Какие сериалы смотреть на карантине. Рекомендации "Кинократии", часть 2
"Горячая зона" / "Зона заражения" / The Hot Zone
Что касается "Зоны заражения" и нынешней ситуации, - здесь показателен монолог африканского вождя, произнесенный под финал сериала. Старый и, разумеется, исключительно мудрый негр говорит герою Лиама Каннингема в охваченной мором стране буквально следующее: "Не получится всех изолировать. Болезнь не остановить, она умнее чем ты, чем я. Поэтому надо просто сидеть и тихо ждать. Кто-то нас покинет, но кто-то и выживет. Кто-то всегда обязательно выживает. Поэтому мы до сих пор здесь".
В итоге одна девочка действительно выживает, благодаря ее крови лекарство создано. Но рано звучать бравурным ноткам! Ведь эта борьба перманентна (вот и новый коронавирус не даст соврать).
The Hot Zone - суровый мини-сериал 2019 года, основанный на одноименной книге-бестселлере Ричарда Престона, рассказывающей утробную историю попытки предотвратить вспышку Эболы в США в 1989-м. И при этом лихо и сочно оперирующий приемами хорроров и горстями черпающий вдохновение из классических итальянских зомби-мувиз.
Поднимаются действительно страшные вопросы: насколько западный мир готов к таким бедствиям? При всей его безалаберности, расслабленности и безответственности - все эти тонкие настройки пресловутого человеческого фактора. Фоном - глубинные дилеммы врачебной этики и назидательные посылы на уровне экологического мракобесия.
"Штамм" / The Strain
Если "Зона заражения" заканчивается впечатляющим монологом, то "Штамм" им начинается - в первые же десять минут первой серии д-р Эфраим Гудвэзэр, глава эпидемиологической группы быстрого реагирования Центра по контролю заболеваний США, с горящими глазами произносит пламенеющую оду вирусам. От которой реально становится не по себе. И тут же хочется быстрым шагом пойти и приступить почаще мыть руки с дегтярным мылом.
"Штамм" - крайне угрюмый, извивной судьбы, сериал Гильермо Дель Торо в формате модернового вампирского хоррора, на старте опытно нагнетающий мрак и безнадегу. И дающий прямые, в лоб, и навязчивые аллюзии на режим нацистов - вскоре пришедшие к власти упыри начинают загонять людей в концентрационные лагеря, используя их в качестве кормовой базы. Звучат реплики про высшую, совершенную расу, да и флэшбэки усердно исследуют истую природу Зла и его приспешников.
Создатели изначально запланировали законченную историю в три-пять сезонов (в итоге сняли четыре), не подразумевающую продолжения - дабы не растекаться. Но все-таки, к сожалению, подрастеклись: в заключительном сезоне шоу откровенно сдало, а финал устало "слили" на мажорчике - бравые Соединенные Штаты выстояли и геноцид вурдалаков, и эпидемию вампиризма, и скотофермы, и кровяной налог, и обязательный "целебный" ядерный удар (по части деталей "Штамм" та еще дичь)…
Ох уж это чувство ложной защищенности.
"Ничего не происходит" / No Activity
В сериале "Ничего не происходит", как резонно предположить исходя из названия, ничего не происходит (и тем он идеально вписывается в текущую повестку). Но не так, как, скажем, в "Большой маленькой лжи" или "Рассказе служанки". Здесь сюжетный запор концептуально обоснован.
Два копа сидят в машине, ведут наблюдение. Что-то там должно произойти, связанное с наркотиками (или не с наркотиками - во втором сезоне, например, фигурируют петушиные бои). Но ничего не происходит, и копы просто сидят и ждут, коротая время за разговорами. Иногда перекидываясь парой слов по рации с девушками-диспетчерами. Которые, в свою очередь, также ничем важным не заняты и также коротают время за разговорами.
Параллельно скучают бандиты - те самые объекты наблюдения, - чья криминальная деятельность не слишком-то, как вы уже наверняка догадались, деятельна. То есть они тоже, да, преимущественно чешут языками.
