Уже начало года омрачилось зловещим предзнаменованием: Дэвид Боуи выпустил потрясающий и жуткий реквием Blackstar в свой 69-й день рождения и через два дня умер. Только такой эффектной и невероятно красивой работой и должна была завершиться дискография единственного и неповторимого паука с Марса.
Друг и соратник Боуи Игги Поп, слава Богу, этот год благополучно пережил, хотя время от времени и делал тревожные намеки. Настроение великого и ужасного Джеймса Остерберга все равно явно оставляет желать лучшего, о чем говорит его новый альбом с красноречивым названием и не менее красноречивым содержанием. 69-летний дедушка панк-рока грустит и рефлексирует, ищет свою Американскую Вальгаллу и печально вспоминает беспримерно веселую молодость, посматривая в ту сторону, куда ушел его товарищ по удалым юношеским проделкам. Остается надеяться, что их встреча состоится как можно позже.
Еще одна оглушительная потеря для мировой музыки - кончина Леонарда Коэна. "Я готов, Господь", - невозмутимо спел он в своем прощальном альбоме. И через три недели покинул этот мир. Оставив нам коллекцию из нетленных сумрачных шедевров, которую венчает стоически-ироничный You Want It Darker.
Наверное, учитывая происходящее в мире, не стоит удивляться, что среди музыкальных жемчужин этого года значительная часть - очень болезненные и полные страданий исповеди. Вот и Ник Кейв на своей пластинке погрузился в размышления о смерти после трагической гибели сына. Осторожнее со Skeleton Tree - эта надрывно-откровенная работа "готического принца" способна ранить в самое сердце.
Случались плохие новости и иного порядка: например, бессменный фронтмен гипнотического индастриал-проекта Swans Майкл Джира объявил о роспуске группы. А вышедший в июне Glowing Man стал точкой в ее дискографии. Точкой, надо сказать, очень жирной и убедительной - впрочем, как и обычно у Swans, в последние годы умело очищавших пост-рок от наивности и пафоса, пост-панк - от всякой шелухи формата "инди", а индастриал и его производные - от неискреннего "экспериментаторства".
А вот боги британского эйсида Psychic TV, к счастью и удовольствию Абсолюта, распадаться не собираются. Магистр Дженезис Пи-Орридж и его причудливая компания записали каверы на классическую психоделию, в которой знают толк - да еще как! - и украсили все это своей собственной десятиминутной шаманской композицией в лучших традициях PTV3. Класс.
И вообще не стоит слишком унывать. Вот, например, легендарные "роллинги" чувствуют себя, судя по всему, прекрасно, в связи с чем записали первый за целых 11 лет лонгплей. Мимо такого, конечно, пройти никак нельзя. Blue and Lonesome - альбом, надо сказать, неординарный: это трибьют Джаггера, Ричардса и компании тем, благодаря кому они и стали одной из важнейших групп прошлого века, то есть - олдовым блюзменам. Приятно, что "Стоунз" наконец дали о себе знать, устроив замечательный экскурс в историю западной музыки.
А вот другой живой классик забывать о себе не дает, и это не может не радовать. Спустя пять лет после So Beautiful or So What он выпустил очередной свежий диск - Stranger to Stranger - ироничный, лиричный, местами неожиданно новаторский. Словом, один из лучших альбомов года, даже не сомневайтесь.
Новый сезон лучшего телесериала всех времен и народов выйдет уже в наступающем году, а пока, пребывая в нетерпеливом ожидании, можно переслушать бесконечно прекрасный саундтрек Анджело Бадаламенти. А еще лучше - послушать его новую версию в исполнении радикальных деконструкторов "Шу Шу".
Шедевры Бадаламенти лучше сделать невозможно, но предложенная экспериментаторами трактовка получилась удивительно свежей и оригинальной.
Кстати, о саундтреках. Заслуженно обласканный критиками и зрителями сериал "Очень странные дела" может похвастаться крепкой подборкой звучащих в ней песен, без которых невозможно реконструировать восьмидесятые - от The Clash, Jefferson Airplane и Joy Division до Вангелиса и Моби. Но главное, главное - оригинальная музыка, написанная для шоу Кайлом Диксоном и Майклом Стерном, участниками электронной формации S U R V I V E. Убедительная стилизация на заданную тему с обильными цитатами и оммажами таким героям, как выпустивший в этом году продолжение своей бессмертной "кислородной" трилогии (и не только его) электромэтр Жан-Мишель Жарр, Джон Карпентер (в этом году вышла вторая часть его замечательных Lost Themes), все тот же Бадаламенти и все тот же Вангелис (тоже, кстати, отметившийся в этом году новым LP Rosetta).
Самый хороший оригинальный саундтрек за долгие годы. Точка.
Ярчайшая группа Crippled Black Phoenix, заметно выделяющаяся на сером фоне построкового болота, снова порадовала. Новый релиз британцев получился бодрее и ярче меланхоличного предшественника, хотя и здесь без печальных медитаций, конечно, не обходится. "Пикфлойдовости", особенно заметной на ранних записях, стало поменьше, но избавляться от нее "фениксы" не стали. И это хорошо - так изящно косплеить Гилмора и Уотерса еще уметь надо. Ну а стилевое буйство в исполнении CBP ни в каких представлениях и описаниях не нуждается.
Тяжелая сцена в 2016-м жила своей буйной, разнообразной и крайне увлекательной жизнью. Новые альбомы вышли у хедлайнеров самых разных поджанров: Messhugah, Annal Nathrakh, Brujeria, Darkthrone, Korn и других. А в трэш-метале вообще наблюдался небывалый бум. Целых три представителя "большой четверки" - Megadeth, Anthrax и Metallica записали новые альбомы. Но самым крутым тяжелым релизом 2016 года стал, пожалуй сокрушительный альбом легендарных немцев Sodom, уже признанный фанатами мощнейшим у группы за десятилетия. Decision Day - метал-альбом года, так и запишите.
Но и в нашей стране происходило много интересного. Взять хотя бы продолжение творческого пути Леонида Федорова - как в "АукцЫоне", так и вне его - или обаятельные ретрофутуристические выкрутасы "Мегаполиса". Ну а альбомом года в российской музыке, по нашему скромному мнению, следует признать восхитительную мизантропически-язвительную, пестрящую ссылками и стилистически безупречную "Оттепель" заслуженных авангардистов НОМ.