В Вязьме открыли памятник народному артисту СССР Анатолию Папанову

В среду в центре Вязьмы, у здания городского почтамта, в присутствии огромного количества зрителей торжественно открылся первый в стране памятник народному артисту СССР Анатолию Папанову.

31 октября всенародно любимому актеру театра и кино исполнилось бы 90 лет. Для того, чтобы почтить его память на малой родине, в Вязьму приехали самые близкие для Анатолия Дмитриевича люди - его супруга Надежда Каратаева и дочь Елена, а также актеры родного для него Московского академического театра сатиры Юрий Васильев, Зоя Зелинская и Наталья Фекленко. Александр Ширвиндт от имени "стариков театра сатиры" выразил жителям Вязьмы восхищение письменно: "Пока все болтают, вы поставили памятник!". Оказавшись перед микрофоном, Юрий Васильев признал, что от всего происходящего у него идут слезы, и дело совсем не в холодном ветре. Просто никто в театре и представить себе не мог, что юбилей их коллеги и доброго друга соберет в центре Вязьмы так много людей! И ведь не только о памятнике речь. В честь юбилея Папанова в городе организована декада памяти, проходят культурные, просветительские, благотворительные акции... А губернатор Смоленской области Алексей Островский сегодня заявил, что во всех школах города в ближайшие дни пройдут классные часы, посвященные замечательному уроженцу Вязьмы.

Родные и близкие Анатолия Папанова рассказали много трогательных подробностей о его жизни, в том числе отметили, что актер страшно не любил все официальное и парадное - одежду, церемонии, митинги и так далее. Открытие памятника в Вязьме в этом смысле прошло чисто по-папановски: если какой-то сценарий торжественной церемонии и был, придерживаться его не удалось. Все прошло весело, бурно, стихийно. Памятник получился не пафосный - на лавочку рядом с Папановым можно сесть, к нему можно прижаться, с ним можно здороваться, и жители Вязьмы в будущем непременно придумают какую-то традицию, связанную с новой достопримечательностью своего города.

Гости сегодняшнего праздника побывали в Вяземском историко-краеведческом музее, один из восьми залов которого называется "театральным". Это неслучайно: история театра в Вязьме долгая, в ней упоминается немало великих имен - достаточно сказать, что именно этот город первым увидел постановку Евгения Вахтангова. В четверг здесь открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения Анатолия Папанова. В первый же день экспозиция пополнилась новыми экспонатами, принесенными в дар музею близкими Анатолия Папанова: его джинсовым костюмом, любимой курткой и сюртуком, в котором он сыграл роль Мангена в спектакле по пьесе Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца".

Папанов и Вязьма

Сейчас в районном центре нет и следа от дома, где жила семья Папановых - как и другие смоленские города, Вязьма была практически полностью разрушена в годы войны. Время, нужное для выяснения таких подробностей, потеряно: в советское время было не принято привязывать известных людей к малой родине, да и сам Анатолий Дмитриевич, семья которого переехала в Москву, когда ему было восемь лет, насколько известно, не считал себя смолянином. В Вязьме он оказался один-единственный раз, в начале 80-х годов прошлого века - ехал на машине в Смоленск, и, поскольку время позволяло, и сам был за рулем, сделал остановку в Вязьме и побывал в местном музее. Потом он переписывался с его служительницами, обязательно обращаясь к ним "милые мои земляки".

Папанов и Смоленск

 
Видео: Дмитрий Раичев

Несмотря на достаточно зыбкую связь с малой родиной, Анатолий Папанов сделал смолянам по-настоящему царский подарок, сыграв в фильме "Отцы и деды" режиссера Юрия Егорова. Жители областного центра прекрасно помнят съемки этой доброй советской комедии, поскольку проходили они в самом центре Смоленска. Фильм рассказывает о забавных приключениях дружного семейства Луковых, и Анатолий Папанов великолепно сыграл деда - "начинающего" пенсионера, переживающего из-за того, что вдруг оказался ненужным, и пытающегося доказать окружающим, что на самом деле он еще ого-го. За съемками фильма, благо дело происходило летом, наблюдало огромное количество зевак, и гостям города и сейчас могут показать балкон и подъезд жилого дома на улице Ленина, где по воле режиссера обитала семья Луковых, и в деталях рассказать, откуда кто появлялся, как вела себя милиция, и как Папанов попросил принести ему стаканчик кваса. Однако самое веселье началось, когда в смоленских кинотеатрах начался прокат этого фильма. По сценарию герои каждое утро выходят из дома и отправляются по своим делам, у каждого - своя привычная дорога. Путь деда Лукова проходит по очень живописным местам: вот он идет по мосту через Днепр, вот - вдоль реки, вот выныривает через пролом в крепостной стене, чтобы срезать путь… Все эти объекты объединены в единое целое не реальным географическим месторасположением, а волей режиссера. В действительности же они разбросаны по разным районам города, и мгновенные перемещения Папанова из одного конца Смоленска в другой заставляли зрителей весело хохотать. К "Отцам и дедам" у горожан отношение особенное - родственное, немного даже покровительственное, и им очень нравится, что изюминка этого фильма понятна только им, а другие о ней и не подозревают.

Как появился памятник

Называть идею установить в Вязьме памятник Анатолию Папанову идеей некорректно - скорее уж, это было естественное продолжение ранее взятого курса. В 2011 году в райцентре Демидов был установлен памятник народному артисту СССР Юрию Никулину - всенародно любимому артисту кино и цирка, уроженцу этих мест. Произошло это во многом благодаря "Российской газете" - к решению увековечить память замечательного актера на его малой родине к 90-летию со дня его рождения руководство региона подтолкнула опубликованная несколько лет назад статья "Такси на Дубровку". Открытие памятника Никулину стало огромным событием для Демидова и даже своеобразным переломом. Если в последние годы в Смоленской области и появлялись инициативы, связанные с установкой новых памятников, речь, как правило, шла о чем-то патриотическом - об увековечении памяти государственных деятелей, подвига героев Великой Отечественной войны или примеров героизма, проявленных в военные годы. Памятник Никулину (хоть Юрий Владимирович и прошел войну) - это памятник мирной жизни, памятник цирку и кино, памятник юмору, комедии. И когда он появился в Демидове, мгновенно став достопримечательностью города, было просто невозможно отказать в аналогичной просьбе жителям Вязьмы, земляком которых является народный артист СССР, фронтовик Анатолий Папанов.

Поначалу памятник Папанову тоже мог оказаться "героическим". Прежний губернатор Сергей Антуфьев, санкционировавший проведение конкурса на лучший проект, считал одной из лучших работ актера роль генерала Серпилина из "Живых и мертвых". Чиновники, зная об этом, пытались сделать шефу приятное, подсказывая авторам, какой образ выглядел бы выигрышным. Но конкурс, в котором приняли участие 15 скульпторов со всей России, стал выставкой любимых народом папановских ролей. Наряду с генералом Серпилиным, здесь были и Лелик из "Бриллиантовой руки", и Копалыч из "Холодного лета 53-го", и городничий из "Ревизора", и Киса Воробьянинов из "12 стульев". При выборе лучшей работы сыграли свою роль и мнение вязьмичей (в городе провели конкурс зрительских симпаний), и точка зрения супруги и дочери Анатолия Дмитриевича, посчитавших, что выбирать лучшую роль не стоит. Не было у Папанова амплуа, он играл и драматических фильмах, и в комедиях, работал не только в кино, но и театре. Наконец, он озвучивал мультфильмы, и вполне может оказаться, что самой известной его работой является Волк из "Ну, погоди!".

Конкурс закончился миром - в том смысле, что в Вязьме к всеобщему удовлетворению открылся "мирный" памятник. Анатолий Дмитриевич в обычной одежде, в рубашке с расстегнутым воротничком, сидит на лавочке и, воодушевленно жестикулируя, что-то рассказывает, а быть может - читает стихи. Автор памятника - скульптор Игорь Чумаков, недавно перебравшийся в Смоленск из Белоруссии. Кстати, именно он создал и памятник Юрию Никулину, установленный в прошлом году в Демидове.