Ужас и медвежий террор
Вдохновившись этой мрачной историей, один из крупнейших ныне живущих американских писателей Дэн Симмонс создал монументальный роман-хоррор "Террор" (так назывался один из кораблей), полный отражающих дух времени деталей и мистического ужаса. Выглядит это так, будто Герман Мелвилл воскрес, прочитал Говарда Лавкрафта и решил поэкспериментировать с его стилем. Попробуйте себе представить, что из этого могло бы выйти, и получите что-то похожее на "Террор".
Симмонс вооружился всей доступной ему информацией о загадочном исчезновении обоих экипажей и остроумно додумал остальное, воплотив все беды, с которыми довелось столкнуться неудачливым мореплавателям, в мифическом медведе-переростке Туунбаке. Сами беды - голод, отравления, цинга, лютый холод, постепенное осознание безвыходности ситуации, предельная усталость и, как следствие, бесконечные конфликты - конечно, тоже никуда не деваются, чудовище лишь время от времени становится их катализатором.
Задача экранизировать этот почти девятисотстраничный кирпич, большая часть которого отведена умелому, садистски неспешному нагнетанию страха - не из легких. Отчасти - потому, что для передачи хотя бы трети неизбывной жути, переполняющей "Террор" Симмонса, требуется солидный хронометраж. И недавний одноименный телесериал это продемонстрировал с грустной наглядностью: десяти эпизодов, вышедших на телеканале AMC, оказалось явно недостаточно.
Это не означает, что причин смотреть новую многосерийку канала, подарившего нам "Безумцев", "Сына", "Проповедника", "Во все тяжкие", "Лучше звоните Солу" и "Ходячих мертвецов", совсем нет. Здесь есть приличные съемки, достойные декорации, несколько удачно воспроизведенных книжных сцен - а сцены эти сами по себе потрясающе хороши - и великолепный каст.
В главной роли - компетентного и благородного, но страдающего мизантропией и алкоголизмом капитана Крозье - Джаред Харрис. Простоватого и легкомысленного главу экспедиции Франклина играет Киаран Хайндс (Гай Юлий Цезарь из "Рима", Манс Налетчик из "Игры престолов"), чья колоритная ирландская физиономия отлично могла бы подойти и Крозье - но и в этом образе он не менее замечателен. Третий по рангу человек в экспедиции - молодой и слегка кичливый капитан с нелепым именем Джеймс Фицджеймс - исполнен Тобайасом Мензисом, еще одним нашим знакомым по "Риму" (Брут) и "Игре престолов" (Эдмур Талли).
Сложные отношения внутри этой пестрой троицы в книге занимают важнейшее место, но в сериале упрощены и вульгаризированы до предела. А там, где авторы шоу, напротив, попытались зачем-то добавить психологизма, телевизионный "Террор" наиболее отчетливо дает петуха. Особенно это заметно в случае с трансформацией главного отрицательного персонажа - помощника конопатчика Хикки, совершенно неоправданно перетаскивающего на себя одеяло в самый неподходящий момент.
И это - не единственный пример непростительно неаккуратного вмешательства сценаристов в оригинальную фабулу. Здесь даже зловещая и таинственная эскимоска Леди Безмолвная оказывается вовсе не безмолвной, а значит - не такой уж таинственной. Со временем число подобных "творческих переработок" набирает критическую массу, что делает вразумительный финал просто невозможным - так что не стоит удивляться, что в концовке все перевернуто с ног на голову.
Из этих неприятных деталей и складывается безрадостный результат: экранизация "Террора" AMC скорее не удалась, чем наоборот. Не будь их, ощутимую нехватку бюджета - не то что страшного (страшного, а не смешного!) монстра нарисовать не получилось, даже на необходимое для создания атмосферы количество снега, похоже, не наскребли - можно было бы простить. А так - нельзя.
2.5