Даже слово "Дружба" кое-где сохранилось в названиях эксплуатирующих нефтепровод организаций - российской компании "Транснефть - Дружба", белорусской "Гомельтранснефть Дружба" и польской ПЭРН "Пшиязнь", что тоже переводится как "Дружба". И по-прежнему представительства "Транснефти" за рубежом играют важную роль в работе компании, контролируя экспортные поставки российской нефти.
Строго по графику
- У компании есть помесячный график транспортировки, который делится на ежесуточные графики. Например, надо сдать 400 тыс. тонн нефти за месяц следующим образом: десять дней сдается по 20 тыс. тонн и двадцать дней - по 10 тыс. тонн, - поясняет начальник управления учета движения нефти "Транснефти" Юрий Исланов. - Под этот график транспортировки оформляются маршрутные поручения, а ПСН контролируют их исполнение. Каждые сутки подписывается акт приема-сдачи нефти, а если вдруг возникает какая-то внеплановая остановка или форс-мажор, ситуация тут же берется на контроль.
Через свои представительства "Транснефть" согласовывает с зарубежными партнерами все насущные вопросы: изменение режимов, плановые и внеплановые остановки, увеличение или сокращение объемов перекачки.
- Информация в нашем деле имеет огромное значение, ведь, не зная, что происходит на местах, мы не сможем четко планировать свою работу, - поясняет заместитель начальника управления учета движения нефти - начальник отдела мониторинга компании "Транснефть" Михаил Гуляев. - Если у наших партнеров что-то случится, например, по каким-то причинам они не смогут принять нефть, то и у нас в системе все может "откатиться" вплоть до Тюмени. Приходится изменять планы поставки, переоформлять некоторые партии нефти, диспетчерской - перестраивать режимы работы системы, а это уже другие объемы перекачки и увеличение затрат на электроэнергию. Мы же уделяем большое внимание экономическим и экологическим аспектам в своей работе. Именно поэтому в наиболее важных для контроля и планирования работы трубопроводной системы точках присутствуют наши представители.
В настоящее время "Транснефть" имеет четыре представительства за пределами Российской Федерации: ПСН "Адамова Застава" в Польше, ПСН "Будковце" в Словакии, ПСН "Фенешлитке" в Венгрии и пункт сдачи нефти в Беларуси. Все они расположены на крупных перекачивающих станциях, принадлежащих иностранным нефтетранспортным компаниям. На этих станциях, в состав которых обычно входит резервуарный парк и узлы учета нефти, и происходит передача российского сырья зарубежным получателям, а ПСН ведут строгий учет всех поставок.
Особые пункты
Старейший на "Дружбе" ПСН "Будковце" заработал в феврале 1962 года, когда первая российская нефть пришла по трубе в Словакию. Пункт расположен на одноименной перекачивающей станции в 25 км от словацко-украинской границы в Земплинской долине, окруженной с трех сторон горными хребтами.
Перекачивающая станция "Будковце" - одна из крупнейших в стране, объем резервуарного парка у нее около 400 тыс. кубометров, здесь даже частично хранится государственный резерв нефти. В 2015 году через этот ПСН прошло около 9,9 млн тонн российского сырья, предназначенного для Чехии и Словакии. Работа зарубежных ПСН в целом похожа на то, как функционируют приемо-сдаточные пункты "Транснефти" в России, но своя специфика у них все же есть.
- Нефть сдается другому государству на его территории, но при этом весь процесс должен соответствовать нормативам, установленным в нашей компании, - поясняет глава представительства "Транснефти" в Словацкой Республике Александр Морозов. - На ПСН также находится представитель Украины, по территории которой проходит наш нефтепровод, и мы порой выступаем третьей стороной в спорных вопросах между украинскими и словацкими коллегами. Со словаками у нас налажено постоянное взаимодействие, с начальником станции контактируем ежедневно, начиная с подписания актов приема-сдачи нефти и заканчивая обсуждением текущих дел и планов станции. Ведь если, например, им надо остановить станцию на два-три дня для ремонтных работ, это необходимо согласовывать по всей цепочке - от России до Словакии.
