Если говорить о первой тенденции, то ее начало можно датировать 2018 годом. Именно тогда в Министерстве транспорта РФ объявили о планах: до 2031 года свыше 17 тысяч километров региональных дорог должно оказаться в федеральной собственности. Конечно, передать можно не каждую трассу. Важно, чтобы эта дорога или была продолжением федеральной, или соединяла две таковые, или же вела к значимому объекту общероссийского значения. В регионах не скрывают, что такой возможностью не преминут воспользоваться, ведь затраты на содержание транспортной инфраструктуры растут с каждым годом, стандарты становятся жестче. А после передачи бремя ухода за дорогами ляжет на плечи федеральных структур.
В Курской области, как отметил глава региона Роман Старовойт, с регионального уровня намерены снять дорогу Курск - Курчатов - Льгов - Рыльск - граница с Украиной. Эту трассу за федеральные же деньги приведут в нормативное состояние, некоторые участки реконструируют, и региону не нужно будет тратить средства из дорожного фонда на ее обслуживание.
- До конца 2022 года мы планируем передать в федеральную собственность 250 километров автомобильных дорог, - добавляет Роман Старовойт. - Это позволит нам сконцентрировать финансы на строительстве и ремонте дорог регионального значения.
В Белгородской области, по словам заместителя губернатора Евгения Глаголева, такие переговоры тоже ведутся.
- Мы готовы передать дорогу Прохоровка - Скородное - Старый Оскол - граница с Курской областью, а также дорогу Белгород - Павловск, - отметил вице-губернатор.
Оснований для этого достаточно: так, первая трасса связывает не только федеральную М-2 "Крым" и М-4 "Дон", но проходит рядом с музеем-заповедником "Прохоровское поле", вторая доходит до той же М-4, позволяя выезжать на нее из Белгорода через райцентры Короча, Новый Оскол, Алексеевка и воронежские Россошь и Павловск.
Помимо этих трасс, в федеральную собственность могут быть переданы и приграничные дороги - те, что ведут от областного центра к международным пунктам пропуска "Грайворон" и "Шебекино": все они уже реконструированы и обновлены.
- Что изменится для автомобилистов? Стандарты обслуживания федеральных трасс выше, - поясняет Евгений Глаголев. - Например, на региональных дорогах освещение не должно гореть всю ночь. На федеральных - должно. Уборка снега, обработка против гололеда, порядок на обочинах - мы не имеем средств проводить все это так, как делается на федеральных трассах. Точную сумму, которую получится сэкономить, если дороги будут переданы в федеральную собственность, назвать сложно, но уж на ремонт и обслуживание нескольких региональных трасс их точно хватит.
Сумма финансирования интересует как дорожников, так и региональную власть. Уже понятно, что из-за пандемии коронавируса она не будет такой, как в нынешнем году. Аналитики уже говорят о том, что бюджет, принятый годом ранее на ближайшую трехлетку, придется секвестировать. Как это отразится на расходах на дорожные программы - пока неясно.
- У нас много планов и проектов, но вот в нынешнем году объем финансирования дорожного строительства составил 17 миллиардов рублей, из которых 11 - средства областного и местного бюджетов, а остальные - федерального, - уточняет Глаголев.
Дорожный фонд, пополняемый за счет акцизов на топливо и транспортного налога, по его словам, должен вырасти за счет перераспределения долей акциза, зачисляемых в региональную и федеральную казну. Но претворить в жизнь все планы модернизации белгородских дорог это вряд ли позволит. Открытым остается и вопрос с федеральной поддержкой. В нынешнем году на Белгородчине она оказалась наибольшей по округу, однако ради этого здешние дорожно-строительные предприятия уже к июню выполнили программу реконструкции ремонта по нацпроекту. Евгений Глаголев отмечает, что это стало возможным, с одной стороны, благодаря профессионализму специалистов, а с другой - благодаря сформированной материальной базе. Компании закупили новую технику, которая позволяет строить быстро и качественно, 26 асфальтобетонных заводов и мостостроительных предприятий в силах обеспечить продукцией не только белгородские объекты, а закупки щебня и песка стартуют осенью, чтобы, как только позволит погода, начинать работы.
Несмотря на некоторую неясность, чиновники все же строят планы масштабных дорожных преобразований. Так, необходимо строить обход города Губкина - пока весь транспорт, который едет транзитом в сторону Старого Оскола, направляется через районный центр. В Белгороде проектируют выезд из микрорайона Нового на улицу Костюкова, расширение дороги к микрорайону Новая Жизнь из центра, а также строительство очередной двухуровневой развязки - на этот раз над железной дорогой в Кошарском проезде.
В Курской области акцент делают не только на региональных, но и на межмуниципальных, а также сельских трассах.
- На 2021 год мы заложили 26 дорожных проектов на общую сумму в 286 миллионов рублей, - отмечает Роман Старовойт и признается: выделят эти средства или нет, до сих пор неизвестно. - На то, чтобы привести все дороги в порядок, нам нужно более 30 миллиардов рублей.
Глава региона напомнил, что в дорожный фонд тем временем поступает пока лишь пятая часть этой суммы. Поэтому приходится расставлять приоритеты как в строительстве, так и в реконструкции, и ремонте трасс. Сначала приводят в порядок те дороги, которыми пользуется наибольшее число курян.
Сегодня важно не только построить или реконструировать дорогу, но и сохранить ее нормативное состояние как можно дольше. Поэтому в обоих регионах внедряют IT-решения: весовые платформы, камеры, фиксирующие нарушения скорости "умные" светофоры и многое другое
В Белгородской области весь массив данных интеллектуальных транспортных систем намерены передавать в специальный центр организации дорожного движения. Руководитель регионального департамента цифрового развития Евгений Мирошников отмечает, что на его создание рассчитывают получить поддержку от федерального центра, и до конца года это учреждение должно заработать.
Пока же в регионе получили средства на внедрение умных систем. Евгений Глаголев отмечает, что на эти деньги более 140 перекрестков в Белгородской агломерации оборудуют детекторами и контроллерами. Они позволят выстроить адаптивное управление светофорами: камеры будут видеть длину выстроившегося "хвоста" из машин в каждом направлении и уже с ее учетом обозначать время для проезда авто на перекрестках.
- На пять лет на эти цели запланировано выделить 400 миллионов рублей, - уточняет Глаголев. - В этом году мы получили 80 из них. Теперь попросим оставшиеся в будущем году и надеемся, что в минтрансе нам пойдут навстречу.