специальный проект RG.RU
ОЛЬГА ЧАГАДАЕВА (КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК)

Царские требования к подрастающему поколению не утратили актуальности в современной школе

Петр I: Младой отрок должен быть как маятник в часах
В наступившем году сотни российских школ вновь подписались на наш журнал. "Родина" давно стала дополнительным и незаменимым учебным пособием для учителей истории и литературы. Мы продолжаем публикации рубрики "Открытый урок", где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошлого и настоящего.
Ну а кому вести майский урок, как не юбиляру Петру Алексеевичу?! Ему есть, что сказать потомкам-педагогам...

Петр I совершил грандиозный прорыв в области воспитания и образования. Энергичными действиями монарха архаичное Московское государство трансформировалось в Российскую империю, и подданным нужно было буквально догонять время.

По манию царя были введены гражданский шрифт и арабские цифры, открыты светские школы для всех городских сословий; заработали типографии, напечатавшие только при жизни Петра Алексеевича больше 600 наименований изданий.

Среди них - первая русская газета "Ведомости" и первый свод правил поведения в новом, кардинально изменившемся мире - "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов".
Первая страница "Зерцала" Петра I.
До сих пор не выявлены все источники, лежавшие в основе первого в России "учебника" этикета. Не вызывает сомнений, что указания юношеству были собраны из разных переводных западноевропейских книг, в числе которых были труды крупнейшего ученого-гуманиста Северного Возрождения Эразма Роттердамского.

Не известен наверняка и создатель сборника. Авторство по традиции приписывают то главному проповеднику петровских реформ епископу Гавриилу (Бужинскому), то царскому любимцу генерал-фельдмаршалу Я.В. Брюсу, то учителю царевича Алексея И.В. Паусу, то самому императору. Не исключено, что над "Зерцалом" по приказу монарха работали несколько авторов и редакторов.

Но вот в том, что сам Петр I приложил руку к пособию, "воспитующему" молодых дворян в духе перемен, сомневаться не приходится: царь просматривал и редактировал (а бывало и переписывал) практически каждую книгу, напечатанную гражданским шрифтом. Где бы ни находился правитель - даже на поле брани - он требовал, чтобы ему присылали оттиски и "сигнальные экземпляры" новых изданий.

По сути "Зерцало" представляло собой первый светский букварь. В начале пособия помещалась новая гражданская азбука и слоги, арабские цифры и краткие нравоучения из св. Писания, а во второй части - новый этикет для юношей и девушек.

Так что вместе с грамотой дети постигали правила поведения в семье, на улице, в церкви, на светских приемах. "Зерцало" стало одним из самых успешных произведений петровского времени, настоящим бестселлером: только при жизни императора его переиздавали трижды, и вплоть до революции интерес к нему не ослабевал.

Давайте вспомним, как первый император Всероссийский воспитывал новое поколение знатных россиян. Подзаголовки для удобства расставлены редакцией.
К. Лебедев. Петр экзаменует вернувшихся из заграничного обучения русских. 1916 год.

Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов (1717)

Об отношении к родителям

1. В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга <...>

2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должны прямо.

О ведении разговора

4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца или с задору говорить, не яко бы сумасброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том так и обвыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно есть. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть. <...>

7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальным и иметь сожаление. В радостном случае быть радостным и являть себе весела с веселыми. <...>

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.
Урок в петровской школе.

О трудолюбии

12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. <...>

Об этикете

24. Младому человеку не надлежит быть резвым и ниже доведываться других людей тайн. И что кто делает - ведать не надлежит. Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним не ступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят. <...>

29. Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча якобы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такие принятые повадки младого отрока весьма обезобразят и устыжают так, чтоб потом в домах их посмехая тем дразнят. <...>

34. Не малая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает, пока его танцевать или к столу идти с другими пригласят, ибо говорится: смирение молодцу ожерелье. <...>

Об отношении к службе

36. Имеют младые отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь каковую они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет.

44. Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с охотою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастье себе получает. <...>

О правде и лукавстве

47. Никто не имеет, повесив голову и потупив глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.

48. Когда о каком деле сомневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сомнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину. <...>

О вредных привычках

58. И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкви детей малых пугает и устрашает.

61. Должно, когда будешь в церкви или на улице людям никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядываться, или рот разиня ходить яко ленивый осел. Но должно идти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молиться, яко бы пред высшим сего света монархом стоять довлело.


ПРАВИЛА ЗАСТОЛЬЯ

"Зубов ножом не чисти, но зубочисткою"

Как младой отрок должен поступить, когда оный в беседе с другими сидит

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пей, будь воздержан, избегай пьянства, пии и яждь (пей и ешь. - Прим. авт.) сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему.

Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.
Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил.

Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложив к грудям не режь, еж что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторый народы ныне обыкли.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне.

Часто чихать, сморкать кашлять не пригоже.

Когда яси яйцо, отрежь наперед хлеба, и смотри, чтоб при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пии, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около свое тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

Когда перестане ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот.
Обучение молодых дворян.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

"Не учись, как бы тебе людей обманывать!"

Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми

Всякой гнев, ярость, вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя. И не желай, ни приуготовляй никаких ссор: все, что делаешь, делай с прилежанием и рассуждением, то и похвален будешь.

Не учись, как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злее порока в отроке, яко ложь, а от лжи рождается кража, а от кражи приходит веревка на шею.

Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси.
Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать.

Кто тебя наказует, тому благодари и почитай его за такого, который тебе всякого добра желает.

Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, ибо подслушивание есть бесстыдное невежество.

Когда тебе что приказано будет сделать, то управься сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.