Стоит ли весь выходной потратить на просмотр сериала "Падение ордена"
Стоит ли новый проект телеканала History, славного эпичными "Викингами", того, чтобы потратить на него целиком последний выходной день? Ну… Если вдруг оказалось, что вам совсем нечего смотреть, похождения Рагнара Лодброка и его боевитых потомков вами изучены, а душа мучительно взалкала ярких и основанных на реальных событиях зрелищ с мечами в руках суровых бородачей, несколько часов между обеденной сиестой и вечерним променадом можно и угробить. Но через некоторое время вам, скорее всего, надоест.
Создатели шоу в интервью "Кинократии" с энтузиазмом рассуждали о том, что могут рассчитывать на часть аудитории "Игры престолов", которой предлагается-де все, что она так любит (пусть и в несколько более скромных масштабах): пышные декорации, кровавые схватки и коварные интриги. Все это в "Падении ордена" и правда в наличии. Декорации действительно пышны, схватки - пусть и немногочисленны, зато кровавы, а интриги - коварны. Но есть заметный недостаток. Коварные-то они коварные, да только примитивные до зевоты. И с подлостью и лукавством, царящими в "главном сериале современности", ни в какое сравнение не идут.
Некоторые действующие лица - исторические фигуры, и события сериала приблизительно ориентируются на то, что на самом деле происходило в средневековой Франции, однако в художественном вымысле недостатка нет. По сюжету королю Филиппу IV (Эд Стоппард), даром что по прозвищу Красивый, изменяет жена (Оливия Росс), тихо, но люто его ненавидящая. Изменяет не абы с кем, а с видным тамплиером сиром Годфри (Том Каллен), по совместительству - главным героем, которого наивный рогатый монарх считает своей опорой и лучшим другом. Одновременно на сира Годфри точит зуб его товарищ по ордену и тоже, в свою очередь, мнимый друг Гавейн (Падрейк Делани) - за то, что тот низко (хотя и не без оснований) ценит его как боевую единицу после полученного им увечья.
Вот, собственно, и весь клубок основных конфликтов (не считая побочных - таких же пресных; как, например, попытка заключить династический брак между принцессой Изабеллой и, опять же, нелюбимым ею принцем Каталонии), который будет вяло катиться к финалу сезона, чтобы ожидаемо там развязаться.
Движущей силой его выступают перегруженные пафосом диалоги, исполняющие, как и увалистые сюжетные повороты, сугубо утилитарную функцию - сделать тайное явным, предателей спровоцировать на предательство, а оступившихся благородных мужей обречь на бесплодную рефлексию и всевозможные страдания. Как говорится, конец немного предсказуем, и дело тут вовсе не в том, что печальный финал истории ордена рыцарей-храмовников широко известен (тем более что до полноценной травли тамплиеров первый сезон добраться не успевает).
И это еще полбеды - настоящая проблема "Падения ордена" заключается в том, что все здесь делается с предельно серьезной миной, не в пример тем же "Викингам" и "Игре престолов", не говоря уже о "Последнем королевстве" и "Британии", сочащихся пропитанным языческим цинизмом юмором. За исключением пары коротких легкомысленных моментов, вроде получающего по королевской физиономии в нелепой пьяной драке Филиппа, сериал упорно, с рыцарской стойкостью отказывается развлекать зрителя чем-то, помимо аскетичных порций брутальных заруб и суетливой погони за Святым Граалем, достойной какой-нибудь книги Дэна Брауна. Сочувствовать же и симпатизировать кому-то из этих вечно хмурящихся и ноющих господ и дам довольно тяжело.
Актер Патрик Дилейни перед премьерой осторожно рассуждал о том, что не каждый большой телепроект "заходит" с первого сезона. И это - святая правда. Для "Падения ордена" особенно актуальная: рейтинги шоу, что и неудивительно, оказались довольно скромными. И если оно таки будет продлено, в чем есть все основания сомневаться, команде создателей во главе с Джереми Реннером придется очень постараться, чтобы будущее экранных тамплиеров было светлее, чем прошлое их прототипов.
2.5