Главные автомобильные события 2019 года
Пожалуй, главной потерей российского авторынка в уходящем году стал уход Ford, чей бестселлер Focus некогда был у нас самой популярной иномаркой. Американский автопроизводитель свернул в нашей стране производство и продажи всех своих легковых моделей и кроссоверов, оставив лишь коммерческие автомобили Ford Transit.
Таким образом, российский рынок покинули легковые Ford Focus, Mondeo и Fiesta, а также модели SUV - Kuga, EcoSport и Explorer. И хотя конвейеры "Форда" в России были остановлены в середине года, у дилеров еще можно найти последние экземпляры кроссоверов Kuga и Explorer.
По мнению руководителя направления по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Александра Захарова, освободившуюся после ухода Ford нишу на рынке займут прямые конкуренты, такие как Renault, Volkswagen, Skoda, Hyundai и Kia. Перераспределение продаж внутри между брендами произойдет, но на изменение общих продаж на российском рынке уход Ford вряд ли повлияет.
Между тем, другой массовый бренд - Opel - недавно, напротив, возобновил продажи в России после четырех лет отсутствия. У российских дилеров уже появились кроссовер Grandland X немецкого производства и пассажирский микроавтобус Zafira Life, сборка которого налажена на заводе "ПСМА Рус" в Калуге. Грузовые фургоны Opel Vivaro, чей выпуск начнется в России в ближайшее время, поступят в продажу в первой половине 2020 года. Стоит отметить, что возвращение "Опеля" состоялось в период очередного падения российского авторынка. Несмотря на это, автопроизводитель установил на свои модели цены выше, чем у конкурентов: Grandland X предлагается от 1,8 млн рублей, Zafira Life - от 2,55 млн рублей.
"Неудивительно, что Opel делает ставку именно на кроссоверы, учитывая их популярность в России, однако существенной преградой для Grandland X является отсутствие локализации производства, которая дает ценовые преимущества. Поэтому Opel не сможет эффективно конкурировать с лидерами рынка SUV. Что касается легких коммерческих автомобилей, то, как ни парадоксально, но соплатформенники Peugeot и Citroen могут стать основными конкурентами Opel в сегменте LCV. Здесь немецкой марке будет еще тяжелее завоевывать рынок, чем в сегменте легковых машин", - полагает консультант компании Simon-Kucher & Partners Иван Кондратенко.
Несмотря на то, что конвейеры российских автозаводов загружены менее, чем на 40%, производственные мощности в нашей стране продолжают увеличиваться. Так, относительно низкий спрос на новые автомобили не стал препятствием для открытия предприятий в России для Mercedes-Benz и Haval.
С конвейера завода Mercedes-Benz в Подмосковье сегодня сходят седаны Е-Класса, а в дальнейшем здесь будет налажено производство внедорожников GLE, GLC и GLS. Таким образом, в России будут выпускаться самые популярные у нас модели Mercedes-Benz, однако с запуском локальной сборки дешевле они не станут.
А вот китайский Haval, открывший завод в Тульской области, уже пожинает плоды своих инвестиций, впервые став самым популярным автомобильным брендом из Поднебесной. Первой моделью российской сборки стал кроссовер Haval F7, потенциальный бестселлер марки. А недавно на конвейере предприятия также появились новый купе-кроссовер Haval F7x и полноразмерный рамный внедорожник Haval H9.
Очередной повод для гордости за отечественный автопром в уходящем году подарила нам компания Renault. Впервые Россия стала первой страной, где начались производство и продажи новой глобальной модели - купе-кроссовера Renault Arkana. На сегодняшний день он уже поставляется в страны СНГ, и в дальнейшем должен появиться в странах дальнего зарубежья, где Arkana будет адаптирована под каждый конкретный рынок.
Между тем, в России новый купе-кроссовер от Renault практически с момента появления в продаже стабильно входит в топ-25 российских бестселлеров. По словам генерального директора ГК "Башавтоком" Евгения Астафурова, основными конкурентами Renault Arkana являются Hyundai Creta, Nissan Qashqai, Kia Soul и Sportage. При этом на их фоне новинку выгодно отличают совершенно новый тип кузова, а также новейшие двигатель и трансмиссия в сочетании с проверенными на ранних моделях техническими решениями. В то же время Arkana может забрать часть потенциальных покупателей "Каптюра", но здесь определяющим фактором станет комплектация автомобилей.
