31.01.2017 13:24
Поделиться

Пропавший без вести... Опыт историка по поиску сведений о бойце

Тридцатишестилетний призывник

Едва ли найдется в нашей стране семья, которую события 1941-1945 гг. обошли бы стороной. Получилось так, что среди наших близких родственников на фронте побывал только брат моей прабабушки Анны Ивановны Суетновой, бабушкин дядя - Александр Иванович Титенков. По официальным данным, он пропал без вести в ноябре 1941 г. Бабушке Людмиле Михайловне Кирюхиной (Суетновой) в первый год войны было семь лет и она, естественно, мало что помнит, а в семейном архиве сохранилась лишь одна фотография, на которой Александр Иванович совсем маленький.

Став историком, я решил хоть что-то выяснить о том, как сложилась фронтовая судьба родственника. Большую помощь в поиске оказали разнообразные интернет-ресурсы, в числе которых - обобщенный банк данных "Мемориал"1 и база данных "Память народа"2, открывающая доступ к материалам Центрального архива министерства обороны (ЦАМО, Подольск). Центр документации при объединении "Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора" (Дрезден) также содержит многочисленные списки солдат Красной армии, попавших в немецкий плен в период войны, и бесплатно предоставляет справки о пленных гражданах СССР3.

А.И. Титенков родился в 1905 г. в селе Починки Горьковской области. Был он третьим ребенком в семье, его мать Анна Михайловна рано осталась вдовой, муж погиб на охоте еще до революции. Старший брат Серафим работал телеграфистом на почте, он трагически погиб, застрелившись, как говорили, от несчастной любви. Сестра Анна Ивановна, моя прабабушка по материнской линии, была старше Александра на один год. Когда Александр Иванович повзрослел, он переехал жить в город Балахна Горьковской области, женился. 21 июля 1941 г. в возрасте 36 лет был призван на фронт Балахнинским РВК. Дальнейшая судьба доподлинно неизвестна. Поэтому я попытался хотя бы частично пролить свет на произошедшие события, свидетелем и участником которых он, вероятнее всего, был.


Последнее письмо - 23 августа 1941 года

В 4-м томе Книги Памяти Нижегородской области есть короткая запись: "Титенков Александр Иванович, род. 1905, г. Балахна Нижегородской обл. Рядовой. Пропал без вести, ноябрь 1941". Местом рождения ошибочно указана Балахна, вероятнее всего, из-за того, что до призыва Александр Иванович там жил с семьей и оттуда был призван. Второй доступный в архивах документ, связанный с именем А.И. Титенкова, - анкета-обращение его жены Нины Петровны Титенковой, датированная 30 января 1947 г., в Балахнинский РВК Горьковской области с целью выяснить судьбу мужа. Анкета позволила немного дополнить информацию об А.И. Титенкове. Во-первых, это информация о боевом соединении, в котором он служил, - 831-й артиллерийский полк. Во-вторых, есть дата последнего письма - 23 августа 1941 г. и воинский адрес на конверте - "Действующая армия, 831 а.п., п/п 670". Полевая почтовая станция N 0670 была предназначена для 279-й стрелковой дивизии (а также нескольких других дивизий), в состав которой входил 831-й артиллерийский полк.

Анкета учета погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава на имя А.И. Титенкова. С записью "Пропал без вести".

Анкета учета погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава на имя А.И. Титенкова. С записью "Пропал без вести".

Большой вопрос вызывает строка "Занимаемая должность в К[расной] а[рмии]", в ней значится "дегазаторщик". Однако согласно перечню военно-учетных специальностей РККА, утвержденному 4 ноября 1937 г.4, подразделения химиков-дегазаторов относятся к химвойскам, но не к артиллерии. В данном случае можно выдвинуть несколько предположений. Возможно, в анкете указана профессия, полученная еще до войны. Рядовым военно-учетная специальность обычно присваивается на основании уже имеющегося образования или после завершения обучения в учебной части5. Анкета также могла содержать ошибку, например довольно легко спутать должность дегазатора с дальномерщиком, который относится именно к артиллерии. В любом случае 279-я стрелковая дивизия, в состав которой входил 831-й артполк, включала на момент формирования также 360-ю отдельную роту химзащиты.


Через месяц - на фронт!

Других документов, связанных с именем А.И. Титенкова, найти не удалось, поэтому я попытался проследить дальнейший боевой путь его подразделения.

