Академик Зевин собрал в картине своих "Героев нашего времени"

Когда-то Зевина называли авангардистом: в 70-х годах он был участником первых выставок нонконформистов в Москве. Но годы пробежали, а он, теперь уже народный художник России, по-прежнему в авангарде: с 2014 года Евгений Зевин - президент Российской Академии искусств, которую и создавал он в девяностые вместе со своими друзьями - Николаем Петровым, Фазилем Искандером, Игорем Моисеевым, Булатом Окуджавой, Петром Тодоровским…

Мастер, которому исполняется 70, как и прежде, в процессе исканий, готовит новые проекты, выставки. Среди последних масштабных работ Зевина - полиптих "Герои нашего времени", на котором запечатлены единомышленники художника. И эту беседу с художником поддержали они, персонажи этой его картины…

По словам Дмитрия Лихачева, "учение - естественный процесс, который продолжается у интеллигента всю жизнь". Вы человек интеллигентный. Учитесь чему-то по-прежнему?

Евгений Зевин: Конечно, человек должен учиться постоянно. Даже не просто учиться - самосовершенствоваться. Как в детстве, так и сейчас, я все так же учусь жить. Сменилось несколько эпох, в каждой приходилось учиться жить заново. А с каждым прожитым годом время течет все быстрее - темп, ритм, движение, краски, соответствуют данному моменту. И все это надо отразить в своей живописи!

Ваш друг Фазиль Искандер советовал не "злоупотреблять словом "победа". Прислушаетесь?

Евгений Зевин: Ну, я употребляю это слово нечасто. В тот момент, когда творишь, оно "заряжает". Иногда напишешь работу, а удовлетворения никакого. Убираешь ее. А проходят годы, увидишь ее неожиданно, - и понимаешь вдруг: был не прав, работа-то интересная… Время расставляет все на свои места. Кстати, Фазиль еще говорил, что смотреть на свои произведения нужно весьма самоуглубленно…

Кредо Майи Плисецкой - "не смиряться, не сдаваться, до последнего мига бороться". А вам сдаваться не приходилось?

Евгений Зевин: Главное, не поддаваться унылой прозе жизни. Мне всегда хочется передать в своих работах позитивное отношение к жизни. Светом, цветом, эмоциями. Жизнь прекрасна, даже если случается, что ты не соответствуешь ей… Так что желание не сдаваться - всегда сильнее.

Петр Тодоровский был уверен, что "человек - это единственный предмет, который подлежит рассмотрению в искусстве". Так ли это?

Евгений Зевин: Думаю, он прав. Человек прежде всего. Даже если художник создает натюрморты, он всегда стремится их одухотворить - провести через "человеческое состояние". В последние годы я обратился к портретам своих современников, "героев нашего времени" - мне кажется, я вполне созрел для этого.

По-вашему, герои - "камертон времени". А что для художника время?

Евгений Зевин: Художник должен жить в свое время - но одновременно и вне времени и пространства. Иногда сегодняшние события требуют осмысления, не терпят суеты. Потому очень часто художники обращаются к прошлому. Случайно ли Марк Шагал все время возвращался в своих картинах к своему Витебску? Мне важно не только помнить пространство и события, но передать и чувства, которые испытывал тогда…

Хореограф, великий танцовщик Владимир Васильев уверяет, что "помнится только лучшее, горькие моменты исчезают из памяти". Но художнику ведь надо помнить все?

Евгений Зевин: Увы, человеческая память устроена так, что мы помним всякое. Есть такая теория: через отрицание можно достичь лучшего результата. Думаю, в каждом случае все зависит от конкретного сюжета.

Тогда ответьте на конкретный вопрос Валентина Гафта: "зачем мы на свете живем?"

Евгений Зевин: Видимо, чтобы радовать своим творчеством. Себя и всех вокруг.