18.08.2019 18:20
Происшествия

В Екатеринбурге овациями встретили экипаж аварийно севшего A321

В Екатеринбурге овациями встретили героический экипаж
Текст:  Светлана Добрынина (Свердловская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №182 (7940)
Стоя, овациями и скандированием "Молодцы!" огромный стадион "Екатеринбург Арена" приветствовал экипаж А321, посадившего лайнер на кукурузное поле.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Впервые экипаж в полном составе - командир воздушного судна Дамир Юсупов, второй пилот Георгий Мурзин и бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина - предстал перед земляками. Уже официально пилоты - Героями России, а бортпроводники - обладателями ордена Мужества. Президент Владимир Путин подписал указ о награждении экипажа.

Командир экипажа Дамир Юсупов: Решение о посадке принял мгновенно

На стадион экипаж попал по приглашению футбольного клуба "Урал". Спортивная команда узнала, что командир судна Дамир Юсупов страстный футболист, в перерывах между полетами играет в дворовой команде, и попросила пилота ударом мяча открыть матч Российской премьер-лиги между "Уралом" и "Крыльями Советов".

В Екатеринбург экипаж вернулся рано утром уже на следующий день после аварийной посадки. "Дамир приехал из аэропорта в пять часов утра. Радость понятна. Но мы потом долго сидели и говорили. О чем? В основном говорил он. Анализировал каждую минуту того полета, свои решения, сомневался, правильно ли сделал. Я доказывала - все правильно. Но ему необходимо было выговориться", - рассказала "РГ" жена командира Наталья Юсупова.

Уже перед журналистами Дамир сделает очень важное для него заявление: "Пассажирам я единственное, что могу сказать: немножко даже виноват, что их не доставил до места назначения. С некоторыми беседовал, когда обходил самолет. Хочу пожелать всем, кто пострадал, выздоровления, здоровья и не бояться летать".

Действия экипажа назовут ювелирными. По мнению замглавы авиакомпании "Уральские авиалинии" Кирилла Скуратова, "действия экипажа, безусловно, будут разобраны по секундам и войдут в программы подготовки пилотов".

Изначально эксперты признавали, что Юсупов сумел оценить ситуацию и пренебрег сразу несколькими официально признанными рекомендациями. В частности, развернуться и пытаться дотянуть до аэропорта, а также садиться на шасси, а не на "брюхо" самолета, ведь баки полны горючего. Но, как говорит командир, решение принималось за секунды: самолет слишком быстро терял высоту, внизу большое поле кукурузы, трава может стать хорошим амортизатором и даст самолету проскользить. "Шасси могло на скорости войти в землю, и последствия были бы другими", - объяснил Юсупов свое интуитивное решение.

Расшифровка переговоров летчиков с авиадиспетчерами, появившаяся в интернете, подтвердила: счет шел на мгновения. В 6 часов 14 минут и 29 секунд пилоты подали сигнал аварийной ситуации, запросили возврат в аэропорт. Но самолет начал катастрофически снижаться, и через три с половиной минуты на запросы диспетчера пилоты отвечают: "Не мешайте, у нас идет эвакуация". Еще через полторы минуты: "Все пассажиры эвакуированы".

О подвиге экипажа самолета А321 могут снять фильм

Из расшифровки ясно, что диспетчеры предупреждали о птицах в районе взлетной полосы. Источник "Интерфакса" подтвердил, что в расшифрованных записях черных ящиков было предупреждение о возможных пролетах птиц. При этом Межгосударственный авиационный комитет (МАК) 16 августа сообщил, что еще продолжает разбираться с данными бортовых самописцев самолета А321, "говорить об окончании расшифровки самописцев преждевременно", цитировал ТАСС источник в ведомстве.

В воскресенье, 18 августа, уже началась подготовка к эвакуации самолета с места происшествия. "Начались работы по демонтажу салона и пассажирских кресел", - сообщил ТАСС источник в оперативном штабе по ликвидации последствий авиаинцидента. Следственный комитет уже дал разрешение на демонтаж, начались технические подготовительные работы для эвакуации фюзеляжа самолета.

Пассажирский самолет A321 совершил жесткую посадку в Подмосковье
Расследование

Откуда птицы?

Первый комментарий подмосковных чиновников был отрицательным: свалки и птицы, попавшие в самолет, - вещи несовместные. Ближайший полигон Сафоново находится в 14 километрах и был закрыт несколько лет. Однако оказалось, что птицы в непосредственной близости к самолетам все-таки есть. Примерно в километре от аэродрома - перегрузочная станция мусоровывозящей компании "Экотранс". В феврале этого года компания привлекалась к ответственности за двухметровые навалы мусора, на которые против воли приходилось любоваться из иллюминаторов пассажирам Жуковского. Дело тогда даже передавалось в суд, после чего, как утверждают в подмосковном минэкологии, ситуация на объекте нормализовалась: кучи стали поменьше, их начали укрывать сеткой. Но пока на станцию возят отходы, чайки отсюда никуда не денутся.

СК опубликовал видео из салона самолета A321

Еще один адрес гнездования чаек рядом с транспортных хабом - свалка на берегу озера Глушица, расположенная менее чем в двух километрах от взлетной полосы. Захламленные земли числятся за двумя ООО, которые, в свою очередь, принадлежат местному депутату. "Он занимался строительством, поэтому поначалу тут была просто куча строительных отходов, - рассказывает местный экологический активист Георгий Протасов. - А уж потом не без участия жителей свалка обросла и бытовым мусором".

"С точки зрения миграции птичьих стай аэропорт Жуковский расположен весьма неудачно, - уточняют в пресс-службе областного минэкологии. - Вблизи аэропорта находится много водных объектов - помимо Глушицы есть еще река Москва, озера Гидра, Генеральское, Игумное, Шиньево, река Чернавка, канал Хрипанька, где живут и питаются чайки, поскольку водные объекты являются их естественной средой обитания". На следующий день после аварийной посадки самолета выездная межведомственная комиссия, куда вошли представители Росприроднадзора, областного правительства и местной жуковской администрации провела рейд в окрестностях аэропорта. Чаек видели, но не в таком количестве, чтобы они могли создать угрозу самолетам. Только ведь, чтобы дестабилизировать самолетный двигатель, сотен птиц и не нужно. Достаточно нескольких, точно попавших в "цель".

Выводы после инцидента сделаны. Свалку у берегов Глушицы ликвидируют в 2020 году. На это понадобится около 100 миллионов рублей.

Подготовила Ирина Рыбникова

Что известно о членах экипажа аэробуса А321
Аварии и катастрофы Екатеринбург Урал и Западная Сибирь