Британский актер Питер Капальди отпраздновал 60-летний юбилей
Удивительно в нем все: его роли в кино и на телевидении многочисленны, талант - очевиден, но на протяжении большей части своей карьеры он не был знаменитым, в отличие от многих коллег по профессии того же возраста. При этом он был мгновенно узнаваем в кадре, благодаря лаконичным, но очень ярким образам, будто бы стратегически рассредоточенным по известным произведениям. Однако вплоть до последних лет никогда не принадлежал к числу тех, чьего появления зрители ждут с нетерпением, едва увидев в титрах имя.
Его крайне необычная внешность, в которой аскетизм причудливым образом сочетается с пружинящей внутренней энергией и особого рода элегантностью, присущей многим итальянцам, долгое время была своего рода помехой, ощутимо сужающей возможные амплуа. Но в зрелом, если не сказать - почтенном возрасте он волею судеб был выделен особо, став одним из (пока что) двенадцати актеров, занимающих совершенно особое место в популярной культуре Британских островов, пронзительно и надрывно сыграв роль Доктора в легендарном научно-фантастическом сериале "Доктор Кто". Капальди сумел создать на редкость многогранный психологический образ Повелителя Времени, вернув зрелой аудитории интерес к проекту, будоражившему умы многие десятилетия назад. Он смог найти верный тон повествования, пугающе осовременить и актуализировать переживаемое его героем, выведя старого доброго "Доктора" в разряд гораздо более глубоких произведений, чем то, на что шоу претендовало в течение многих лет, неизменно являясь краеугольным камнем британской массовой культуры. Но путь к этой роли был увлекателен, прихотлив, извилист и отчаянно интересен.
Одним из первых появлений Питера Капальди стал вполне серьезный сериал образовательного характера под названием "Королевский суд" (Crown Court), который был призван объяснить британцам суть реформы судебной системы, произошедшей в 1972 году, а также наглядно показать, как происходит рассмотрение дела в суде. В одном эпизоде долговязый и сухощавый Иман Доннелли с устрашающим красным начесом на голове, жвачкой во рту и немыслимым акцентом всем своим видом показывает презрение к условностям. Юное дарование пришло дать показания, выступая на стороне ответчика, которым является музыкальный продюсер его группы. Попытки выудить у Имана правду о событиях, имеющих отношение к рассматриваемому делу, заканчиваются оглушительным фиаско и уморительной перебранкой, выводящей из терпения даже невозмутимого судью, за долгие годы привыкшего ко многому:
В 1985 году он снялся в байопике Сэндора Стерна "Джон и Йоко: История любви" (John and Yoko: A Love Story) в роли Джорджа Харрисона, а в девяностые годы эпизодически появлялся в достаточно популярных проектах: в "Опасных связях" (Dangerous Liaisons) Стивена Фрирза, "Пуаро" (Poirot), "Главном подозреваемом 3" (Prime Suspect), "Викарии из Дибли" (The Vicar of Dibley), "Чисто английских убийствах" (Midsomer murders), "Мистере Бине", а также в экранизации романа датского писателя Питера Хёга "Смилла и ее чувство снега" ("Снежное чувство Смиллы"/Smilla’s Sense of Snow) в режиссерском прочтении Билле Аугуста.
Крайне запоминающимся стало появление Капальди в комедийной передаче The All New Alexei Sayle Show, выдержавшей два сезона (1994-1995). Ему посчастливилось воплотить образ Шерлока Холмса, акцентуировав его характерные черты и выставив Ватсона откровенным придурком, не унимающимся ни на минуту и то и дело восклицающим, какой Холмс великолепный детектив. Он понял, что вечереет, лишь выглянув в окно, а также узнал о том, что миссис Хадсон скоро подаст чай по одному свисту из соседнего помещения. Наблюдая за актером, невозможно удержаться от вздоха сожаления - в его лице мог возникнуть вполне достойный конкурент Джереми Бретту:
В начале двухтысячных среди россыпи небольших ролей довольно неожиданно обозначилось его появление в крайне своеобразном комедийном проекте Дэвида Митчелла и Роберта Уэбба "Пип шоу" (Peep Show). И Капальди вновь играет шотландца, профессора Алистера МакЛиша, который, как оказывается, безнадежно далек от народа, так как вневременные литературные образы ему гораздо милее, чем "Охотники за привидениями", столь дорогие сердцу его компаньонам:
В 2003 году на экраны вышел великолепный комедийный сериал "Немного за сорок" (Fortysomething), увы, завершенный после первого сезона. Роли супругов Слиппери, родителей трех взрослых детей, сыграли Хью Лори и Анна Чэнселлор, а самым старшим сыном Рори стал совсем еще юный Бенедикт Камбербэтч , для которого это стало первым полноценным появлением на телевидении. Питеру Капальди же достался образ доктора Ронни Пилфри, крайне несимпатичного и эксцентичного коллеги Пола Слиппери, переживающего кризис среднего возраста, и со всеми поставленными задачами актер справился блестяще, одарив своего героя, среди прочего, хорошим музыкальным слухом и голосом:
Не менее эпатажного персонажа Капальди сыграл в британском сериале "Гуща событий" (The Thick of It), посвященном будням британской политики: некомпетентности чиновников, подковерным интригам, бесконечному сведению счетов в ущерб всему, включая здравый смысл и должностные инструкции, где особое место занимает унижение подчиненных, в чем особо преуспел глава отдела по связям со СМИ Малкольм Такер (чей прототип, к слову, работал в правительстве Тони Блэра). Фильм Армандо Ивануччи "В петле" (In the Loop), вышедший на основе сюжетной канвы сериала в 2009-м году, также вывел Такера в качестве одного из главных героев:
Но это отнюдь не помешало ему сыграть политика с совершенно противоположными характеристиками в "Часе" (The Hour), одном из самых лучших политических сериалов Соединенного Королевства:
Очень убедительным было появление Капальди в "Мушкетерах" (The Musketeers), первый сезон которых вышел на BBC в 2014 году. Он практически спас сериал благодаря своей трактовке образа кардинала Ришелье, выведя его в число главных героев, что изначально не входило в задачи сценаристов. Эпизоды с присутствием Ришелье смотреть интересно, в остальном же "Мушкетеры" получились в меру зрелищными, но достаточно пустыми, заимствовав из произведений Дюма разве что самые общие сюжетные ходы.