Справедливости ради, в "Ничего не происходит" все-таки изредка кое-что происходит, но, как правило, не в центре внимания, а на дальней периферии. Где-то там бушуют страсти, не исключено, масштаба какого-нибудь Sicario, и иногда оттуда доносится чуть слышно эхо, но мы вынуждены наблюдать за третьеплановыми статистами. И слушать их диалоги.
Собственно, вот: на диалоги, протекающие по самым непредсказуемым сценариям, в шоу делается основной упор. И в диалоги эти регулярно вклиниваются сторонние персонажи, все без исключения по-своему сумасшедшие и сыгранные актерами широкого звездного диапазона, от Боба Оденкерка и того же Дж. К. Симмонса до Джессики Альбы (без шуток гениальная роль) и Джесси Племонса.
Зачастую гомерически смешно, если только вас не смущают шутки ниже пояса - таковые не то чтобы превалируют, но встречаются в изобилии.
"Капкан" / "В ловушке" / Ófærð / Trapped
На первый взгляд телевизионный эксперимент главного современного режиссёра Исландии Бальтасара Кормакура выглядит как своеобразный аутентичный ответ упомянутому в первой части нашего рекомендационного обзора "Фортитьюду". Сериалы даже снимались в соседних городках на севере острова с одинаково труднопроизносимыми названиями, в обоих играл Бьерн Хлинур Харальдссон.
Однако есть существенное отличие - никакой мистикой и фантастикой в "Капкане" не пахнет. Все беды исходят только от людей и их пороков - а порокам людским несть числа. Когда в тихом исландском омуте начинают проявлять себя всевозможные черти, оставляя за собой трупы, флегматичному шефу полиции с проблемами в личной жизни (разумеется!) приходится взять себя в руки и дать отпор злу, которое, как вскоре выяснится, пронизало чуть ли не всё вокруг. Камерность детектива обеспечивает сошедшая с окрестных гор снежная лавина, изолировавшая город от мира.
Во втором сезоне камерности убавляется - протагонист спокойно возвращается на родину из Рейкьявика, куда уехал после минувших событий, и начинает новое расследование. Потому что кругом, естественно, опять начинает твориться какая-то зловещая дичь.
Впрочем, атмосфера края земли на самом севере потрясающе красивой островной страны, конечно, никуда не исчезает - отдельное спасибо Хильдур Гуднадоуттир, впоследствии прославившей себя саундтреками к "Чернобылю" и "Джокеру".
"Американская история ужасов: Апокалипсис" / American Horror Story: Apocalypse
В принципе, "Американской истории ужасов" вам хватит надолго, там уже девять увесистых сезонов, но в данных обстоятельствах наиболее актуален восьмой - постапокалиптический.
Начинается он с, пожалуй, лучшей сцены апокалипсиса в истории телевидения. Апокалипсиса, вызванного банально ядерной войной. После чего нас перебрасывают во времени вперед - в бункер, где собрались купившие себе возможность самоизолироваться от неминуемой мучительной смерти богатеи. Та еще кодла пауков, конечно.
Надо все-таки заметить, что для начала неплохо бы ознакомиться хотя бы с третьим сезоном АИУ, поскольку данный с ним крепко породнен рядом персонажей, а именно целым ковеном ведьм, с которыми связана одна из главных сюжетных линий "Апокалипсиса" - самая унылая притом, где ведьмы противостоят отпрыску сатаны и пытаются исправить последствия его злодеяний. То есть, собственно, отменить Конец света.
Самая же остроумная и бодрая линия - про лапочку-антихриста и его нелегкий тернистый путь к успеху (берущий начало, к слову, в первом сезоне). А нелегок он и тернист потому, что никто лапочке-антихристу не дал четких инструкций, как именно должно привести мир к погибели. Вследствие чего случаются казусы.
Таким образом, в "Апокалипсисе" встречаются мотивы из как минимум трех крупных областей различных форм искусства: постапокалиптической фантастики, оменоподобной дьявольщины и про ведьмовство. Практически на любой вкус. И даже финал здесь обнадеживает вне зависимости от того, за кого вы болели, за ведьм или за силы тьмы (звучит противоречиво, не правда ли?).