К сожалению, исследований, посвященных 279-й стрелковой дивизии первого формирования, сравнительно немного. Заслуживает внимания материал П.И. Гончарова и И.А. Новоселовой6. 279-я стрелковая дивизия начала формироваться по постановлению ГКО N 48 от 8 июля 1941 г. во Владимире и Горьком. На момент укомплектования дивизия включала три стрелковых и артиллерийский полки, истребительный противотанковый и зенитно-артиллерийский дивизионы, разведывательный, саперный, автомобильный и медико-санитарный батальоны, батальон связи, роту химзащиты, подвижной автохлебозавод и полевую почту7. Формирование происходило в Горьком, Дзержинске и Арзамасе, а штаб дивизии находился в Горьковском Кремле.

Уже 4 августа 1941 г. (менее месяца со дня формирования) дивизия получила приказ об отправке на фронт. Сначала добирались своим ходом из села Мулино через железнодорожную станцию Ильино в Горький на станцию Сортировочная. Как сообщают П.И. Гончаров и И.А. Новоселова, "ночь пробыли в городе, 5 августа поднялись в 5 часов утра, погрузились в эшелон в 12 часов дня. Следовали через г. Владимир в г. Москву. 7-го августа в районе 3 часов утра выехали из Москвы через Тулу - Сухиничи в Людиново, прибыли 8-го августа 1941 г."8. После выгрузки дивизия получила приказ совершить марш-бросок к реке Десна в район Жуковка - Дубровка и занять оборону по восточному берегу. На 30 августа 1941 г. личный состав составлял 11 454 человека (по другим источникам - 10 518 человек)9. Дивизия вошла в состав ударной группировки 50-й армии на Брянском фронте.


Первые потери

831-й артиллерийский полк, в котором служил А.И. Титенков, упоминается только один раз в книге Ф.Д. Панкова "Огненные рубежи. Боевой путь 50-й армии в Великой Отечественной войне" в самом начале боевых действий конца августа 1941 г.: "Во время обстрела огневой позиции 2-й батареи 831-го артиллерийского полка 279-й стрелковой дивизии артиллерией противника загорелся порох в гильзах снарядов в одном из зарядных ящиков. Орудийный номер рядовой В.И. Лжинин, рискуя жизнью, вытащил лоток с горячими зарядами, предотвратив взрыв"10. Несмотря на то что в ЦАМО мне не удалось найти документы полка (они есть лишь на период 1944-1945 гг.), я постарался отследить любые упоминания артиллерийских частей в документации дивизии - боевых донесениях и оперативных сводках штаба за период с 13 августа по 6 сентября 1941 г.

К примеру, согласно боевому донесению N3 от 13 августа 1941 г. на 8 часов 30 минут: "Части 279 дивизии в 18.00 12.8 вышли на указанные им районы и приступили к приемке оборонительных сооружений на своих участках..." Далее донесения докладывают об участии дивизии в боевых действиях: работе артиллерии, танковой разведке противника, спасении нашими разведчиками приземлившегося самолета, первых потерях...

Оперативная сводка о действиях 279-й стрелковой дивизии. 28 августа 1941 г.

Схема обороны 279-й стрелковой дивизии на 23 августа 1941 г.

Сводки сообщают:

279-я дивизия уничтожена

Контрудар советских войск был назначен на утро 2 сентября в общем направлении на Рославль, дивизия получила приказ командующего 50-й армией наступать на участке Вязовск-Коробки. На подготовку наступления отводилось менее суток, что пагубно сказалось на результатах11. Два полка дивизии форсировали Десну и овладели Девочкино, затем были освобождены Голубея и Бересток, а 4 сентября овладели разъездом Рековичи, Малой и Старой Салынью. Все это время противником предпринимались многочисленные контратаки, и дивизия несла большие потери.

Войска 3-й и 50-й армий по приказу командующего фронтом закрепились на достигнутом рубеже и перешли к обороне 15 сентября. Дивизия держала оборону по реке Десна12. 17 сентября датируются последние доступные в ЦАМО документы штаба дивизии. Примечательно, что приказ N 17 штаба 50-й армии Брянского фронта от 24 сентября 1941 г. фиксировал факты сокрытия отдельными командирами сведений о контратаках противника и понесенных потерях.

Дальнейшие события октября - ноября 1941 г. развивались для 50-й армии и входившей в ее состав дивизии трагически. Всего за два дня наступления в начале октября гитлеровцы пробили 60-километровую брешь и прорвались почти на 100 км в глубину, на правом крыле Брянского фронта оборона была также прорвана, что позволило немцам выйти в тыл. Особенно тяжелое положение 279-й стрелковой дивизии обусловливалось тем, что противнику удалось расчленить ее. Уцелевшие части и подразделения были отведены на восточный берег Десны13. Уже 4 октября противник развил наступление и к утру 6 октября вышел в тыл армии, в тот же день овладев Брянском. Связь 50-й армии со штабом фронта была потеряна. С 8 октября дивизия, находясь в окружении, прорывалась с боями, сведения о положении частей не поступали14. На 16 октября численность дивизии насчитывала около полутора тысяч человек15. По данным оперативной сводки N 125 ОКХ от 18 октября 1941 г.: "В ходе уничтожения 50-й армии взято в плен 55 105 человек. 279 СД уничтожена"16.


