Лариса Попович: Ждать приема врача-специалиста можно не более шести дней

Средств на здравоохранение с каждым годом выделяется все больше, но их все равно не хватает. Почему? На вопросы "РГ" ответила директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович.

В этом году произойдет много изменений в программе госгарантий бесплатной медпомощи. В чем их смысл?

Лариса Попович: Самое важное, что теперь от высших должностных лиц субъектов РФ требуется обеспечить информирование населения о порядке оказания медпомощи, в том числе и о том, за что граждане должны платить, а за что нет. Это поручение президента страны. Кроме того, в программе госгарантий обязательно должны быть указаны условия получения медицинской помощи: сколько максимально можно ждать приема врача, плановой госпитализации, неотложной помощи и так далее.

Условия регионы устанавливают сами?

Лариса Попович: Да, и если определено, что ждать приема врача-специалиста можно не более шести дней, то на седьмой день можно обращаться с претензией в страховую компанию, которая имеет право оштрафовать учреждение за нарушение. А если и она не помогла, то гражданин может потребовать наказать и страховую компанию, обратившись в территориальный фонд ОМС. Мы должны научиться отстаивать свои права.

По Конституции медицинская помощь должна быть бесплатной. Но стоит обратиться в любую поликлинику, и услышишь: за это вам придется заплатить...

Лариса Попович: К сожалению, в программе госгарантий помощь, которую можно получить бесплатно, описана лишь общими словами, неясно, что входит в бесплатный пакет. Сократить гарантии бесплатной помощи невозможно, для этого потребовалось бы изменить 41-ю статью Конституции. Но невозможно в программе и перечислить все медуслуги, которые могут потребоваться населению. Однако можно конкретизировать, за что нужно платить, причем установить не только перечень платных услуг, но и цену каждой - так, как это сделано в отношении отпускных цен производителя на лекарства. И, наконец, определить перечень категорий граждан, которые имеют право на бесплатную помощь.

Опять же по Конституции это право имеет каждый гражданин нашей страны.

Лариса Попович: Бесплатной медицины не бывает. У нас страховая модель, а она всегда имеет четкие параметры: кто платит, за кого и за что. Из ответа на эти вопросы формируется стоимость программы страхования. Мы начали с обратного конца - пообещали безразмерную программу госгарантий и дали на нее денег, сколько могли. Однако поток жалоб, объем платных услуг и наличие теневого сектора в медицине показывают, что средств недостаточно. Одна из причин в том, что система ОМС обслуживает гораздо больше людей, чем те, за кого платят взносы. За работающих должны платить работодатели, но, по некоторым данным, платят не более чем за 60%. За неработающих должны платить региональные власти, но неясно, за всех ли платят. Медуслугами пользуются иностранцы и люди без гражданства, и неизвестно, платят ли за них. И есть еще "иные" категории: индивидуальные предприниматели, которые не платят взносы в систему ОМС, те, кто получает "серую" зарплату в конвертах, обладатели полисов, которые перестали работать, и так далее.

Да у нас практически все население застраховано.

Лариса Попович: И это первая неопределенность системы. Вторая - открытый список обязательств, т.к. программа госгарантий включает в себя все буквально болезни. Третья неопределенность - неизвестно, сколько участников рынка завтра будут оказывать эту помощь. Мы разрешили участие в системе ОМС частным клиникам, но они могут войти туда на один год, а потом выйти. Если мы включаем частников в систему, это должны быть долгосрочные контракты с санкциями за срыв государственного задания.

Может ли изменить ситуацию введение соплатежей населения, о которых время от времени говорят эксперты?

Лариса Попович: Никогда и нигде соплатежи не служат способом привлечения дополнительных средств. Это лишь способ регуляции отношения пациентов к потреблению медпомощи. Есть разные виды соплатежей. Один - когда работник платит взнос вместе с работодателем. Такое сострахование есть практически во всех странах, где есть страховая медицина. Россия - единственная страна, где сам человек ничего не платит в эту систему "на входе".

Но во многих странах платят "на выходе", то есть в момент получения помощи.

Лариса Попович: Да, есть страны, где не платишь за первые два визита к врачу, затем платишь, например, с третьего по десятый визит, потом снова не платишь. Бывает соплатеж с лимитом: платишь до определенной суммы, но если превысил ее, деньги возвращаются, и дальше не платишь. Ведь такой соплатеж очень несправедлив, т.к. больше платит тот, кто больше болеет. А главный принцип общественного здравоохранения - справедливость: тот, кто болеет серьезно, получает наибольшую поддержку.

Получается, что своими взносами мы оплачиваем медицинскую помощь тем, за кого никто не платит?

Лариса Попович: Конечно, этим людям, как всем нам, она тоже нужна. Самый простой вариант - разрешить им участвовать в системе ОМС на общих основаниях. Государство ежегодно устанавливает подушевой норматив финансирования здравоохранения. И если ты, к примеру, индивидуальный предприниматель или мигрант, но хочешь войти в систему, заплати эту сумму и получи полис ОМС. Это был бы важный шаг к нормализации ситуации в нашем здравоохранении.