08.09.2021 03:32
Поделиться

Афганские беженцы пытаются устроить детей учиться в школы Киргизии

hwr.org
До начала нового учебного года остались считаные дни, и сбор в школу детворы в самом разгаре. Но маленьким афганцам, бежавшим вместе с родителями от ужасов нескончаемой войны, остается только завидовать киргизским сверстникам, которые совсем скоро усядутся за парты.

Мечта о белом халате

Насир и Брешна Султани переехали в Киргизию из Афганистана с четырьмя детьми чуть больше трех лет назад. На данный момент старшей их дочери - 16 лет, а младшему сыну - девять. Родители мечтали дать детям хорошее образование, чтобы они имели возможность в будущем устроить свою судьбу. На родине учиться с каждым годом было все сложнее.

До прихода талибов в Афганистане по закону существовало обязательное девятилетнее образование. Теоретически дети должны были учиться, как минимум, до 14-летнего возраста. Однако в реальности такой уровень образования оказался для многих недоступным из-за оплаты за обучение.

- Мы с мужем мечтали, чтобы жизнь детей сложилась счастливее, чем наша, - рассказала "РГ" Брешна Султани. - Долгое время жили в Кабуле, а когда совсем туго стало с работой и нечем стало платить за школу, решились на переезд. Киргизию нам посоветовали друзья. Сказали, что здесь люди разных национальностей имеют равные права, нет ужасов войны и страха перед завтрашним днем. Конечно, сначала было трудно. Языка не знали ни мы, ни дети. Хорошо, что муж у меня мастер на все руки. Ему удалось устроиться на хорошую работу, а я дома, занимаюсь с детьми. Первое, что мы сделали сразу после приезда, - записались на курсы русского языка. Дети их посещают вот уже третий год. Учитель Бегимай Нурматова очень их хвалит. Однако знания только русского языка недостаточно для получения полного образования. Нужна еще математика, физика и другие предметы. Учиться мои дети очень хотят. Вы бы видели, как прилежно они готовили задания, которые им на дом задавала их преподаватель русского.

Самый бойкий из ребятишек - 12-летний Ильяс. Парнишка мечтает стать доктором и делать уколы больным, чтобы, как он говорит, потом у них ничего не болело.

- Я часто видел, как люди мучаются и им некому помочь, - поделился мальчик воспоминаниями. - Иногда они кричали от страшной боли. Особенно тяжело, когда дети страдают. Я хочу стать педиатром и узнать названия всех на свете лекарств, чтобы можно было вылечить страдающих. Если примут в школу, обе-щаю, что буду много читать и учить все, что будет задавать учитель, вести себя на уроке хорошо. Пока не знал русского языка, у меня здесь совсем не было друзей, а теперь играю с ребятами во дворе. Совсем скоро они пойдут в школу. Я видел, как сверстники с родителями ездили за школьными покупками. Если нам разрешат ходить в школу, мы тоже с отцом поедем покупать рюкзаки и школьные принадлежности.

Программа не для них

Султани - не единственные, кто столкнулся с подобной проблемой. Таких семей в республике несколько сотен.

- Мы от всей души хотели бы помочь детям, но есть ряд причин, по которым не можем их принять, - сказала директор школы-гимназии N 20 Чолпон Кудайбергенова, к микроучастку которой относится семья афганских беженцев. - У нас учебная программа несколько отличается от той, что преподается в обычных школах. Вряд ли дети, которые не учились больше трех лет, смогут ее усвоить. А теперь поставьте себя на место этих ребят. Если они не смогут изучать предмет, успеваемость будет соответствующая. Представьте, какая это психологическая травма. Второй момент - социальная адаптация к детскому коллективу и педагогам. Для ребят, которые прибыли из страны с совершенно другим менталитетом, может оказаться сложно наладить отношения со сверстниками, и здесь важна помощь психолога. К тому же у нас школа уже переполнена. В классах обучается до 40 детей. Вряд ли у педагога будет возможность уделить кому-то больше внимания, чем остальным. Смогут ли афганские ребятишки преодолеть эти трудности? И третье: как посадить 16-летнюю девочку или 14-летнего подростка в первый или второй класс? Признаться, я немного в растерянности от сложившейся ситуации. Конечно, нам бы очень хотелось помочь, но как? Я бы посоветовала индивидуальное обучение с последующей сдачей тестов. Либо, если родители все же захотят отдать детей в школу, пусть лучше это будет обычное учебное заведение, а не гимназия.

Вместе с тем, по мнению руководителя Лиги защиты прав ребенка Назгуль Турдубековой, проблему необходимо решить сейчас, пока она не усугубилась и не разрослась, как снежный ком.

- К детям беженцев нужен особый подход со стороны государства, - считает правозащитница. - В любом случае каждый ребенок вне зависимости от того, из какой страны он прибыл и при каких обстоятельствах, должен посещать школу, и надо сделать для этого все возможное. Киргизия не должна отказывать детям беженцев в получении образования.

Равнодушных нет

"Российская газета" обратилась с просьбой о помощи беженцам в министерство образования и науки КР. В ведомстве пообещали в самые кратчайшие сроки рассмотреть вопрос и принять решение.

- Безусловно, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы дети начали обучение, - обозначил позицию министерства начальник управления школьного образования Марат Усеналиев. - Просто, согласитесь, ситуация неординарная. Здесь очень важно проанализировать ее с разных сторон и принять правильное решение. Главное, конечно же, - это интересы детей, но также важна их социальная и психологическая адаптация. Я возьму это дело под личный контроль и обещаю информировать о принятых решениях. Конечно, родителям нужно было позаботиться об обучении детей раньше, но уж так сложилось. Будем как-то выправлять положение. Я уже дал команду сотрудникам, чтобы просмотрели все возможные варианты помощи.

Кстати, Киргизия некогда располагала опытом обучения школьников из Афганистана. 18 октября 1984 года СССР и Демократическая Республика Афганистан подписали соглашение, по которому в школы-интернаты Советского Союза прибыло 1850 детей. Около 700 человек остались в России, остальных отправили в Белоруссию, Таджикистан, Туркменистан, Киргизию, Узбекистан. История на этом не закончилась. В 1989 году, когда советские войска были выведены из Афганистана, в республику потянулись уже семьи беженцев. В ряде общеобразовательных школ Узбекистана, Таджикистана и Киргизии организовали так называемые афганские классы. В них давали базовые знания светской школы, после окончания которой дети семей, бежавших от войны, смогли продолжить обучение уже в вузах.

P. S.

Все материалы по этой теме "Российская газета" направила в министерство образования и науки КР, аппарат омбудсмена, городское управление образования мэрии Бишкек, а также комитет по социальным вопросам, образованию, науке и культуре парламента КР для принятия соответствующего решения.

Между тем

Более тысячи человек, прибывших в разные годы из Афганистана, до сих пор не могут получить статус беженца, что создает сложности с устройством на работу и получением социальных гарантий.