На их место встали другие

Тем не менее в конце октября оставшиеся части 50-й армии продолжали с боями выходить из окружения в район города Белев. 20 октября 50-я армия закрепилась на занимаемых рубежах и вела бои в районе Николо - Гастунь - Белев, а 279-я дивизия обороняла подступы к переправам на западном берегу реки Ока17. 26 октября войска Брянского фронта продолжали отходить с боями в восточном направлении, данных о дивизии не поступало. Из окружения к концу октября вышли единицы: 1005-й стрелковый полк на 23 октября насчитывал всего 843 человека, из них 109 старших и средних командиров, в него также влились бойцы и командиры разгромленных 1001-го и 1003-го стрелковых полков18.

Единственный уцелевший во всей дивизии и доукомплектованный 1005-й стрелковый полк на 30 октября находился в резерве командующего армией. На 1 ноября 1941 г. дивизии как боевого подразделения уже не существовало. 10 ноября был расформирован Брянский фронт, а 17 ноября расформирована и сама дивизия. Именно этой датой можно объяснить официальный ответ Балахнинского РВК на запрос о судьбе А.И. Титенкова: "Пропал без вести в ноябре 1941 г.". Оставшийся личный состав был обращен на доукомплектование 154-й стрелковой дивизии, впоследствии ставшей 47-й гвардейской стрелковой дивизией. 279-я дивизия была сформирована заново и с 29 сентября 1941 г. до конца войны участвовала в боях с фашистскими захватчиками, войдя в историю как 279-я стрелковая Лисичанская Краснознаменная дивизия19.


В списках не значится...

Проследив, таким образом, насколько это возможно боевой путь дивизии и входившего в ее состав полка, можно с определенной долей уверенности предполагать возможную незавидную судьбу рядового А.И. Титенкова. Согласно сведениям его жены письменная связь прекратилась 23 августа, письмо Александр Иванович, вероятно, написал и отправил еще до прибытия на фронт. Согласно оперативным сводкам штаба на 27 августа пропавшими без вести числились 105 бойцов дивизии. Но его в тех списках нет. Как нет и в списках попавших в немецкий плен. Боевые знамена всех частей дивизии до настоящего времени являются утраченными. По воспоминаниям ветерана дивизии, нижегородца Ю.М. Копылова, дивизия лишилась боевого знамени в Гутовском лесу северо-восточнее Брянска. Общие невозвратные потери 50-й армии оцениваются примерно в 90 тысяч человек20. В последние годы историками Брянской области активно ведется поисковая работа мест захоронений и останков погибших солдат. Однако до сих пор около 70% захоронений являются безымянными.


1. http://obd-memorial.ru
2. https://pamyat-naroda.ru
3. http://www.dokst.ru/main/
4. http://rkka.ru/handbook/data/vus.htm
5. http://yasoldat.ru/vus/
6. Гончаров П.И., Новоселова И.А. Боевой путь 279-й стрелковой дивизии I-го формирования. Нижний Новгород, 2013. http://lno52.ru/index/0-171
7. ЦАМО РФ. Перечень Генерального штаба N 5.
8. Гончаров П.И., Новоселова И.А. Указ. соч.
9. Агни Л. Брянский фронт первого формирования в свете электронных источников (историко-аналитическая статья). https://www.proza.ru/2014/07/10/690
10. Панков Ф.Д. Огненные рубежи. Боевой путь 50й армии в Великой Отечественной войне. М., 1984. С. 6.
11. Там же. С. 8-9.
12. Там же. С. 12-13.
13. Там же. С. 15.
14. Битва под Москвой. Хроника, факты, люди. В 2х кн. - М., 2002. Кн. 1. С. 265.
15. Трифанков Ю.Т., Гавренков А.А., Трифанков Я.Ю. Брянский фронт: 50-я армия. "Рессета" и "Хацунь" // Вестник Брянского университета. 2012. N 2 (2).
16. Там же. С. 359-360.
17. Там же. С. 398.
18. http://newspaper.unitedcommunityvoice.com/index.php?newsid=224
19. Корзников А.И. Дороги огневые. Свердловск, 1977.
20. Трифанков Ю.Т., Гавренков А.А., Трифанков Я.Ю. Указ. соч.