Эту позицию, в частности, разделяет президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов. "Безусловно, предложение Собянина экономически оправданно, - сказал он "РГ". - Ведь именно местные власти располагают полной информацией о степени интеграции действующих на их территории иностранных компаний в экономический комплекс региона, а также о том, что стоит за их участием в санкционной компании. Цель нанести вред России (и, кстати, самой компании, рискующей навсегда потерять возможность вернуться на выгодный рынок) или просто временное снятие вывесок с целью сфотографировать их и сообщить о выполнении политического приказа тем, кто его отдал?"
Лучше, чем субъект РФ, это никто не сделает: каждый регион разберется с каждой конкретной компанией, говорит Платонов. Проанализирует возможности использования высвобождающихся рабочих рук, помещений, ресурсов, сырья. "На земле" виднее, какие новые звенья необходимо включать в искусственно разрываемые извне логистические и технологические цепочки, отмечает Платонов.
В Москве тем временем стартовал прием заявок на получение грантов для открытия новых точек быстрого питания. Всего две недели прошло после встречи с представителями торговли и услуг, на которой Собянин пообещал выделить из городского бюджета 500 млн рублей на поддержку предпринимателей, готовых взяться за создание аналога "Макдоналдса". И вот уже документ на этот счет подписан, разработаны и конкретные условия, как получить грант от 1 до 2,5 млн рублей. Есть еще время и подумать - заявки принимаются до 30 июня. О желании попробовать свои силы в столице уже заявили рестораторы и из регионов.
Это не единственная мера поддержки для тех, кто готов работать в столице в условиях санкций. Те из иностранных компаний, которые захотят остаться в России, трансформировав бизнес, смогут воспользоваться всем пакетом поддержки. В частности, подробностями о льготном кредитовании для пищепрома с "РГ" поделился заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. "Не только предприятия-пищевики, но и все другие представители обрабатывающих производств смогут воспользоваться кредитами по ставке 15%, если эти деньги будут потрачены на пополнение оборотных средств, выплату заработной платы, реализацию инвестконтрактов, приобретение оборудования или прав интеллектуальной деятельности", - сообщил он. Разницу же между этой ставкой и реальной банковской в размере до 10% им компенсирует Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства. То есть фактически реальный сектор экономики получает кредиты по прежней, досанкционной, цене. Воспользоваться этой программой сможет также малый и средний бизнес.
Таким образом, Москва одновременно решает и проблему сохранения рабочих мест. Чтобы те же 300 иностранных компаний не оставили в один момент без работы десятки тысяч москвичей, мэр призывает городские службы занятости действовать на опережение и заранее узнавать о планах компаний по увольнению работников. Как рассказала заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, город делает все для того, чтобы трудоустройство высвобождающегося персонала происходило по возможности "бесшовно". "Покидая иностранную компанию, специалисты получают возможность выйти на новое место работы буквально в течение нескольких дней с минимумом формальностей и стрессовых ситуаций", - заявила она.
К каждой компании, решившей уйти с российского рынка, или приостановившей свою работу, надо подходить индивидуально, - считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. "Чтобы определить судьбу той или иной компании, прекратившей свою работу, надо ответить на несколько вопросов. Первый: приостановка деятельности является политическим актом или связана с неспособностью поставлять в Россию продукцию и выводить выручку? Если дело в этом, то таким компаниям нужно дать время, чтобы оправиться и восстановить свою работу", - уверен Зубец. Если же это политический демарш и осознанное участие в давлении на сознание российского потребителя, с такими компаниями надо расставаться, даже если они не хотят закрывать свои офисы и торговые точки, категоричен эксперт.
Второй важный вопрос - положение компании на российском рынке. Если оно доминирующее, ее продукция уникальна и закрытие, даже временное, наносит заметный ущерб потребителям, то неважно, по каким причинам компания закрылась. "Ее имущество подлежит передаче российскому бизнесу, который может воспользоваться производственными мощностями и технологиями и заменить ее на российском рынке", - не менее категоричен эксперт.
По мнению доцента кафедры экономики РЭУ им. Плеханова Александра Тимофеева, с бизнесом все же придется договариваться. Иначе начнется волна закрытий тех же торговых центров. Сейчас они уже вынуждены искать новых клиентов и предлагать новые форматы работы. Но даже если закрывшиеся бренды и решат очистить помещения и вывезут товар, на их место новые арендаторы придует не раньше чем через год.
- Экономике и бизнесу края брошен вызов, наши предприятия учатся работать в новых условиях. В крае разработан план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. У кубанских компаний есть уникальная возможность занять освободившиеся после ухода иностранных фирм ниши, наладить и вывести на новый уровень собственные производства. Нужно не растеряться и воспользоваться моментом. Мы готовы помочь предприятиям, чья продукция заменит иностранную. В крае разработали новый льготный заем "Импортозамещение" - производители могут получить до 200 млн рублей под 0,1% годовых. Таких условий не предложит ни один банк.
- Это особенно важно для таких субъектов РФ, как Ульяновская область, где много предприятий с иностранным капиталом. Регион и региональные институты развития в наибольшей степени владеют ситуацией. Они сопровождали реализацию проектов на всех этапах - от начала строительства до выхода на производственную мощность, знакомы с технологическими процессами, логистикой, менеджментом. Сейчас, в условиях стресс-теста для российской экономики, регионы, владея всей информацией, могут оперативно помочь в выстраивании производственной кооперации внутри страны, поиске новых поставщиков. Очевидно, что мы являемся наиболее заинтересованной стороной в том, чтобы производства иностранных организаций не допустили простоя. Потому что это и сохранение квалифицированного персонала, и наполнение бюджета.
