30.12.2019 21:07
Авто

Главные автомобильные события 2019 года

Текст:  Александр Чупров
Уходящий год обернулся для российского авторынка очередным спадом продаж. Однако это не помешало производителям открывать в нашей стране очередные заводы и запускать новые сервисы для автомобилистов. Обо всем этом - в нашем обзоре.
Читать на сайте RG.RU
Ford ушел, а Opel вернулся
Автомобили Ford, которые мы потеряли

Пожалуй, главной потерей российского авторынка в уходящем году стал уход Ford, чей бестселлер Focus некогда был у нас самой популярной иномаркой. Американский автопроизводитель свернул в нашей стране производство и продажи всех своих легковых моделей и кроссоверов, оставив лишь коммерческие автомобили Ford Transit.

Завод Ford во Всеволожске никто не хочет покупать

Таким образом, российский рынок покинули легковые Ford Focus, Mondeo и Fiesta, а также модели SUV - Kuga, EcoSport и Explorer. И хотя конвейеры "Форда" в России были остановлены в середине года, у дилеров еще можно найти последние экземпляры кроссоверов Kuga и Explorer.

По мнению руководителя направления по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Александра Захарова, освободившуюся после ухода Ford нишу на рынке займут прямые конкуренты, такие как Renault, Volkswagen, Skoda, Hyundai и Kia. Перераспределение продаж внутри между брендами произойдет, но на изменение общих продаж на российском рынке уход Ford вряд ли повлияет.

Opel вернулся в Россию. Какие автомобили можно купить.

Между тем, другой массовый бренд - Opel - недавно, напротив, возобновил продажи в России после четырех лет отсутствия. У российских дилеров уже появились кроссовер Grandland X немецкого производства и пассажирский микроавтобус Zafira Life, сборка которого налажена на заводе "ПСМА Рус" в Калуге. Грузовые фургоны Opel Vivaro, чей выпуск начнется в России в ближайшее время, поступят в продажу в первой половине 2020 года. Стоит отметить, что возвращение "Опеля" состоялось в период очередного падения российского авторынка. Несмотря на это, автопроизводитель установил на свои модели цены выше, чем у конкурентов: Grandland X предлагается от 1,8 млн рублей, Zafira Life - от 2,55 млн рублей.

Почему вернувшийся в Россию Opel ждет провал

"Неудивительно, что Opel делает ставку именно на кроссоверы, учитывая их популярность в России, однако существенной преградой для Grandland X является отсутствие локализации производства, которая дает ценовые преимущества. Поэтому Opel не сможет эффективно конкурировать с лидерами рынка SUV. Что касается легких коммерческих автомобилей, то, как ни парадоксально, но соплатформенники Peugeot и Citroen могут стать основными конкурентами Opel в сегменте LCV. Здесь немецкой марке будет еще тяжелее завоевывать рынок, чем в сегменте легковых машин", - полагает консультант компании Simon-Kucher & Partners Иван Кондратенко.

Mercedes и Haval получили "прописку"
Тульский завод Haval

Несмотря на то, что конвейеры российских автозаводов загружены менее, чем на 40%, производственные мощности в нашей стране продолжают увеличиваться. Так, относительно низкий спрос на новые автомобили не стал препятствием для открытия предприятий в России для Mercedes-Benz и Haval.

Если хочется легенду: покупаем 25-летний Mercedes-Benz W124

С конвейера завода Mercedes-Benz в Подмосковье сегодня сходят седаны Е-Класса, а в дальнейшем здесь будет налажено производство внедорожников GLE, GLC и GLS. Таким образом, в России будут выпускаться самые популярные у нас модели Mercedes-Benz, однако с запуском локальной сборки дешевле они не станут.

А вот китайский Haval, открывший завод в Тульской области, уже пожинает плоды своих инвестиций, впервые став самым популярным автомобильным брендом из Поднебесной. Первой моделью российской сборки стал кроссовер Haval F7, потенциальный бестселлер марки. А недавно на конвейере предприятия также появились новый купе-кроссовер Haval F7x и полноразмерный рамный внедорожник Haval H9.

Renault Arkana - родом из России
Тест-драйв Renault Arkana

Очередной повод для гордости за отечественный автопром в уходящем году подарила нам компания Renault. Впервые Россия стала первой страной, где начались производство и продажи новой глобальной модели - купе-кроссовера Renault Arkana. На сегодняшний день он уже поставляется в страны СНГ, и в дальнейшем должен появиться в странах дальнего зарубежья, где Arkana будет адаптирована под каждый конкретный рынок.

Новый Renault Duster оказался опасен для детей

Между тем, в России новый купе-кроссовер от Renault практически с момента появления в продаже стабильно входит в топ-25 российских бестселлеров. По словам генерального директора ГК "Башавтоком" Евгения Астафурова, основными конкурентами Renault Arkana являются Hyundai Creta, Nissan Qashqai, Kia Soul и Sportage. При этом на их фоне новинку выгодно отличают совершенно новый тип кузова, а также новейшие двигатель и трансмиссия в сочетании с проверенными на ранних моделях техническими решениями. В то же время Arkana может забрать часть потенциальных покупателей "Каптюра", но здесь определяющим фактором станет комплектация автомобилей.