"Иерихон" / Jericho
В мире растет напряженность, эскалация насилия и прочий терроризм - президент Соединенных Штатов в этой связи выражает большую обеспокоенность. И не зря - через некоторое время после судьбоносной речи 23 крупных американских города уничтожаются ядерными ударами - пятнадцать миллионов трупов. В чем-де вина Северной Кореи и Ирака (на самом деле нет).
В США тем временем предсказуемо разворачиваются дестрой и анархия с хаосом и вандализмом, отключаются коммуникации, на дорогах бесчинствуют банды безумных максов, мародеры, штаты начинают отделяться, самопровозглашаться (впереди, на лихом коне, разумеется, Техас - на острие атаки), создавать коалиции и оппонировать соседям. Бишь, гражданская война. В рамках которой происходят столкновения мелкотравчатого, но кровопролитного уровня - отрезанные от центральной власти, город идет на город. В частности - титульный Иерихон, задворки Канзаса, не может найти общего языка с соседним населенным пунктом, "где был единственный в округе оптовый магазин"…
Те стойкие, кто досмотрел "Ходячих мертвецов" до нынешних сезонов, наверняка уже начали тревожно вскрикивать, испытывая мощнейшее дежавю, ведь теперь это тот же "Иерихон", но только с зомби. Где по центру - проблема выживания обособленных общин в окружении враждебного мира, попытка оставаться в рамках приличий (по большей части - не особо результативная) и возделывать огород. Горделиво называя это возрождением цивилизации.
Кстати, крайне любопытна судьба шоу. Постапокалипсис с элементами "мыльной оперы" не нашел активной поддержки зрителей и был закрыт после первого сезона из-за низких рейтингов. Вдруг выяснилось: у сериала, оказывается, есть довольно активная и деятельная группировка поклонников, которые развернули акции-петиции и буквально вынудили CBS снять через два года второй сезон и внятно закончить "Иерихон". Что вполне себе беспрецедентно.
"Оставленные" / The Leftovers
Причудливый и тем завораживающий трёхсезонный сериал HBO, основанный на романе Тома Перротты и созданный усилиями автора "Остаться в живых" Деймона Линделофа, тоже рассказывает о мире, потрясённом небывалым событием, разделившим человеческую историю на периоды "до" и "после".
Речь не о каком-нибудь пошлом зомби-апокалипсисе или очередной пандемии, всё куда оригинальнее и загадочнее: просто два процента человечества, около 140 миллионов человек, бесследно исчезли - без каких-то осязаемых причин. Пропавшие не имеют друг с другом ничего общего, в их числе - представители всех рас, возрастов, классов и обоих полов. Оставшиеся пытаются с этим жить, гадают, что же произошло, и потихоньку сходят с ума.
История обрела в третьем сезоне более-менее логичное завершение, после которого, впрочем, вопросов осталось не меньше - скорее наоборот, чем было в самом начале. И в этом, безусловно, есть своё очарование.
"Чернобыль" / Chernobyl
Не самый очевидный вариант, но всё-таки формально тут уместный. Сенсационный мини-сериал американского HBO о том, что бывает, если ЧП глобального масштаба не встречает адекватной реакции со стороны тех, кто должен обеспечивать гражданскую безопасность, не сопровождается максимально прозрачным освещением в СМИ и так далее.
К счастью, параллели с коронавирусом тут едва ли возможны: статистика по COVID-19 постоянно обновляется и находится в открытом доступе; необходимые меры принимаются повсеместно. Да и сам по себе "Чернобыль", скажем так, не идеален с точки зрения драматургии, поскольку рассказ о героизме отдельно взятых людей на фоне страшной трагедии в нём ловко скомбинирован с актуальной политической агитацией понятно какого рода.
Впрочем, с постановкой, визуальным оформлением, аутентичностью, вниманием к техническим деталям, саспенсом, актёрскими работами и музыкой (Хильдур Гуднадоуттир, опять же) здесь всё в полном (или почти полном) порядке. Поэтому на идеологическую подоплёку можно с оговорками закрыть глаза.