- Правительство региона находится в тесном и постоянном контакте с предпринимательским сообществом. Желающих занять открывающиеся ниши и инвестировать довольно много. Сейчас представители бизнеса проводят консультации с нашими аналитиками на предмет, что и где высвобождается, как быстро можно возобновить там работу, какие вложения потребуются для этого. Воодушевление очень большое. И речь не только о торговле и общепите, но и заводах. Единственное желание бизнеса - чтобы компании, которые уходят с нашего рынка, не возвращались в течение двух-трех лет. После этого серьезной конкуренции они уже не составят.
- Стоит отметить, что данные предприятия на сегодняшний день на территории республики функционируют, так как они работают по франшизе и используют при приготовлении пищи локальный продукт. Но думаю, что если компании импортных брендов все-таки примут решение уйти с рынка страны, то данную нишу могут заменить российские сети быстрого питания, которые будут работать также с использованием локального продукта.
- Для Ставропольского края каких-то "тектонических сдвигов" вследствие принятия этого решения не произойдет. Речь идет о трансформациях на очень небольшом участке регионального рынка услуг. Тех же "Макдоналдсов" на Ставрополье было лишь восемь. Уйдут они окончательно - нашим местным, региональным сетям общепита - пиццериям, кондитерским и другим, не понадобится много времени, чтобы занять эту нишу. При необходимости мы будем готовы поддержать процесс. Другие компании, которые декларировали свой уход с российского рынка, - это еще несколько десятков точек на регион с почти трехмиллионным населением. Торговые предприятия в основном арендовали помещения в ТЦ. Уверен, эти площади не будут пустовать. Впрочем, договоры аренды пока никто не расторг, свои коллективы сотрудников они также сохраняют.
Подготовили Алексей Юхтанов, Елена Шулепова, Гульназира Ишбердина, Роман Кияшко, Татьяна Павловская
- Полагаю, полной национализации ожидать не стоит - это может повлечь слишком большие репутационные и экономические издержки.
Схема с внешним управлением выглядит более реалистично. К тому же это позволит сохранить определенное количество рабочих мест на ушедших предприятиях. С другой стороны, отсутствие доступа к сырью, новым технологиям и качественному управлению непременно отразится как на качестве продуктов, так и на возможном сокращении персонала в связи с изменениями в бизнес-модели.
На мой взгляд, каждый бизнес - это уникальное предприятие и его роль будет различной от региона к региону. Возможность решать судьбу предприятий на уровне глав регионов позволит выработать стратегию исходя из конкретных ситуаций на местах, не прибегая к жестким административным мерам.
- Все должно решаться в рамках специального закона, проект которого сейчас обсуждается. И, разумеется, текущего трудового законодательства. О национализации речь не идет. Прорабатываются различные варианты "внешнего управления" для такого рода предприятий.
Учитывая компетенции, профессионализм работников уходящих компаний, опыт работы, необходимо максимально сохранить трудовой потенциал и содействовать их занятости, в том числе и временного характера, в других компаниях аналогичного профиля.
Стоит ли доверять их судьбу регионам или по всей стране алгоритм должен быть один? Это надо делать через систему гибкого регулирования трудовых отношений, в том числе с использованием срочных (если у такой компании временные трудности) или бессрочных трудовых договоров.
Законодательное регулирование, конечно, должно быть на федеральном уровне. Вопросы трудоустройства, занятости - через региональные службы занятости, Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", другие негосударственные аналогичные платформы, а также частные агентства занятости.
Кроме того, сегодня необходимо повысить эффективность активных программ на рынке труда, реализуемых органами службы занятости, среди которых профессиональное обучение и переобучение, организация временной занятости. Они должны быть нацелены на тех, кто в них нуждается в первую очередь.
РСПП будет инициировать реализацию предложений бизнеса по внесению изменений в трудовое законодательство, законодательство о занятости, направленные на повышение гибкости в регулировании трудовых отношений, включая расширение условий заключения срочных трудовых договоров, а также повышение оперативности в принятии кадровых решений, нацеленных на сохранение кадрового потенциала компаний.
- Иностранные компании решением уйти из России причиняют вред широкому кругу лиц: сотрудникам, потребителям, компаниям-партнерам на территории страны, российским инвесторам, а также непосредственно государству. Ущерб, согласно общемировым принципам права, подлежит возмещению, в том числе за счет имущества компании.
В этой связи можно считать обоснованным высказывание специалистов и представителей государственной власти о необходимости использовать имущество иностранных компаний. Способы такого использования могут быть различными: национализация, обращение взыскания на имущество, истребование по решению суда. Выбор способов должен зависеть от ряда факторов: масштабы производства, возможность интегрирования данных производств в уже существующие российские предприятия, и, главное, возможность возобновить деятельность в кратчайшие сроки (2-3 месяца), что позволит сохранить не только имущество, но и рабочие места.
Таким образом, должен быть выработан единый алгоритм по анализу иностранных компаний и принятию решения об их судьбе, а реализация такого решения может осуществляться как на федеральном, так и на региональном или даже местном уровне.
Подготовил Александр Мелешенко