Европа осталась без "Лады"
Lada 4x4

В то же время подконтрольный Renault АвтоВАЗ в 2019 году был вынужден покинуть европейский рынок. Причиной стало ужесточение экологических норм в Европе, требующее серьезных вложений в модернизацию двигателей, а при мизерных продажах автомобилей Lada в Старом свете (менее 0,1% рынка) они себя никак бы не оправдали. Впрочем, на самом АвтоВАЗе заявляют, что у компании есть планы создать в тесном сотрудничестве с партнерами из Альянса глобальную модель и вернуться на рынок Европы. Судя по всему, речь идет о внедорожнике Lada 4x4 нового поколения, который имеет все шансы получить название "Нива".

Электромобиль по цене Lada Vesta: покупаем подержанный Nissan Leaf

Напомним, недавно АвтоВАЗ вернул себе легендарный бренд, выкупив у General Motors его 50-процентую долю в совместном предприятии, на котором производится Chevrolet Niva. При этом пока GM-АвтоВАЗ продолжит выпуск и продажу внедорожников Niva под брендом Chevrolet, но в дальнейшем золотую бабочку на решетке радиатора сменит ладья. Таким образом, Lada Niva будет представлена на рыке параллельно с вазовской Lada 4x4, что, как считают на АвтоВАЗе, должно укрепить позиции российской марки в перспективном сегменте SUV.

Как считает аналитик ГК "Финам" Анатолий Вакуленко, возвращение АвтоВАЗу бренда "Нива" укрепит интеллектуальную собственность компании и привлечет внимание потребителей к другой продукции автогиганта, особенно на экспортных рынках.

Пошлины снизились, утильсбор - вырос

В сентябре 2019 года Россия в последний раз снизила пошлины на импортные автомобили в рамках договоренностей с Всемирной торговой организацией. Теперь для новых иномарок они составляют 15%, для подержанных - 17%. Тем не менее, корректировка таможенных ставок к снижению цен не приведет, а совсем наоборот. Чтобы сохранить текущий уровень барьера для импорта, с 1 января 2020 года правительство повышает утилизационный сбор на автомобили. Ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для автомобилей с двигателем от 3,5 литра. Утилизационный сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров - самый массовый сегмент на авторынке - повысится на 112,4%.

Минпромторг возобновляет программы льготного автокредитования

Стоит при этом отметить, что местные производители получают промышленные субсидии, которые, по сути, являются внегласной компенсацией утильсбора. Поэтому очередное повышение "платы за утилизацию" автомобили местного производства практически не затронет. А вот на ценах импортных иномарок может сказаться весьма серьезно, учитывая, что они и без того стоят значительно дороже локальных моделей.

По оценкам ведущего специалиста по продажам отдела администрирования продаж ГК "Бизнес Кар" Андрея Творогова, с Нового года подорожание импортных автомобилей можно ожидать в размере примерно 7-10%, в то время как машины локальной сборки могут подорожать примерно на 3-5%. Таким образом, импортные иномарки окажутся еще менее конкурентоспособными, несмотря на недавнее снижение таможенных пошлин. В связи с этим не стоит ждать появления новинок на российском авторынке - в основном будет происходить лишь замена старых моделей на новые.

Не покупка, так подписка

В условиях падения продаж новых машин в России производители запускают в нашей стране сервисы по долгосрочной аренде автомобилей. В отличие от каршеринга, который предлагает прокат машины на одну поездку или сутки, автомобилем по подписке можно пользоваться целый год. При этом он сохраняет все преимущества личного транспорта: поскольку машину не надо делить с другими пользователями сервиса, в ней можно оставлять свои вещи и ставить на стоянку в ближайшем удобном месте.

В 2019 году владение автомобилем по подписке первой в России предложила компания Volvo, а недавно аналогичные программы запустили Hyundai и Jeep. Клиентам, как правило, предлагаются машины в топовых комплектациях, а цены на долгосрочную аренду кусаются. К примеру, ежемесячная плата за пользование премиальным седаном Volvo S90 составляет 59,5 тыс. рублей. Очевидно, что с появлением массовых моделей и развитием конкуренции на рынке долгосрочной аренды автомобилей цены на подписку будут снижаться.

УАЗ вспомнил о необычном микроавтобусе "Сула"

Неудивительно, что пока новая услуга доступна только жителям Москвы и Подмосковья, а также Санкт-Петербурга. Впрочем, в свое время с двух столиц свой путь по стране начинал и каршеринг, а сегодня он предлагается уже более чем в 20 российских городах. Учитывая, что при нынешних расценках автомобили в аренду доступны только состоятельным жителям мегаполисов, то и появление таких сервисов стоит ждать именно в городах-миллионниках.

"Основным фактором для развития долгосрочной аренды автомобилей будет являться уровень доходов населения. На данный момент сложно оценить потенциал нового сервиса в России, в первую очередь, из-за менталитета наших граждан, для которых привычнее модель владения автомобилем. Однако смена поколения, замена активного населения России миллениалами может положительно отразиться на востребованности автомобилей по подписке", - комментирует директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автоиндустрии PwC в России Виктория Синичкина.

Что показал тест трассы М11:

Обзор трассы М11: стоимость проезда, заправки и первые впечатления
Уникальный ВАЗ-2109 выставили на продажу на Украине
Легковые авто