31.03.2010 23:42
    Поделиться

    Уральские промышленники заново учатся кооперации

    Развитие промышленной интеграции тормозит отсутствие инфраструктуры

    На специфике и сложностях делового сотрудничества сосредоточились участники форума "Проблемы кооперации предприятий Большого Урала", состоявшегося в Екатеринбурге.

    Как известно, кооперация существовала и при планово-административной экономике, но тогда было достаточно в приказном порядке поручить заводам "дружить". Сейчас такая схема не работает.

    Каждое отдельно взятое предприятие включается в современный процесс кооперативных поставок не раньше чем осознает свой интерес. А выгода дает о себе знать лишь когда повышается эффективность производства. Чтобы совместить общую целесообразность с личной заинтересованностью, нужна информация о производственных возможностях контрагентов и развитая инфраструктура, включающая специализированные биржевые площадки и доступное кредитование.

    Одним из ее элементов являются региональные центры кооперации (РЦК), технический директор одного из них Игорь Титов поделился опытом:

    - Промышленная кооперация начинается с заключения контрактов и приводит к созданию совместных производств. На пути к этой цели РЦК вначале искал для предприятий-заказчиков надежных субконтрактников, которые изготавливали отдельные детали и узлы. Поднакопив опыта, новая структура вышла уже на уровень нескольких совместных производств, где до 80 процентов комплектующих изготавливаются в рамках кооперации. Теперь на очереди создание совместных предприятий.

    Но не все так просто. По словам Игоря Титова, уже на третьей-четвертой поставке, как правило, возникают споры о качестве и цене отгружаемой продукции. Скажем, заказчик начинает вдруг требовать точности и чистоты обработки поверхностей, не указанных в техдокументации. Или наоборот: в чертежах и технологических картах нет таких требований, которые явно должны быть соблюдены при дальнейшей эксплуатации детали. Но подобные противоречия разрешаются достаточно легко. Хуже, когда заказчик задерживает оплату услуг исполнителя. Тот в ответ заявляет: отгружу продукцию только после оплаты. В итоге процесс кооперации прерывается.

    По мнению специалистов РЦК, тут есть простор для банков, которые вполне способны пополнять на взаимовыгодных условиях оборотные средства участников кооперативного процесса. Могут подключиться и страховые компании, гарантируя заказчику компенсацию потерь по вине недобросовестного исполнителя.

    Стоит подчеркнуть, что этим рекомендации участников дискуссии не ограничились. Так, генеральный директор одного из региональных производственных центров предложил местным властям активизировать поддержку промышленной кооперации. В частности, выступить посредником при переговорах с комбинатами и производственными холдингами Урала. Только один из них получает по кооперации 70 процентов деталей при изготовлении буровых установок. Сегодня таких заказчиков можно усадить за стол только при участии чиновников. Аналогичная картина с госкорпорациями: без содействия властей в их закрытые коридоры поборникам кооперации не войти, хотя контакты обещают быть взаимовыгодными.

    Не исключены и неудачи. Об одной из них рассказал специалист крупного челябинского предприятия. Заказало оно литье головок блока тракторного двигателя из высокопрочного чугуна на одном из заводов Свердловской области, но получило откровенный брак. Туго идет процесс кооперирования в сельскохозяйственном машиностроении, именно поэтому сегодня отечественный АПК отдает предпочтение зарубежной технике.

    Вместе с тем надо признать, что промышленная интеграция, пусть и медленно, но развивается. Практически повсеместно приняты региональные программы развития кооперации, действуют целевые биржи, увеличивается число специализированных структур. Значит, скоро будут и результаты.

    Поделиться