23.02.2019 18:32
Авто

Lada Vesta SW Cross: помогла ли вазовскому "роботу" перезагрузка

Текст:  Борис Захаров Юрий Зубко
На тесте "РГ" оказался универсал повышенной проходимости Lada Vesta SW Cross с модернизированной роботизированной трансмиссией. Мы поездили на таком автомобиле по зимней Москве и разобрались с тем, в чем обновленная "пятидверка" превосходит предшественника.
Читать на сайте RG.RU
Lada Vesta Cross с новым "роботом"

Автомобили типа Vesta SW Cross принято называть универсалами повышенной проходимости, при этом эта модель является результатом успешной доработки базовой "пятидверки" Vesta SW, дебютировавшей вместе с Vesta SW Cross в июне 2017 года.

В сентябре того же года "вседорожное" семейство встало на конвейер завода "Lada Ижевск". Главным внешним отличием Vesta SW Cross стал фирменный апельсиновый оттенок окраски кузова (хотя модель доступна и в других цветовых исполнениях), достаточно мощный обвес из некрашеного пластика (серебристый окрас получила лишь нижняя "губа" переднего бампера) и модные 17-дюймовые колесные диски с резиной размерностью 205/55/R17.

Lada попала в рейтинг автомобилей, меньше всего теряющих в цене

По меркам сегмента это "взрослые" колеса с достаточно низким профилем. В то время как для стандартных универсалов выделены варианты 185/65 R15 и 195/55 R16. И, наконец, - это отлично видно даже на фото - Vesta SW Cross даст обычному универсалу фору по дорожному просвету (203 мм против 178 мм), соответственно машина повышенной проходимости имеет иные настройки подвески.

Спасибо, господин Маттин
Lada Vesta Cross с новым "роботом"

К тому, чтобы взять на тест Vesta SW Cross 2019 модельного года, "РГ" подтолкнула модернизация, случившаяся в феврале 2018 года. С этого момента для "вседорожника" начали предлагать модернизированную 5-ступенчатую роботизированную трансмиссию как альтернативу 5-ступенчатой "механике". Иными словами, наш интерес был непраздным. Ведь прежний "робот", как известно, много критиковали и СМИ, и реальные владельцы, пенявшие на задумчивость, дерганность и общую "сырость" конструктива. Как не проверить работу вазовцев?

АвтоВАЗ объявил цены на Lada Largus "для экономных"

Однако прежде, чем поделиться нашими впечатлениями от работы новой коробки, расскажем о том, что определяет сегодняшний достаточно высокий статус "пятидверки" из Ижевска. Прежде всего, Vesta SW Cross без преувеличения красив и органичен, за что нужно сказать спасибо шеф-дизайнеру АвтоВАЗа Стиву Маттину. Это его усилиями вседорожный универсал вписался в европейские стилевые тренды, и если уж эта модель что-то напоминает, то скорее всего - легковушки Volvo, которые господин Маттин рисовал до прихода в АвтоВАЗ.

Lada Vesta Cross с новым "роботом"

По признанию самого дизайнера, его связывали некоторые конструкторские и финансовые ограничения. Именно поэтому он создал де-факто не универсал, а хэтчбек с сильным наклоном заднего стекла и купеобразной крышей. Интересно, что по длине семейство Vesta SW Cross идентично седану Vesta Cross и у обеих моделей одинаковый объем багажника на 480 л. Такой паритет продиктован в том числе и экономией - у "четырехдверки" и "пятидверки" одинаковая панель пола в заднем свесе. 

Принципиально и то, что Vesta SW Cross доступен у нас только в топовом исполнении Luxe по цене от 830 900 рублей за вариант с 1,6-литровым 106-сильным бензиновым мотором и 5-ступенчатой "механикой". Для старшего же 1,8-литрового 122-сильного бензинового мотора предлагаются и "механика", и вышеупомянутый "робот".