Учет поступающей сюда нефти становится точнее и надежнее. Первого октября на перекачивающей станции "Будковце" была введена в промышленную эксплуатацию новая система измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) взамен работавшего с 1980-х годов старого узла учета. Инициатором замены СИКН выступила компания "Транснефть", она же помогла словацким коллегам организовать весь этот процесс. Проект нового узла разрабатывал "Гипротрубопровод", генподрядчиком выступила компания "Транснефть - Метрология", и ее же специалисты провели все наладочные и поверочные работы. Конечно, все итоговые решения принимала словацкая сторона, но опыт российских коллег здесь очень пригодился.
- Еще на стадии проектирования словаки хотели установить немного другое оборудование, но мы их убедили в том, что есть более удачный вариант. Все-таки у "Транснефти" большой опыт эксплуатации различных узлов, есть даже статистика по разным видам оборудования, - поясняет Александр Морозов. - В результате была выбрана комплектация узла, которую рекомендовали специалисты нашей компании.
Узел учета был заменен полностью - появились новые измерительные линии с современными счетчиками, работающими в широком диапазоне вязкости, и новый блок качества с поточными влагомерами, вискозиметрами и другим оборудованием. Если раньше о качестве нефти можно было судить лишь после лабораторных анализов, то сейчас некоторые параметры определяются в режиме реального времени, например, плотность нефти, содержание в ней воды.
Трудности перевода
Менее чем в сотне километров от "Будковце" на параллельной ветке "Дружбы", идущей в Венгрию, расположилась перекачивающая станция "Фенешлитке" и одноименный ПСН, сдающий нефть венгерской компании MOL. В 2015 году через него прошло более 5,2 млн тонн. Все участники транспортировки постоянно координируют свои действия.
- Мы постоянно держим связь и с Брянском, где расположен головной офис компании "Транснефть - Дружба", и со Львовом, где находятся наши украинские коллеги, - рассказывает глава представительства "Транснефти" в Венгерской Республике Сергей Кириллов. - Как принято во всей компании "Транснефть", каждые два часа мы сообщаем в Брянск оперативную сводку, сколько приняли за это время нефти. Если изменился режим - докладываем, произошла остановка или начался прием сырья - тоже докладываем. Конечно, здесь на станции всем оборудованием управляют венгерские диспетчеры, но наш техник на свой монитор получает точно такую же картинку и полностью контролирует ситуацию.
Взаимоотношения и с венгерскими коллегами на станции, и с руководством в Будапеште выстроены наилучшим образом, претензий ни у кого нет. Технология процесса всем понятна, единственное, что сложно дается, как признаются работники представительства, - венгерский язык. Ни на славянские, ни на западноевропейские языки он не похож совершенно и потому непрост в изучении. Но работать надо, и все сотрудники ПСН заучивают наизусть основные термины, связанные с перекачкой, - "открыть задвижку", "переключиться на другой резервуар", "изменение расхода" и т.д., всего две страницы терминологии. Ну и, конечно, все прекрасно знают цифры, ведь без этого вести учет не получится.
На "Фенешлитке" в 2015 году тоже обновили узел учета. "Транснефть" предложила венгерским партнерам три варианта реконструкции, и они выбрали полную замену и измерительных линий, и блока контроля качества. С 1 декабря новый узел заработал в режиме опытной эксплуатации, а уже с нового года его задействуют в товарно-коммерческих операциях.
Застава у границы
Наибольший поток сырья по "Дружбе" идет по северной ветке в направлении Польши, которая в 2015 году приняла для своих нужд и для транзита в Германию в общей сложности около 38,7 млн тонн нефти. Все это сырье прошло через ПСН "Адамова Застава", созданный в 1963 году на одноименной перекачивающей станции, расположившейся в окружении леса в 8 км от границы с Беларусью. В состав станции входит большой резервуарный парк общим объемом около 700 тыс. кубометров, в котором есть даже уникальные резервуары-стотысячники.
