При этом кинопроизводство, хоть и притормозилось, но осталось достаточно эффективным. Это по-прежнему не очень заметно массовому зрителю - проката удостоилась едва половина снятых картин. Но были прекрасные новости. Например, о том, как удачно продолжается славная режиссерская династия, начало которой положил великий Петр Тодоровский. Его сын Валерий Тодоровский, который давно сам стал классиком, снял интересный сериал "Надвое", его внук Петр Тодоровский-мл., дебютировав остросюжетным сериалом "Полет", теперь выпустил фильм "Здоровый человек" - один из лучших в году.
Начала подавать признаки жизни третья по значению киностудия России - Свердловская, где когда-то снимались такие этапные фильмы, как "Зеркало для героя", "Макаров", "Приваловские миллионы", "Сильные духом". Министерство культуры РФ инициировало процесс ее перезапуска, и теперь ее креативный продюсер режиссер Евгений Григорьев рассказывает: при студии уже работает школа по подготовке кадров "второго звена" для кинопроизводства, прошел первый фестиваль дебютов Евразии, заканчивается работа над первыми полнометражными и короткометражными фильмами, которые снимаются на живописных уральских локациях.
Вообще, похоже, "места силы" нового российского кино переместились из традиционных киностолиц в регионы. Тот же Екатеринбург неустанно рождает новые имена - и вот уже на взлете слава режиссера Ивана Соснина, чья "дорожная драма" "Далекие близкие" также вошла в число лучших премьер года. Его знаменитый земляк, создатель независимой студии "29 февраля" Алексей Федорченко, показав на фестивале в Выборге "Монету страны Малави" и удивив новым опусом в жанре "мокументари" "Большие змеи Улле-Калле", уже успел закончить съемки в Колумбии игровой картины "Енотовый город". А молодой екатеринбургский актер и драматург Ринат Ташимов интересно дебютировал в кинорежиссуре этнографической сказкой "Второе солнце", получившей спецприз жюри "За многообещающий восход" в Выборге и Гран-при за лучший фильм фестиваля Arctic open. "Многообещающий восход" прошел с блеском, но продолжения пока не видно…
Еще одна суперзвезда нашей кинорежиссуры Виталий Суслин живет в Нововоронеже и воспевает героев русской провинции, открывая и там, и даже в Москве новых, не замеченных кинематографом актеров. Его "Верблюжью дугу" активно крутят региональные фестивали, она была в конкурсе ММКФ, но ее не видит зритель, как, впрочем, до него не дошли и предыдущие фильмы Суслина, тоже фестивальные хиты "Голова два уха", "Папье-маше", "Седьмой пробег по контуру земного шара", "Рапана". Так уж складывается судьба наших лучших картин: "Кино теперь никому не нужно", - грустно сказал мне классик нашего кино Александр Прошкин, на фильм которого "Холодное лето пятьдесят третьего" когда-то выстраивались очереди.
А вот где зрители любят свое кино - это в Якутии. Там десятая муза продолжает разбег - снимается до 20 картин в год, почти все окупаются, некоторые пробиваются за пределы зоны вечной мерзлоты и становятся фаворитами фестивалей. Яркий истерн "Холодное золото" снял Петр Хики, сразу две работы якутских режиссеров - "Не хороните меня без Ивана" Любови Борисовой и "Белый ангел тундры" Александра Лукина - отмечены наградами международного фестиваля в Анадыре. То есть окраинах страны возникают свои кинематографические столицы с кинопроизводством, фестивалями и призами.
Другое дело, что посмотреть все это стало еще труднее. Голливуд уже подсадил публику на иглу цифровых спецэффектов, что поменяло вкусы массовой аудитории: скромное малобюджетное авторское кино не находит спроса, его со скрипом берет прокат, его не умеют рекламировать, и если в СССР существовала развитая сеть кинопросвещения - киноклубы, лектории, "Бюро кинопропаганды", -то теперь спасение утопающих поручено утопающим.
Составить топ-десятку лучших фильмов в этом году не берусь: среди того, что удалось посмотреть, есть неплохие картины, но это не более, чем крепкий мейнстрим. Картин уровня, какой еще недавно задавали такие мастера, как Борис Хлебников, Наташа Меркулова с Алексеем Чуповым или Андрей Звягинцев, в репертуаре года не появилось. К удачам я бы отнес фильмы "Французский мастер" Юсупа Разыкова, "Петрополис" Валерия Фокина, "Огород" Ларисы Садиловой, была сильная социальная драма "Продукты-24" Михаила Бородина, острая семейная комедия "Я буду жить" Бордукова, дебют Екатерины Вещевой в жанре социальной комедии "Лена и справедливость"; из сериалов событием стал "Нулевой пациент" Евгения Стычкина и Сергея Трофимова. После долгого перерыва вышел новый фильм Сергея Бодрова "Дышите свободно". Набирает мастерство Александр Хант - его "Межсезонье" подтверждает: в кино пришел умный автор со своим кругом тем и видением современности. Владимир Котт, сняв отчаянную артхаусную комедию с символическим названием "Конец фильма", похоже, решил освоить коммерческие тропы и удачно сделал это в сатирическом дуплете о "Непослушнике". В фильме "Дунай" состоялся талантливый режиссерский дебют драматурга Любови Мульменко. И, наконец, первый крупный фестиваль 2023 года в Роттердаме покажет в конкурсе Big Screen фильм Натальи Мещаниновой "Один маленький ночной секрет", что в нынешней международной обстановке можно считать чудом.
Наверняка что-то важное упустил. Например, Выборг осыпал призами "Экспресс" Руслана Братова - вы его видели? Вот и я - нет. Фильмы-невидимки!