Секретная новинка АвтоВАЗа: что скрывает Lada

Разумеется, все комплектации (а это Luxe, Luxe Multimediа и Luxe Prestige) щедро укомплектованы. Четыре подушки безопасности, системы контроля устойчивости (в том числе антипробуксовочная система ASR, ABS и ESP), рулевая колонка, регулируемая как по высоте, так и по вылету, широкий центральный подлокотник, сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой, трехступенчатый обогрева передних сидений, электропривод и электрообогрев наружных зеркал, обогрев лобового стекла, задний парктроник, климат-контроль, охлаждаемый перчаточный ящик, круиз-контроль, мультифункциональное рулевое колесо и аудиосистема предлагаются уже штатно. А в старших исполнениях добавляются такие редкие для сегмента позиции, как подогрев заднего дивана, два USB-слота (спереди и сзади), навигация, камера заднего вида и многие другие электронные блага.

Что касается выигрышных позиций в салоне, то кроме руля, регулируемого в двух плоскостях, это удобные передние кресла с широким диапазоном регулировок, эффективный климат-контроль и крупный центральный дисплей мультимедиа, который не выпадает из поля зрения водителя и может быть дополнен в старших комплектациях внятной картинкой с камеры заднего вида и удобными траекторными подсказками.

Сама практичность
Lada Vesta Cross с новым "роботом"

Практичен ли форм-фактор спортивного высокого универсала и его защитный обвес? Более чем. Во-первых, вы можете не опасаться, что повредите кромку бамперов при перпендикулярной парковке у тротуаров. Запас по клиренсу действительно солидный. Пластиковые накладки на порогах и в нижней части дверей в свою очередь оберегают кузов как в городе, так и при езде по "пересеченке". Что же касается простора в салоне на заднем ряду, поверьте, высоким седокам здесь будет вольготнее, чем в седане Vesta. Ведь линия купеобразной крыши проведена здесь на 25 мм выше, чем в "четырехдверке". Запас пространства перед коленями задних пассажиров среднего роста тоже имеется, да и оккупировать "галерке" втроем вполне  реально - слишком тесниться не придется. 

Вместо Lada Vesta Sport: лучшие подержанные "зажигалки" за 1 млн

Ну и, конечно, рекламу Vesta SW Cross делает его багажник. Изюминка здесь - так называемый "двойной пол" - так вазовцы называют два объема - над и под жесткой фетровой панелью. На втором ярусе смонтирован органайзер. Но на самом деле, есть и третий отсек, где расположились запаска 185/65 R15 и еще несколько вещевых ниш. Подчеркнем ради объективности следующий момент - 480 л, которые обещает АвтоВАЗ, говоря о багажнике, вы получите только если демонтируете из отсека все вышеупомянутые органайзеры.

Еще один бонус - огромное количество крючков, сеток и фиксирующих ремней - по обилию систем фиксации эта Lada вполне может поспорить с лифтбеком Skoda Rapid, багажник которого до недавнего времени считался эталоном по организации погрузочного пространства. 

Искусство приподнимать
Lada Vesta Cross с новым "роботом"

Увеличение клиренса на 25 мм (относительно стандартного универсала Vesta SW) потребовало обстоятельной перенастройки подвески. По словам инженеров АвтоВАЗа, главное отличие нашего испытуемого - более жесткие задние пружины и амортизаторы с увеличенным ходом штока. Дополнительную плотность шасси обеспечивают вышеупомянутые низкопрофильные колеса.

В результате высокий универсал управляется даже спортивнее, чем стандартный и лишь немного более жестко проходит дорожные неровности. Крены и кивки кузова для автомобиля с клиренсом 203 мм, можно сказать, минимальные. При этом шасси же Vesta Cross SW имеет также и солидный запас по энергоемкости. "Пробить" подвеску на ямах или, скажем, на лежачих полицейских, у вас вряд ли получится.

Кабриолет Lada Niva продали за 5 тысяч долларов

Управляется такая Vesta также предсказуемо и, хотите верьте - хотите нет, породисто. Рулевое управление, оснащенное электроусилителем, упругое и точное. Возможностей 1,8-литрового мотора мощностью 122 л.с. хватит для того, чтобы держать темп городского трафика и более или менее уверенно совершать обгоны на трассе. В то же время на горных подъемах или при ускорении со 120 км/ч мощности и момента для уверенного ускорения уже немного не хватает. Иными словами, это городской автомобиль и средство передвижения, скажем, до дачи и в ее окрестностях - в таком формате Vesta SW Cross чувствует себя замечательно.

Тормозная динамика на высоте в том числе и потому, что всем исполнениям универсалов с 1,8-литровыми моторами, а также модели SW Cross выделены дисковые тормозные механизмы на обеих осях. На мой взгляд, тормоза здесь настроены даже с запасом - с прицелом на появление более "горячей" силовой установки.