- Из Брянска нам присылают маршрутные поручения, прогнозы - сколько будет сегодня прокачано, сколько нефти надо закрыть, а наши специалисты оформляют акты приема-сдачи, паспорта качества и участвуют в проведении анализов, - рассказывает глава представительства компании "Транснефть" в Республике Польша Юрий Шугаев. - Акты закрываются после каждой смены - в полдень и в 00.00 по московскому времени, ведь нефтепровод у нас работает по Москве.
Из всех зарубежных ПСН сотрудники "Адамовой Заставы" единственные живут непосредственно рядом с местом работы в небольшом пристанционном поселке, построенном одновременно с нефтеперекачивающей станцией. На работу можно ходить пешком, а вот в магазин или к врачу приходится ехать, правда, недалеко - менее 10 км до ближайшего крупного поселка. Бытовые условия вполне приличные, можно хорошо жить и даже детей рожать, что подтверждает семья заместителя главы представительства Дениса Антонова. В Польшу в 2010 году они приехали с одним ребенком, а сейчас воспитывают уже троих.
Кстати, на всех зарубежных ПСН заместитель главы представительства одновременно выполняет функции инженера-метролога, ведь, чтобы вести точный учет нефти, нужно быть уверенным в правильности работы всех средств измерения.
- Я отвечаю за контроль метрологического обслуживания узла учета нефти - контроль и поверку средств измерений, проведение совместно с коллегами из ПЭРН "Пшиязнь" ведомственного контроля метрологических характеристик, - рассказывает Денис Антонов, до Польши шесть лет проработавший инженером-метрологом в компании "Транснефть - Метрология". - Вот буквально полчаса назад был на узле учета, сверял документацию. Поляки стараются поддерживать узел в современном техническом состоянии, у них здесь даже есть возможность синхронизации времени по спутниковым сигналам GPS и автоматизированная система управления потоком нефти. Но все равно часть оборудования, работающего еще с момента постройки узла в 2001 году, пора менять.
В этом году на узле учета идет большая реконструкция. Здесь полностью меняют блок контроля качества, а также системы обработки информации, преобразователи расхода, кабельную продукцию.
Меняют прописку
Но самые большие перемены в 2015 году произошли с представительством компании "Транснефть" в Беларуси, поменявшим место своей прописки. После полного прекращения поставок нефти в направлении Литвы на ПСН "Полоцк" осталась только сдача сырья на белорусский НПЗ "Нафтан" в Новополоцке. Поэтому было решено перенести представительство на ЛПДС "Мозырь", где нефтепровод "Дружба" разветвляется на северную и южную части, а в Новополоцке оставить отдельный пункт сдачи с одним специалистом, ведущим учет поставок на НПЗ. Поскольку завод - это конечная точка нефтепровода и идти дальше сырью просто некуда, одного человека для такой работы вполне хватает.
- В Мозырь переехали в феврале 2015-го, - рассказывает глава представительства "Транснефть" в Республике Беларусь Валерий Порублев. - Работа, с одной стороны, осталась прежней - сдаем нефть на Мозырский НПЗ, с другой - добавился контроль балласта всей поступающей из России нефти. Смотрим, сколько пришло сюда и сколько откачали в сторону Польши и Украины.
Валерий Порублев работает в Беларуси с момента открытия ПСН в 2005 году, и он такой здесь не один. С того времени поменялось лишь несколько человек, так что коллектив ПСН в Мозыре - один из самых стабильных.
Один из четверых
У всех зарубежных представительств одинаковый штат - семь человек: глава представительства, его заместитель, он же инженер-метролог, и пять техников.
- Наша должность звучит, конечно, скромно, но в реальности практически все, кто на ней работает, - люди с высшим образованием и достаточно высокой квалификацией, - отмечает техник представительства в Словацкой Республике Татьяна Морозова. - Ведь техник здесь выполняет функции сразу четырех специалистов - товарного оператора, техника по учету, диспетчера и лаборанта химического анализа.