Все эти работы подводят к самой заметной роли Питера Капальди - речь идет о пресловутом Двенадцатом Докторе в эпохальной телеэпопее "Доктор Кто", впервые вышедшей на экраны более полувека назад. Ему выпала честь сыграть Двенадцатое воплощение Доктора, уроженца таинственной планеты Галлифрей, путешествующего на своем космическом корабле (в виде синей полицейской будки) по всей Вселенной в попытке предотвратить ее уничтожение не особо разумными, злыми и крайне эгоистичными созданиями, ее населяющими. Двенадцатый Доктор существовал в проекте три сезона, как и двое его непосредственных предшественников, растянувшихся на четыре года, с конца 2013-го по декабрь 2017-го. Но впервые в проекте он появился еще в 2008 году, в "Огнях Помпеи" ("The Fires of Pompeii), втором эпизоде четвертого сезона обновленного "Доктора Кто" с Десятым Доктором - Дэвидом Теннантом. Там Капальди по иронии судьбы играет скульптора Кецилия (не путать с персонажем вселенной Marvel), которому была продана ТАРДИС, впопыхах оставленная Доктором, приземлившемся на Италийском полуострове за день до страшного извержения Везувия.
Помимо самой "докторианы", Капальди также снялся в спин-оффе под названием "Торчвуд" (Torchwood), где сыграл роль главы министерства внутренних дел Джона Фробишера, а также собственно Доктора в первой серии недавнего спин-оффа "Класс" (Class), закрытого после первого сезона:
Увлечение Питера Капальди музыкой наложило свой отпечаток на Повелителя Времени - и Двенадцатого Доктора положительно невозможно представить без фирменных черных очков и гитары:
Здесь также можно вспомнить его участие в восьмидесятых в сериале "Тайны Рут Рэнделл" (Ruth Rendell Mysteries) на основе литературных произведений писательницы. Там Капальди сыграл роль певца Зино Ведаста (сценическое имя, прозрачно намекающее на один из образов ярчайшего представителя британской музыкальной культуры последних десятилетий) и оставил в своем исполнении вполне милую песню:
Забавно, но факт: хорошо знакомое многим амплуа путешественника во времени придало очаровательности ему как рассказчику в картине "Истинный Леонардо" (Inside the Mind of Leonardo) о величии гения Леонардо да Винчи:
Не так давно в рамках чествования памяти Уильяма Шекспира было выпущено несколько отрывков из его пьес в исполнении известных актеров, вошедших в программу The Complete Walk, дающих возможность самой широкой аудитории ознакомиться со знаковыми монологами. Капальди досталась роль Тита Андроника:
Кроме того, на его счету есть одна статуэтка Американской киноакадемии, только речь идет не об актерской игре, а о весьма неожиданно проявившихся способностях по части написания сценария и режиссерской работы - в 1995 году вышел короткометражный комедийный фильм "Эта замечательная жизнь Франца Кафки" (Franz Kafka's It's a Wonderful Life), обыгрывающий творческий процесс писателя и создание повести "Превращение".
С уходом Двенадцатого Доктора закончилась эпоха. В каких еще проектах зрители увидят этого неординарного актера, пока непонятно. В одном из своих недавних интервью 60-летний актер сказал, что, осознавая антипедагогичность своего заявления, все-таки не может не отметить: в настоящий момент он наслаждается отсутствием необходимости над чем-то работать. Хотя и это не совсем так - недавно на экраны вышли "Приключения Паддингтона 2" (Paddington 2) с эпизодическим его участием в роли полицейского Мистера Карри, на очереди - озвучивание роли Кролика в фильме "Кристофер Робин" (Christopher Robin). Остается надеяться, что это десятилетие станет очередным трамплином для Питера Капальди, умеющего изумлять тогда, когда сюрпризов ждешь меньше всего.