28.12.2016 18:05
Кинократия

Итоги 2016 года: 9 лучших комедий. Версия "Кинократии"

Текст:  Шамиль Керашев Алексей Литовченко Дмитрий Сосновский
2016-й вот-вот закончится. Настало время подводить его итоги. В том числе - кинематографические. На этот раз мы решили не ограничиваться одной лишь подборкой "самых-самых". И подготовили для вас сразу несколько - в соответствии с жанрами.
Читать на сайте RG.RU

Уходящий год как-то особенно перегружен печальными событиями, поэтому, чтобы немного поднять настроение перед праздниками, начнем с комедий. Их в этом году было немало и, как уже давно повелось, большинство (это относится и к российским, и к зарубежным) относятся к категориям "чудовищно" и "кошмарно". Однако есть и несколько исключений. Просто хороших и даже совершенно замечательных.

"Элвис и Никсон"

История о том, как великий музыкант добивался - и добился-таки - аудиенции у президента США, прошла в отечественном прокате толком не замеченной. А зря: из давным-давно пережеванного историко-политического анекдота режиссер Лиза Джонсон сделала очень забавный фильм о встрече двух обаятельнейших чудаков. Элвиса с привычным мастерством (которому внешняя непохожесть на Короля - совсем не помеха) изобразил Майкл "Нельсон Ван Алден" Шеннон. Ну а Ричарда Никсона - великий Кевин Спейси, чьи ужимки вполне заслуживают отдельной рецензии. Если еще не смотрели, сделайте это как можно скорее.

"Да здравствует Цезарь!"

Кадры из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Видимо, несколько утомившись от многослойных байопиков фолк-музыкантов, криминальных триллеров и экранизаций Кормака Маккарти, прославленные братья Коэн решили снять по-настоящему смешную и остроумную комедию в декорациях "золотого века" Голливуда. С мощнейшим актёрским составом (от Скарлетт Йоханссон до невообразимо крутого в главной роли Джоша Бролина), классной стилизацией под пятидесятые, закадровым голосом сэра Майкла Гэмбона и, конечно, не без фирменных библейских аллюзий. Отдельный поклон - за второй в этом году феерический выход Ченнинга Тейтума. Танец моряков и сцена с советской подводной лодкой - из тех киномоментов, которые запоминаются на всю жизнь.

"Славные парни"

Бесспорно, Шейн Блэк снял один из лучших фильмов года, которому удается быть одновременно и обаятельным бадди-муви (такая пара, как Райан Гослинг и Рассел Кроу просто не могли разочаровать), и увлекательным детективом, и бодрым боевиком, и оммажем "гангстерской" классике, и даже немного - драмой. А самое главное - блестящей комедией, искрящейся юмором, киноцитатами и добродушными шпильками в адрес старших поколений.

"Война против всех"

Кадры из фильма "Война против всех"

Если кто и мог составить конкуренцию такой классной картине, как "Славные парни", так это братья МакДонахи. Старший из них, Джон Майкл, решил на время отвлечься от болезненной рефлексии, какую явил в своей потрясающей "Голгофе" два года назад, и вернулся к теме "плохих полицейских", с которой однажды в Ирландии дебютировал. Теперь харизматичный полицейский не один. Их целых два, и противостоит им не менее экстравагантная злодейская парочка. Шутки здесь насколько бесстыдно провокационны и неполиткорректны, настолько и бескомпромиссно хороши. Добавьте сюда целый букет отсылок к работам самых заслуженных коллег по цеху и прекрасный саундтрек - и получите уверенного претендента на комедию года.

"Парни со стволами"

Кадры из фильма "Парни со стволами"

Новая лента автора франшизы о мальчишниках Тодда Филлипса, конечно, ни на какой "фильм года" не претендует, но получилась на удивление крепкой и сбалансированной. Дуэт Майлз Теллер - Джона Хилл под присмотром Брэдли Купера убедительно рассказали и показали историю, повествующую об опасности непомерных амбиций (кстати, основанную на реальных событиях). Лишенные одновременно чрезмерного морализаторства и непростительной легкомысленности, "Парни со стволами" не обделены тем не менее остроумием, и потому определенно достойны просмотра.

"Лунная афера"

Кадры из фильма "Лунная афера"

Конечно, хорошие комедии снимались не только в США. Дебютная фарсовая картина француза Антуана Бардо-Жаке весело обыгрывает известный миф о том, что Стэнли Кубрик подельничал НАСА в неблагородном деле фальсификации съемок полета на Луну. Колоритные персонажи Руперта Гринта и Рона Перлмана оказываются в центре пестро-кровавого сюрреалистичного балагана, разворачивающегося на фоне ярких атрибутов шестидесятых: пижонских костюмов, наркотического бума, "свободной любови", вездесущей тени холодной войны, хард-рока и так далее.

"Убойная стрижка"

Так получилось, что львиная доля представленных в этом списке работ тематически связана с криминалом. Ничего удивительного - жанр "черной комедии" сейчас переживает очевидный подъем. Еще один представитель Старого мира - на сей раз Шотландии - фильм "Легенда о Барни Томсоне" (безвкусно прозванный нашими локализаторами "Убойной стрижкой"). Режиссерский дебют Роберта Карлайла ("На игле", "Людоед") - не лучший образец всеми любимого юмора Британских островов, но и неудачным его назвать нельзя. Не в последнюю очередь - благодаря самому Карлайлу, самостоятельно исполнившему главную роль.

"Дэдпул"

Кадры из фильма "Дэдпул"

Как ни крути, а побочное детище Marvel стало одним из самых заметных кинособытий года - и это при низком (относительно) бюджете, рейтинге R и откровенно трэшевой концепции. Тем более что все вышеперечисленные факторы при умении можно обернуть достоинствами, что авторами проекта и было с успехом реализовано. Недостатков у саги о самом нелепом супергерое комиксовой вселенной все равно предостаточно, но нахальство и обезоруживающе честная самоирония делают свое дело: "Дэдпул" легко затыкает за пояс хмурых конкурентов из DC (как бы те ни старались выдавить из себя подобие этой хулиганской легкости), а мир весело ждет неизбежного сиквела.

"Хороший мальчик"

Кадры из фильма "Хороший мальчик"

"Хороший мальчик" - мы не устанем это повторять - хороший. И достаточно смешной, чтобы ему нашлось место в годовом хит-параде. Обаятельная, трогательная комедия Оксаны Карас о взрослении и сопряженных с этим процессом глобального значения проблемах взяла главный приз "Кинотавра", снискала нежную любовь критиков (в том числе и "Кинократии"), но зрители почему-то обошли ее стороной. Поэтому настоятельно рекомендуем обратить на "Хорошего мальчика" внимание хотя бы сейчас. Там есть не по годам виртуозный Семен Трескунов, замечательный второстепенный Хабенский, исключительно радующий в этом году Ефремов, легкая стилизация под 80-е, отличные шутки, неожиданно тонкие аллюзии - что вам вообще еще надо?

В фокусе