А год был успешным. Любая кинематография Европы, способная предложить картины уровня "Аритмии" Бориса Хлебникова и "Нелюбви" Андрея Звягинцева, могла бы считать себя в дамках. А была еще космическая драма "Время первых" - по технике съемки она выдержит состязание со знаменитой кувыркалкой Куарона "Гравитация", а по драматизму, на мой взгляд, ее превосходит (дебют Дмитрия Киселева, но аплодисментов заслуживает вся команда, включая первоклассных актеров).
Была "Кроткая" Сергея Лозницы, после Каннского фестиваля шагнувшая на мировые экраны. Были "Холодное танго" Павла Чухрая, "Турецкое седло" Юсупа Разыкова, "Карп отмороженный" Владимира Котта, "Большой" Валерия Тодоровского, "Притяжение" Федора Бондарчука, "Язычники" - более чем актуальный дебют Валерии Сурковой…
По-прежнему растет число дебютов в режиссуре, есть очень перспективные Кантемир Балагов с "Теснотой", Алексей Камынин с "Ложью или действием", Айнур Аскаров с лирической комедией "Из Уфы с любовью", Аня Крайс с жесткой, честной социальной драмой "Нашла коса на камень".
Дефицитное детское кино пополнилось завершенной, наконец, трилогией "Частное пионерское" Александра Каприловского и азартно, на мировом уровне сделанной сказкой Дмитрия Дьяченко "Последний богатырь". В ней остроумная компьютерная графика, залп симпатичных актерских работ и образцовый саундтрек Джорджа Каллиса в блестящей записи московского оркестра Musica viva, почему-то не попавший ни в один из премиальных списков.
Продолжается победный марш кино Якутии. В республике с населением меньше миллиона человек снимается до десятка картин в год, они пользуются успехом и умудряются себя окупать. Теперь якутские фильмы уже перешагнули пределы республики: "Моя дочь" Татьяны Эверстовой и детектив Косты Марсана "Мой убийца" вышли на общероссийские экраны и участвуют в международных фестивалях, последняя картина рассматривалась в числе претендентов на "Золотой глобус". Если вспомнить еще и о башкирской комедии "Из Уфы с любовью", и о группе талантливых выпускников курса Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете (в том числе Кантемир Балагов с "Теснотой" и Кира Коваленко с "Софичкой"), можно говорить о зарождении в России полноценного многонационального кино.
Сдвинулся и мертвой точки пресловутый бокс-офис. "Последний богатырь" занял, по данным "Кинопоиска", второе место по сборам (30 млн долларов) после диснеевских "Пиратов Карибского моря". "Притяжение" с его 19 миллионами вошло в первую десятку рекордсменов. В первой тридцатке "Салют-7", имевший хорошую рекламу, и "Время первых", имевшее рекламу похуже. "Матильда", "Легенда о Коловрате" и "Гоголь. Начало" по зрительскому интересу обошли оскароносный "Ла-ла-ленд". Как видите, нет повода комплексовать. Если бы все наши картины выходили с достойной рекламой и достойным числом копий, я думаю, проблема смычки российского кино со зрителем давно бы испарилась.
Но есть коварный вопрос: год был не какой-нибудь - 17-й! Революции, пустившей мир по другим рельсам, сто лет. Но кино страны мистических чисел так и не удосужилось проанализировать то, что случилось век назад. Отсутствие "датских" фильмов в этом случае тревожит: творцы то ли не рискуют, то ли не считают нужным переосмыслить уроки прошлого, углубиться в воспаленные темы истории. Так или иначе, столетие Октября оказалось его первым юбилеем, вообще не замеченным в искусстве. Что это, долгожданное освобождение от фантомов прошлого или простая трусость - покажет будущее.
Верна своим канонам критическая братия - систематично отстреливает все, что привлекает зрителей. Даже триумфальный "Последний богатырь" удостоился полупрезрительных рецензий, и никто не потрудился понять, отчего такой успех. Сейчас спор разгорелся вокруг фильма "Жги!", которому привычно инкриминируют пошлость и даже подлость, ибо в этом условном, почти опереточном сюжете между заключенной и ее тюремщицей устанавливается сотрудничество, а в музыкальном финале, как бы выйдя на поклон, актеры сообща поют - в этом увидели издевку над здравым смыслом. Картина получает Приз зрительских симпатий на фестивале - и критики привычно брюзжат по поводу уровня нашей публики. Мне картина не кажется совершенной, но я с удовольствием поддержу способного дебютанта Кирилл Плетнева, включив фильм в число обнадеживающих дебютов.
Итак, мои топ-десятки:
1. Аритмия (Борис Хлебников)
2. Нелюбовь (Андрей Звягинцев)
3. Кроткая (Сергей Лозница)
4. Время первых (Дмитрий Киселев)
5. Турецкое седло (Юсуп Разыков)
6. Теснота (Кантемир Балагов)
7. Язычники (Валерия Суркова)
8. Холодное танго (Павел Чухрай)
9. Нашла коса на камень (Аня Крайс)
10. Карп отмороженный (Владимир Котт)
1. Александр Яценко (Аритмия)
2. Владимир Ильин (Время первых)
3. Ирина Горбачева (Аритмия)
4. Евгений Миронов (Время первых)
5. Константин Хабенский (Время первых)
6. Дарья Жовнер (Теснота)
7. Валерий Маслов (Турецкое седло)
8. Евгений Ткачук (Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов)
9. Юлия Пересильд (Холодное танго)
10. Риналь Мухаметов (Холодное танго)
1. Кантемир Балагов (Теснота)
2. Валерия Суркова (Язычники)
3. Аня Крайс (Нашла коса на камень)
4. Алексей Камынин (Ложь или действие)
5. Алексей Рыбин (Скоро все кончится)
6. Айнур Аскаров (Из Уфы с любовью)
7. Костас Марсан (Мой убийца)
8. Федор Константинович (Добрый вечер)
9. Александр Хант (Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов)
10. Кирилл Плетнев (Жги!)
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ".