Однако, в 2012 году эксперты Минэкономиразвития и Центра АСЕАН при МГИМО поставили под сомнение целесообразность создания зоны свободной торговли одновременно со всеми странами АСЕАН (по мнению авторов доклада, экономический эффект от такого шага будет в лучшем случае нулевым). С тех пор Москва заметно осторожнее подходила к глобальным экономическим соглашениям с асеановскими структурами. Россия сделала ставку на двусторонние договоры с теми странами региона, где мы имеем исторически сильные позиции и где эффект от формирования Зоны свободной торговли выглядит очевидным. Как, например, в случае с Вьетнамом. В тоже время Москва поощряла прямые контакты между предпринимательскими кругами России и АСЕАН - в конце июня в рамках Петербургского международного экономического форума состоялся Деловой форум Россия-АСЕАН.
Но ежегодное участие России в асеановских мероприятиях не ограничивается лоббированием совместных с участниками Ассоциации государств юго-восточной Азии проектов. Речь идет о более комплексной задаче - формировании стратегии Москвы в регионе, в том числе, повышение роли России при обсуждении вопросов региональной безопасности. Даже потенциальное желание Кремля обсуждать "местные" проблемы беспокоит многих ключевых игроков АТР, привыкших считать эту часть планеты своей вотчиной. В тоже время ряд стран, в первую очередь, Китай, напротив, подталкивают Россию к более активному вмешательству в региональные дела. В этой связи выглядит естественным, что свои первые переговоры в Брунее на полях АСЕАН, Лавров провел с новым главой МИД Китая Ван И. В отличие от других встреч, намеченных у российского министра, переговоры с китайским коллегой продолжались более часа - в два раза дольше, чем другие намеченные "двусторонки". Кстати, столько же времени служба протокола отвела на переговоры Лаврова и главы Госдепартамента США Джона Керри, которые состоятся во вторник.
С первых минут Ван И удивил российского министра, сообщив о составленном на него в Пекине досье. Правда, в дальнейшем стало ясно, что документ, подготовленный на основании личного мнения работавших с Лавровым китайских товарищей, носит комплиментарный характер. В ответном слове глава МИД России остановился на преемственности российско-китайских отношений, которые он охарактеризовал как "бурно развивающиеся на всех направлениях".
На "внутренних" встречах руководители внешнеполитических ведомств асеановской "десятки" не выходили за рамки злободневной, но сугубо локальной проблематики: обсуждали лесные пожары в Индонезии, ставшие причиной загрязнения воздуха в Юго-восточной Азии, сотрудничество в сфере прогнозирования погоды. Иначе выглядели повестки дня Регионального форума по безопасности и Восточно-Азиатского саммита (ВАС), которые объединяют не только асеановскую "десятку", но также диалоговых партнеров АСЕАН - Россию, США, Китай, Индию, Японию. В таком расширенном составе с участием ключевых мировых игроков, наряду с региональной проблематикой (Москва и Пекин предлагают АСЕАН принять Декларацию, содержащую рамочные принципы региональной архитектуры безопасности), также обсуждались разногласия, существующие между мировыми державами, в том числе, по ситуации в Сирии. Один красноречивый штрих к проходящей на АСЕАН дискуссии - в ланче для министров-участников Регионального форума по безопасности принял участие глава МИД Турции - страны, принимающей "близко к сердцу" сирийское противостояние. А в понедельник вечером на полях форума в Брунее Лавров встретится "тет-а тет" с турецким коллегой. Разговор пойдет о перспективах проведения новой конференции по Сирии в Женеве и участии Анкары в поставках вооружений противникам сирийского президента.
Что касается официальных документов, то во вторник по итогам 20-ой сессии Азиатского регионального форума, ожидается одобрение обновленного Рабочего плана по борьбе с терроризмом и Обзора наилучших практик в сфере биологической безопасности. Можно не сомневаться, что эти документы разногласий не вызовут и будут приняты единогласно.