Будет ли Минэкономразвития пересматривать условия упрощенного банкротства для физлиц?
Илья Торосов: С сентября, когда мы запустили эту программу, ей воспользовались более 3,8 тысячи человек, из них тысяча уже прошла процедуру и "очистилась".
Программа рассчитана на людей, у которых незакрытый долг не превышает 500 тыс. рублей и есть закрытое исполнительное производство. Процедура для них бесплатная и простая. Вы приходите в МФЦ, пишете заявление, показываете закрытый исполнительный лист (что у вас нет активов), и через полгода вы уже не банкрот. Единственное жилье активом не считается. Мы собираемся процедуру еще больше упростить: заявление можно будет подать через портал госуслуг.
Какие преференции предлагает министерство "зеленым" инвестпроектам?
Илья Торосов: Мы сейчас подготовили таксономию (классификацию проектов - прим. "РГ") "зеленых" проектов. Следующий этап - их финансирование.
В мире уже обычное дело, если инвестор вкладывает в "зеленый" проект, потому что поддерживает экологию. Прибыль при этом может быть не так высока. В России такой рынок пока не сформировался, и мы готовы оказывать меры поддержки.
Мы собираемся направлять на такие проекты средства в рамках программы поддержки наилучших доступных технологий (НДТ). Кроме того, будем возмещать затраты на верификацию. Чтобы получить лейбл "зеленый", компаниям надо нанимать верификатора (уполномоченные организации, которые выдают такие подтверждения - прим. "РГ"). Сейчас верификаторами выступают только АКРА и "Эксперт РА", но список расширится. Затраты мы собираемся компенсировать до миллиона рублей: для малого и среднего бизнеса это практически 100% стоимости услуги. Так что процедура доступна даже для небольших компаний.
Также мы ожидаем льготы по вводу в котировальный список бирж первого уровня, более льготное регулирование от ЦБ и сокращение или даже отмену налога на прибыль по купонному доходу по "зеленым" облигациям.
Какие проекты будут считаться "зелеными"?
Илья Торосов: Таксономия максимально приближена к мировым стандартам. У нас есть классификация и чисто "зеленых" проектов, и переходно-адаптивных. Там есть методологические рекомендации с очень четкими числовыми характеристиками - например, по выбросам CO2. Вы можете работать в химической отрасли, в металлургии, другой сфере - просто открываете и смотрите, соответствуют ли ваши показатели "зеленому" производству.
Недавно мы акцептовали на Наблюдательном совете ВЭБ.РФ сделку по финансированию строительства новой очереди завода Объединенной металлургической компании. По нашей таксономии и по мировым стандартам этот проект будет "зеленым": новое производство с новыми технологиями, которые практически не влияют на экологию.
Смогут ли "зеленые" инвесторы рассчитывать на софинансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ)?
Илья Торосов: Да, мы отобрали сейчас 32 проекта для финансирования из ФНБ - среди них есть "зеленые". В том числе связанные с электротранспортом.
Какое вообще будущее у электромобилей в России?
Илья Торосов: К 2030 г. 10% произведенных в России автомобилей должны быть электрическими. Это наша задача. Мы уже подготовили концепцию развития электротранспорта, и среди мер поддержки - субсидии на строительство заводов по производству электромобилей, по производству различных элементов, необходимых для производства электромобилей, заводы по производству анодов и катодов.
Мы собираемся софинансировать создание инфраструктуры - строительство быстрых электрозаправок. На одну электрозаправку будем выделять до 3,5 млн рублей - это почти 50% стоимости. И около 700-800 тыс. рублей на подключение электроэнергии.
Калининград, Москва, Казань, Нижний Новгород, Крым - вот на этом поясе мы хотим сделать сеть заправок как пилотный проект. Чтобы люди могли спокойно перемещаться от заправки к заправке.
Субсидии будут и для потребителей - скидка до 25% стоимости электромобиля, при условии, что он не дороже 2,5 млн рублей.
У кого можно будет оформить такую субсидию?
Илья Торосов: У производителей, когда они появятся в России. Пока есть пилотные проекты с КамАЗом, остальные автоконцерны тоже думают о запуске таких производств. Это могут быть локализованные производства иностранных брендов - главное, чтобы электромобили были произведены в России.
Но все же первоочередная задача - создать инфраструктуру. Это подстегнет спрос, и производители будут готовы начать производство. А мы будем готовы предложить под это субсидию.
Появится ли в России "зеленая" ипотека?
Илья Торосов: Как таковой "зеленой" ипотеки, то есть особых ипотечных условий под экологичные, энергосберегающие дома, в России нет. Пока мы сосредоточены на поддержке обычной ипотеки. Президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ озвучил продление льготной ипотеки, и она в том числе будет направлена на "зеленые" проекты. Еще есть целая программа с Минпромторгом по деревянным домам. Ее мы тоже продолжим развивать. В любом случае будем работать над тем, чтобы у нас, как в Финляндии, появилось больше экологичных домов.