Виктор Васильевич, традиционный вопрос художнику, музыканту, в общем, представителю любой творческой профессии. Как вы начинали?
Виктор Вьюшков: Склонность к искусству рисования у нас семейная. Мой старший брат Иван Васильевич не только стал профессиональным художником, но и занимался педагогической деятельностью в художественной школе в Васильево. Рисовали и другие братья. Я свой первый урок получил в таежной школе в поселке Американка под Кемерово, куда мой отец был вынужден уехать с шестью детьми в годы коллективизации. Поселок имеет официальное имя, а Американкой его стали звать в народе. В поселении жили рабочие золотопромышленного рудника, владельцем которого был американец. Кто был этот человек, как его звали, наверное, уже никто не помнит. А вот название Американка осталось.
В поселковой школе работал учитель рисования - фронтовик. Он увидел мои первые попытки, пригласил к себе домой, показал собственные работы и дал напутствие не бросать эту стезю, уверив меня, что толк будет. Так и началась моя жизнь в живописи.
Но вы не пошли обычным путем через художественную школу и специализированный вуз?
Виктор Вьюшков: Такая возможность была. В Свердловске мне случилось встретиться с профессиональной художницей, увидевшей мои этюды. Мы разговорились, и она посоветовала принести рисунки в местное художественное училище. Я так и сделал, принес. Рисунки оценили, пригласив меня учиться. Но на тот момент я уже был студентом лесотехнического факультета, выбрав лесное дело как профессию, а живопись оставив в качестве хобби. Так и было, пока я не завершил свою карьеру инженера лесного дела. Будучи инженером, получил работу по специальности в Васильево, давшем богатый материал для моей последующей деятельности как художника.
Художник - это всегда выставки. Наверное, карьеру можно считать начавшейся с первого публичного показа.
Виктор Вьюшков: Выставок было много. Три раза участвовал в "Большой Волге". Это масштабная и очень престижная выставка, ранее проходившая раз в три года. Два раза мои картины ездили в Уфу и один раз в Чебоксары. С Чебоксарской выставки комиссия несколько работ отобрала для показа в Третьяковской галерее. В их число попала моя картина - вид Васильевской реки Сумки.
После московской выставки я стал членом Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО. Мои картины в 2010 году выставлялись на мероприятиях, посвященных 1000-летию Казани. В эти годы мои работы можно было увидеть и в Музее изобразительных искусств Казани. Три авторских выставки прошли в Зеленодольске. И сейчас я готовлю большую работу к показу в Зеленодольске.
Что вы пишете, помимо так полюбившегося вам поселка Васильево?
Виктор Вьюшков: В Испании довелось писать морские пейзажи. Мне очень нравилось наблюдать и воплощать в картинах утро и вечер моря. В Финляндии сделал несколько городских работ, но больше писал на природе, которая в этой балтийской стране очень красива.
Конечно, поездил по России: Новосибирск, Кемерово, Ростов, Архангельск, Астрахань, Тула. Очень люблю ездить по полям под Казанью, наблюдать и писать море полевых цветов. Самое любимое направление в Татарстане - от Казани в сторону Ульяновска. Есть большая общая картина, вид острова Свияжска с большого расстояния. И сейчас готовлю большую работу для выставки в Свияжске - церковь святых Константина и Елены.
Ваши работы есть в частных коллекциях?
Виктор Вьюшков: Точно знаю, что есть мои работы в Японии, Швейцарии и Финляндии. Недавно 15 работ купили китайские туристы. На московской выставке мою картину для своей частной коллекции купил Олег Янковский. На выставке в Раифском монастыре картину подарили Елене Образцовой. Работы покупают разные люди, и, конечно, я уже не в состоянии отслеживать географию.
Почему акварель? Какие ее свойства вас привлекают?
Виктор Вьюшков: На мой взгляд, акварель отличает от других видов живописной техники прежде всего то, что она совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики. Акварель - мягкая, теплая и в то же время сочная. В ней отсутствует специфическая рельефность мазка, характерная для масла. На картинах, написанных акварелью, как нигде лучше передается ощущение воздушности и невесомой перспективы.
Изображение пишется практически без остановки и, как правило, в одно касание. То есть кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность и легкость. И художников, работающих в этой технике, очень мало, поскольку она довольно сложна.
Акварель должна литься, бежать, краска как бы разливается по этюду. Масляная живопись жесткая, там мазки видно. По колориту масло не очень прозрачно, акварель же прозрачная. И я не люблю акварелистов, которые пишут, как маслом, мазками. Акварель, она нежная, теплая, здесь резких переходов нет и не должно быть.
А какие художники вам нравятся, у кого вы что-то взяли для своего творчества?
Виктор Вьюшков: Мне нравятся наши акварелисты. Например, Сергей Лывин, народный художник ТАССР, Сергей Алдушкин, заслуженный художник Республики Марий Эл. Некоторые акварели этих художников написаны очень точно и жестко. Они воспроизводят все до мельчайших деталей, что больше свойственно тем, кто работает маслом. Но есть работы очень мягкие, когда краска течет и раскрывается именно как акварель.
Из классиков выше всех художников-передвижников ставлю Коровина. Мне нравится изучать этюды передвижников. Большие работы Шишкина, Левитана, Коровина общеизвестны. Мы все их видели, но особенно интересно с профессиональной точки зрения посмотреть на работу в процессе, именно на этюды. Я изучаю технику классиков по этюдам и, как уже говорил, ставя в первый ряд Коровина.
Как, с вашей точки зрения, следует оценивать работу художника? Каков критерий, позволяющий сказать, что вот это здорово, в эту работу мастер душу вложил?
Виктор Вьюшков: Я думаю, что хорошая энергия не от каждого художника идет. О живописи можно сказать: "Картина в дом, негатив из дома". Мне на выставке в Раифском монастыре посетители говорили, что от моих работ идет добрая энергия, и это я воспринимаю как лучшую оценку. Я не люблю писать бурю, а люблю теплые солнечные пейзажи, от которых настроение меняется к лучшему. Люблю осень писать, от нее много добра идет. Живопись должна много добра нести людям.
Но работы надо читать, а не просто смотреть. И тогда вы сможете увидеть, что именно художник хотел сказать. Если он увидел образ, это ведь не просто так, значит, его что-то захватило. Может быть, отражение в воде или дымка в воздухе. Что-то такое, отчего картина начинает говорить со зрителем. Если художник смог этого достичь, тогда его работы нравятся людям, тогда можно смело сказать, что картина написана с душой, она прекрасна.