Действительно, на технике и регулярный осмотр оборудования узла учета и резервуарного парка, и контроль отбора проб и последующих лабораторных анализов, на основании которых составляется паспорт качества нефти, и диспетчерский контроль за принимаемой нефтью - согласование всех переключений с другой стороной, и оформление актов приема-сдачи нефти по разным поставщикам и грузополучателям.
- Все сдается строго согласно документации, например, сегодня у меня в одной факсограмме стоит 7611 тонн, и ни на тонну больше, ни на тонну меньше я сдать не могу, - поясняет Татьяна Морозова. - В день оформляем минимум четыре документа, а максимум за смену у меня их однажды было 28. Такое бывает, как правило, в конце месяца в последнюю смену, когда приходят факсограммы с небольшими объемами - вплоть до 1000 или 500 тонн.
Трудятся техники посменно по 12 часов - день, ночь, обязанности у них на всех ПСН одинаковые, хотя каждая станция вносит свои особенности в их работу.
- На "Фенешлитке" резервуарный парк небольшой - четыре резервуара по 20 тыс. куб. м каждый, поэтому очень много переключений, - говорит техник представительства в Венгерской Республике Наталья Панасенко. - Если в Польше, где я тоже работала несколько лет, стоят огромные стотысячники, которые довольно долго наполняются, то у нас очень быстрые переходы, и все это надо контролировать. А еще у нас довольно высокое давление на входе, ведь со стороны Украины, откуда идет нефть, находятся Карпатские горы, и перепад высот составляет целый километр.
Как на подводной лодке
Со всеми сотрудниками зарубежных представительств "Транснефти" заключается контракт на три года. Когда срок истекает, его можно продлить, что большинство работников и делают. В компании такой стабильности только рады.
- Вот недавно продлили контракт еще нескольким сотрудникам, - сообщает Михаил Гуляев. - Бывает, конечно, что уходят - по личным обстоятельствам или на пенсию, но такого, чтобы мы не продлили кому-то из-за плохой работы, у нас еще не было.
Дело в том, что в зарубежные представительства стараются отправлять самых проверенных и надежных работников. Отбирают их из дочерних обществ "Транснефти", обязательные требования - опыт работы, профильная профессия плюс умение поддерживать хорошие рабочие отношения в коллективе. Зарубежный ПСН - это свой маленький мир, в котором важны как профессиональные навыки, так и человеческие качества.
- Это практически как на подводной лодке - надо притереться друг к другу, наладить отношения, - объясняет начальник управления учета движения нефти компании "Транснефть" Юрий Исланов. - Ведь живут одним коллективом по нескольку лет.
Чаще всего в зарубежное "плавание" отправляются семейными парами - так и с жильем проще, и с ностальгией по родине легче справиться. При этом обычно один из супругов имеет профильную профессию и опыт работы, а другой проходит переквалификацию и тоже становится специалистом в товарно-транспортных операциях.
К примеру, Наталья Панасенко поехала за мужем в зарубежное представительство, и вместо экономиста отдела заработной платы компания получила нового техника. Татьяна Морозова, по специальности инженер-теплоэнергетик, тоже переквалифицировалась в техники, отправившись в Словакию вслед за супругом - главой представительства, а заодно влилась в трудовую династию, суммарный стаж которой приближается к ста годам. Отец Александра Морозова проработал в "Транснефти" 37 лет, сам он - более тридцати, супруга - уже двенадцать, старший сын также потрудился на благо нефтепроводного транспорта, а младший продолжает и сейчас.
- Есть еще три внука, и тоже, наверное, будут работать в "Транснефти", - надеется Татьяна Морозова.
- С одной стороны, работа в зарубежных представительствах более спокойная, технически не сложная, но при этом очень ответственная, - подытоживает Михаил Гуляев. - Ведь все работники являются представителями нашей большой компании. Им приходится решать самые разные вопросы, но главное - обеспечить контроль поставок нефти с территории РФ по нашему традиционному направлению, которое работает уже свыше полувека и никогда никого не подводило.