим условиям. В том числе в свете вступления в ВТО и подъема российского рынка. Это намерение не реализовано, процесс адаптации идет до сих пор. Тот же законопроект об уменьшении порога входа в ОЭЗ не просто сужает объем инвестиций. Резидент, для которого инвестиционную планку снизят до 50 млн руб., должен быть технологичным, ставить задачи по локализации, реализовывать проекты в приоритетных для Калининградской области сферах. Это лишь один из возможных инструментов, повышающих эффективность закона об ОЭЗ. В сотрудничестве с бизнес-сообществом и сейчас идет поиск решений.

    Поделиться