В то же время подконтрольный Renault АвтоВАЗ в 2019 году был вынужден покинуть европейский рынок. Причиной стало ужесточение экологических норм в Европе, требующее серьезных вложений в модернизацию двигателей, а при мизерных продажах автомобилей Lada в Старом свете (менее 0,1% рынка) они себя никак бы не оправдали. Впрочем, на самом АвтоВАЗе заявляют, что у компании есть планы создать в тесном сотрудничестве с партнерами из Альянса глобальную модель и вернуться на рынок Европы. Судя по всему, речь идет о внедорожнике Lada 4x4 нового поколения, который имеет все шансы получить название "Нива".
Напомним, недавно АвтоВАЗ вернул себе легендарный бренд, выкупив у General Motors его 50-процентую долю в совместном предприятии, на котором производится Chevrolet Niva. При этом пока GM-АвтоВАЗ продолжит выпуск и продажу внедорожников Niva под брендом Chevrolet, но в дальнейшем золотую бабочку на решетке радиатора сменит ладья. Таким образом, Lada Niva будет представлена на рыке параллельно с вазовской Lada 4x4, что, как считают на АвтоВАЗе, должно укрепить позиции российской марки в перспективном сегменте SUV.
Как считает аналитик ГК "Финам" Анатолий Вакуленко, возвращение АвтоВАЗу бренда "Нива" укрепит интеллектуальную собственность компании и привлечет внимание потребителей к другой продукции автогиганта, особенно на экспортных рынках.
В сентябре 2019 года Россия в последний раз снизила пошлины на импортные автомобили в рамках договоренностей с Всемирной торговой организацией. Теперь для новых иномарок они составляют 15%, для подержанных - 17%. Тем не менее, корректировка таможенных ставок к снижению цен не приведет, а совсем наоборот. Чтобы сохранить текущий уровень барьера для импорта, с 1 января 2020 года правительство повышает утилизационный сбор на автомобили. Ставки вырастут на 46,1% для машин с объемом двигателя до 1 литра и на 145% для автомобилей с двигателем от 3,5 литра. Утилизационный сбор на автомобили с двигателем от 1 до 2 литров - самый массовый сегмент на авторынке - повысится на 112,4%.
Стоит при этом отметить, что местные производители получают промышленные субсидии, которые, по сути, являются внегласной компенсацией утильсбора. Поэтому очередное повышение "платы за утилизацию" автомобили местного производства практически не затронет. А вот на ценах импортных иномарок может сказаться весьма серьезно, учитывая, что они и без того стоят значительно дороже локальных моделей.
По оценкам ведущего специалиста по продажам отдела администрирования продаж ГК "Бизнес Кар" Андрея Творогова, с Нового года подорожание импортных автомобилей можно ожидать в размере примерно 7-10%, в то время как машины локальной сборки могут подорожать примерно на 3-5%. Таким образом, импортные иномарки окажутся еще менее конкурентоспособными, несмотря на недавнее снижение таможенных пошлин. В связи с этим не стоит ждать появления новинок на российском авторынке - в основном будет происходить лишь замена старых моделей на новые.
В условиях падения продаж новых машин в России производители запускают в нашей стране сервисы по долгосрочной аренде автомобилей. В отличие от каршеринга, который предлагает прокат машины на одну поездку или сутки, автомобилем по подписке можно пользоваться целый год. При этом он сохраняет все преимущества личного транспорта: поскольку машину не надо делить с другими пользователями сервиса, в ней можно оставлять свои вещи и ставить на стоянку в ближайшем удобном месте.
В 2019 году владение автомобилем по подписке первой в России предложила компания Volvo, а недавно аналогичные программы запустили Hyundai и Jeep. Клиентам, как правило, предлагаются машины в топовых комплектациях, а цены на долгосрочную аренду кусаются. К примеру, ежемесячная плата за пользование премиальным седаном Volvo S90 составляет 59,5 тыс. рублей. Очевидно, что с появлением массовых моделей и развитием конкуренции на рынке долгосрочной аренды автомобилей цены на подписку будут снижаться.
Неудивительно, что пока новая услуга доступна только жителям Москвы и Подмосковья, а также Санкт-Петербурга. Впрочем, в свое время с двух столиц свой путь по стране начинал и каршеринг, а сегодня он предлагается уже более чем в 20 российских городах. Учитывая, что при нынешних расценках автомобили в аренду доступны только состоятельным жителям мегаполисов, то и появление таких сервисов стоит ждать именно в городах-миллионниках.
"Основным фактором для развития долгосрочной аренды автомобилей будет являться уровень доходов населения. На данный момент сложно оценить потенциал нового сервиса в России, в первую очередь, из-за менталитета наших граждан, для которых привычнее модель владения автомобилем. Однако смена поколения, замена активного населения России миллениалами может положительно отразиться на востребованности автомобилей по подписке", - комментирует директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автоиндустрии PwC в России Виктория Синичкина.
Что показал тест трассы М11: