Депутаты рассмотрят закон о правилах госаккредитации для вузов

В среду депутаты рассмотрят во втором чтении поправки в Закон "Об образовании в РФ", которые меняют привычные для вузов правила государственной аккредитации. Дискуссия ведется уже почти три года, и вот дело, наконец, дошло до обсуждения в Госдуме. Чем не угодили действующие правила госаккредитации? И почему так важны новации?
Валерия Бушухина / ТАСС

Документ на 100 кг

Напомним, госаккредитация вуза - знак того, что государство гарантирует качество образования, а выпускники получают диплом государственного образца. От госаккредитации напрямую зависят суперважные и для самого университета, и для его студентов моменты: контрольные цифры приема, а проще - выделяемые "сверху" бюджетные места, предоставление отсрочки от армии, выплата стипендии и даже переход с одного уровня образования на другой. Без госдиплома ни один бакалавр или специалист не сможет поступить в магистратуру.

Нет госаккредитации - все эти бонусы автоматом летят в тартарары.

Что нужно сегодня, чтобы ее получить? Пройти проверку, которую проводит раз в шесть лет Рособрнадзор, - именно это ведомство выдает свидетельства о госаккредитации. Что проверяют? Уровень образования и эффективность образовательных программ. Как проверяют? А вот здесь как раз главная закавыка. По словам экспертов, процедура госаккредитации из области контроля качества давно превратилась в соревнование по сбору и заполнению документов. Требуется мощный апгрейд.

Увы, до сих пор, оценивалась, прежде всего, правильность оформления документов. А чтобы все оформить правильно, вузу нужно не менее года. Так, некоторым университетам приходилось собирать чуть ли не по 100 килограммов документов, чтобы отправить по почте. Почему по почте? Да потому что сканирование и пересылка по электронной почте заняла бы несколько недель непрерывной работы сотрудников.

От госаккредитации зависят суперважные для вузов и студентов моменты: бюджетные места, отсрочка от армии, выплата стипендий

Буквы и смыслы

Что такое качество образования? В понятиях действующих правил госаккредитации - это то, как формулировки федеральных госстандартов высшего образования (ФГОС) отражены в программах, по которым ведется обучение в вузе и вузовских мероприятиях. Должно быть точное соответствие. Кроме того, в материалах рабочей группы по подготовке изменений в Закон "Об образовании в РФ" (в нее вошли специалисты профильных министерств, Рособрнадзора, Фонда "Талант и успех", ректоры и эксперты МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ВШЭ, НТУ "Сириус", МГЮА им. Кутафина и др) говорится, что иногда результатом проверки становятся не объективные данные, а субъективная трактовка экспертов, привлекаемых для проведения аккредитации. Например, на титульном листе программы написано: "основная образовательная программа" вместо "основная профессиональная образовательная программа". Эксперт признает это нарушением ФГОС и все - не видать вузу аккредитации. Но разве это справедливо?

А вот еще один весомый аргумент в пользу апгрейда госаккредитации. Раньше образовательные стандарты практически полностью определяли содержание и условия подготовки, утверждались типовые учебные планы. Однако в настоящее время мы видим: требования к подготовке специалистов меняются настолько стремительно, что закрепить ни содержание образования, ни результаты подготовки в стандартах просто невозможно. Также невозможно и менять их каждые 2-3 года, чтобы успеть за прогрессом. ФГОС, по сути, становятся просто рамочными документами, определяющими минимальные требования.

Проверка от студента

Поправки в закон на 70 процентов снизят бюрократическую нагрузку на вузы, а это минус 720 тысяч документов по 420 программам, которые университеты пока вынуждены предоставлять в Рособрнадзор.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев уже не раз и сам говорил о том, что процедура госаккредитации выматывает всех: силы университетов уходят на подготовку и сбор массы документов, да и требования непомерно высоки. Теперь, по словам Музаева, все будет иначе: "В подготовленной новой модели госаккредитации не будет тонны бумаг, никакой бюрократии. Каждый декан и каждый завкафедрой будет понимать: все зависит не от бумажек".

А от чего? По задумке разработчиков поправок главным ориентиром должна стать оценка остаточных знаний студентов на всех уровнях: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Но как оценивать эти знания?

Поправки в Закон "Об образовании в РФ" на 70 процентов снизят бюрократическую нагрузку на вузы, а это минус 720 тысяч документов

"Вузы создадут банк заданий, сами будут его модерировать, сами выбирать вопросы. А мы выступим оператором - предложим для размещения заданий одну из платформ Рособрнадзора", - рассказал о планах Музаев. - Писать проверочные работы студенты будут не всем потоком, а выборочно".

Важно: предлагается оценивать знания не на "выходе", у выпускников, а базовые знания студентов.

Бессрочная служба

Но "вишенкой на торте" в поправках стало предложение сделать аккредитацию бессрочной, а не обновлять ее раз в шесть лет. Получил один раз свидетельство - и все. Но расслабляться не стоит. Даже с заветным документом в кармане вуз не уйдет с радаров Рособрнадзора. В ведомстве заверили, что продолжат наблюдать за университетами через мониторинги и будут отслеживать скачки "температуры". И если она вдруг где-то повысится, приедут с проверкой.

Комментарии

Елена Шмелева, руководитель Фонда "Талант и успех", сопредседатель Центрального штаба ОНФ:

- Обновленная процедура госаккредитации должна соответствовать современным задачам подготовки кадров, когда качество образования объективно оценивается через успешность и востребованность студентов. Система аккредитации поможет нам выделять вузы, которые наиболее успешно справляются с подготовкой специалистов. И здесь особое значение будет иметь процедура аккредитационного мониторинга.

Николай Кропачев, ректор СПбГУ:

- Качество образования - многокомпонентное понятие, важным показателем которого является успех выпускника. Имеется в виду его востребованность и на рынке труда, и в обычной жизни, те результаты, которых он добивается, пройдя путь становления в университете. При этом для нас давно очевидно: оценивать качество результатов обучения и определять, чему учить, должны не те, кто учит, а те, кто потом принимает наших выпускников на работу. К сожалению, многие годы оценка государством качества образования в конкретном вузе полностью не зависела от мнения работодателей. Очень важно, чтобы новые подходы к госаккредитации были основаны, в том числе, и на мнении тех, кто на практике оценивает качество подготовки выпускников.