Просто так туда не попасть - билеты раскуплены надолго вперед. В январе играют еще два раза - 19-го и 28-го числа, несколько раз в феврале, далее - следите за афишей. Но и на афише, и в программке, задавая вектор, сразу написано, что это - инсценировка режиссера Сергея Женовача, он же - худрук СТИ, по мотивам повести Сергея Довлатова "Заповедник". И в авторах значится не только Сергей Довлатов, но Александр Пушкин, что логично. Ибо каждый, кто знаком с книгой "Заповедник", представляющей собой некий художественный дневник и рассказывающей в остроумной форме о том, как писатель Довлатов подвизался поработать в Пушкинских горах в Псковской области, при словах "Любите ли вы Пушкина?" рассмеется, не объясняя причин. Читатели Довлатова поймут.
Что интересно - просто перечитать довлатовский "Заповедник" - займет менее часа. Новый спектакль длится три с половиной часа, с одним антрактом. В нем нет модных нынче сценических экранов и спецэффектов. На сцене все просто и сводится к формуле - мосты и подмостки. Два деревянных моста плюс воображаемая река. В этой "воде" спрятано столько бутылок, что можно было бы пошутить на тему, что в спектакле водка течет рекой, но это уже дело фантазии зрителя.
Можно, например, нафантазировать, что зрительный зал хотелось было на этой постановке организовать по другому. Не то, чтобы столики поставить, но в первом отделении хочется огурцов, во втором - яблок. Однако авторы ограничились бочкой сухого виноградного вина - оно в лучших советских традициях продается в фойе.
Два отделения спектакля можно было бы условно разделить на мужское и женское. В первом перед зрителем разыгрываются знакомые многим истории Михал Иваныча Сорокина, ленинградских экскурсоводов (Лев Коткин в роли гения Володи Митрофанова - одно из самых сильных мест спектакля), Валерия Маркова (рассказывают, что реальный Марков, когда прочитал довлатовский "Заповедник", расплакался и произнес фразу "А ведь мы с ним столько пили"). Толик-сосед тут же присутствует.
Во втором на первый план выходят "заповедные девушки" - методист Марианна Петровна, Аврора ("Как вас зовут?" "Аврора". "А я - "Танкер "Дербент"), хранительница "музэя" Виктория Альбертовна, экскурсовод Галя, учительница Натэлла... И туристка, которой достались все самые выигрышные реплики - про дали и том, что мужчин - мало и многие девушки уезжают, так и не отдохнув. Девушки много читают Пушкина, и на все голоса поют романсы. Ощущение того, какие таланты бытуют в русской глубинке - непередаваемое. Весь этот "театр имени Пушкина" смешит и расстраивает одновременно.
На фоне этого развивается семейная история писателя Довлатова, по поводу которой он очень переживает, отъезд из СССР его жены Татьяны (актриса Екатерина Васильева) и дочки Маши - ее в постановке нет. И в начале, и в конце фоном звучит песня Нью-Йорк, Нью-Йорк в исполнении Фрэнка Синатры, словно предвещая перемещение в то место, где в конце концов Довлатов и окажется.
Смотреть этот спектакль не то, чтобы очень легко. Да, смешно и радостно слышать фразы и рифмы человеку, который многие из них знает наизусть. Однако сама постановка требует внутренней работы, потому что режиссер Сергей Женовач вложил в нее не просто много текстов (и каких(!)), но и большое количество смыслов. И переводя все это на язык сегодняшнего дня, многое воспринимаешь, словно находишься в своеобразной "дополненной реальности". Вот, например, довлатовские размышления о том, что художник не примыкает ни к какому лагерю. "Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве. Не монархист, не заговорщик, не христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом". Как не перенести на день сегодняшний, когда общество снова раскалывается и ведутся споры о том, на какой стороне должен быть творец.
В СТИ есть удивительный спектакль по Венечке Ерофееву "Москва - Петушки" - один из лучших в столичном театральном пространстве. И значительная часть успеха этой постановки в том, как верно подобран исполнитель главной роли. Алексей Вертков за роль Венечки Ерофеева "коронован" "Золотой Маской", и не зря. Даже, если бы он ничего больше не сыграл, одной этой работы хватило бы на целую актерскую карьеру. Явно перед тем, как заявиться с "Заповедником", перед режиссером и командой стоял вопрос выбора главного героя. Причем не меньший, чем перед кинорежиссерами Алексеем Германом-младшим - он долго искал Милана Марича, и Станиславом Говорухиным, который свой фильм "Конец прекрасной эпохи" снимал по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс".
У Говорухина роль писателя играет Иван Колесников - актер, похожий внешне, но в силу тогдашней молодости еще не наполненный "довлатовскими смыслами". У Женовача главного героя играет заслуженный артист России Сергей Качанов. Ему не впервой играть писателей. Есть в его послужном списке, например, роль Маяковского, сыгранная во времена, когда артист работал в театре-студии "Человек". В спектакле "Заповедник" он - старше всех остальных исполнителей, из-за чего выглядит писателем, который словно вспоминает, что был в его жизни такой период - работа в Пушкинских горах, присутствовали все эти люди... Но все это было давно, и унеслось по реке времени.
При просмотре этого "Заповедника" вспомнился спектакль Псковского Академического театра драмы имени А.С Пушкина "Человек, обреченный на счастье". В образе Сергея Довлатова там предстает актер Всеволод Цурило. Спектакль этот играли прямо в том самом "Заповеднике" на "Довлатов-Фесте", что вот уже несколько лет проходит в сентябре. И, наверное, если бы на очередной Довлатовский фестиваль в Псковскую область приехала со своим спектаклем "Заповедник" СТИ - это было бы правильно. Тем более что в программке особой благодарности удостаивается потрясающая женщина - Наталья Рясенцева, экскурсовод Дома-Музея Сергея Довлатова как раз в тех местах. Она рассказывает столько интересного, что еще не на одну постановку хватит. А если еще при этом по-новому услышать Пушкина...