Оборотной стороной спортивных настроек руля и подвески стало, "переперченное" рулевое управление. Для среднестатистического водителя "баранка" "островата". А поскольку шины здесь низкопрофильные (установку 15-дюймовых и 16-дюймовых колес автопроизводитель не разрешает), автомобиль острее, чем хочется, реагирует на колейность, срываясь с траектории особенно при подаче газа. Я неоднократно убедился в этом после активной езды по МКАДу.

Борьба с "роботом"
Lada Vesta Cross с новым "роботом"

А теперь о главном - о новациях в одноступенчатом "роботе", который на АвтоВАЗе почему-то упорно называют AMT, хотя эти три буквы - расшифровка сочетания Automatic manual transmission (тип роботизированной коробки).

Что же оптимизировали в этом агрегате специалисты отечественного автогиганта? Для начала уточним, что робот AMT создан на базе вазовской же 5-ступенчатой "механики" добавлением исполнительных механизмов (электрических актуаторов) немецкой компании ZF. Отвечая на многочисленные просьбы и жалобы клиентов, работу этих актуаторов, можно сказать, ускорили. Вазовский "робот" действительно тасует передачи заметно быстрее, чем прежде. Особенно приятно, что коробка шустрее переключается "вниз" при кикдауне. Соответственно, задержки с откликом при резком нажатии на "газ" снизились.  

Lada Granta получила новую модификацию за 463 000 рублей

Еще одно новшество - так называемый ползучий режим. Если до обновления, чтобы заставить машину ехать, нужно было перевести селектор в положение D, А, R и нажать на "газ", то теперь такая Vesta поедет, когда вы снимете ногу с педали тормоза. Трогается обновленный автомобиль, надо сказать, плавно. Использовать ползучий режим в пробках очень удобно.

Но и это не все. Вазовцы расщедрились также и на дополнительный зимний режим. Как вы думаете он активируется? Никакой отдельной кнопки не предусмотрено. Чтобы более уверенно трогаться на скользких покрытиях, нужно включить вторую передачу в ручном режиме коробки - а именно качнуть селектор влево и вверх. "Робот" до модернизации трогаться со второй передачи не позволял.

Помогает ли новый алгоритм? Еще как. После сравнительных испытаний стандартного и зимнего режимов я убедился, что в "стандарте" Vesta SW Cross отказывается ехать, особенно вверх по скользкому уклону. Все что вы получите - это нескончаемые пробуксовки. А вот на второй передаче дело идет. Пусть медленно, неуверенно, но универсал с роботом выбирается из ледовых и снежных засад.

Lada Vesta Cross с новым "роботом"

Пропали ли характерные рывки при смене передач? К сожалению, не до конца. Если ехать в спокойном и ровном темпе, такие подергивания будут минимальными. Но если бить по "газу" от души, то "робот" по-прежнему "ругается", заставляя машину дергаться и сотрясаться. Хотите ехать активно и сделать ускорение более предсказуемым - активируйте ручной режим и сами переключайтесь "вверх" и "вниз". Отметим также, что после модернизации коробка дольше держит выбранную передачу не только в ручном режиме, но и в Drive. До модернизации коробка могла самолично переключиться "вверх" в самый неподходящий момент, например на пике скоростного обгона, обрезав опасным образом поток тяги.                    

"Капиталистическая Lada". Почему на Кубе ценят "Жигули" выше Vesta

Словом, за работу, которую инженеры поделали с трансмиссией, их нужно похвалить - с таким "роботом" Vesta SW Cross стал гораздо цивильнее. И теперь рождается закономерный вопрос - можно ли "перепрошить" дореформенные коробки на официальном или стороннем сервисе? Ответ - нет. Дело в том, что у контроллера коробки теперь не одна, а две электронные платы. А значить простой оптимизацией софта дело не обойдется - нужно будет залезать также и в "железо".

Как бы то ни было, вседорожный универсал с модернизированной трансмиссией показался нам гораздо практичнее дореформенного. За машину с 1,8-литровым 122-сильным мотором и "роботом" сегодня просят от 880 900 рублей до 926 900 рублей.

Lada Vesta Cross с новым "роботом"
10 фактов о самой дорогой Lada - Vesta Sport
Российский автопром