Глубоко тебя зарыли, до свиданья, милый, милый
Но с выводами все же спешить не стоит. Во-первых, не нужно забывать, как захвалили первую часть "Оно" Андреса Мускетти, пусть и успешно прошедшую в прокате, но оставившую от психологизма первоисточника рожки, ножки да клоунский нос. Во-вторых, отзывов в принципе пока сравнительно мало, так что все еще может поменяться. В-третьих, если внимательно изучить рецензии западной прессы - преимущественно действительно положительные, - нельзя не обратить внимания на оговорки, возможно, кажущиеся их авторам несущественными, однако все равно весьма настораживающие. Оговорки эти гласят: книга трактуется весьма вольно. Что, подчеркнем, само по себе не плохо, однако опыт подсказывает, что начинать тревожиться - самое время.
Собственно говоря, настороженность у поклонников Стивена Кинга родилась еще раньше. Вслед за эффектным, сочным и грамотно нагоняющим жути первым трейлером, вызвавшим всеобщий восторг, студия Paramount опубликовала еще один. И вот он, помимо того, что зачем-то раскрыл важный сюжетный поворот, сильно напряг читателей "короля ужасов". Не будем уподобляться создателям трейлера и вдаваться в подробности, просто отметим: этим самым поворотом он, в общем-то, читателей и напряг. Рокировка, разыгранная авторами картины и проанонсированная роликом, заранее пришлась по вкусу не всем, и в адрес киноделов тут же посыпались десятки обвинений в трусости и нежелании следовать букве книги из-за вошедших вновь в моду излишней щепетильности и фарисейского чистоплюйства.
Посмотрим, конечно, что там получится у пока мало чем известного (не считая сериала по культовой хоррор-франшизе "Крик") режиссерского дуэта Кевин Колш - Деннис Уидмайер с помощью сценаристов Джеффри Бюхлера (только что отметившегося бледненьким ужастиком "Омен: Перерождение") и Мэтта Гринберга (но он хотя бы уже с той или иной степенью успешности Кинга адаптировал). Но к разочарованию нужно быть готовым всегда. Особенно когда для этого есть такие серьезные основания.
Хорошо, что у любителей Кинга и тех, кто просто хочет ознакомиться с сюжетом, уже ставшим бесспорной классикой жанра, в любом случае есть что посмотреть (ну или пересмотреть). Режиссер Мэри Ламберт экранизировала "Кладбище" в 1989-м. Вообще-то она сняла целую дилогию, но корявенький сиквел, вышедший три года спустя и примечательный в основном ролями новоявленной звезды "Терминатора 2" Эдварда Ферлонга и замечательного Клэнси Брауна, вспоминается разве что с ухмылкой.
Однако до того как Мэри кинулась в пучину бредовой отсебятины, она таки явила миру адаптацию романа Кинга, по праву считающуюся одной из лучших в бескрайнем море трактовок мастера.
Нет, без мелких изменений не обошлось, конечно, и не сказать, что так уж они оправданны. Впрочем, имеют правки совсем уж третьестепенную важность, так что иной зритель, давно державший роман в руках, может ничего и не заметить. Самое главное остается на месте, что и неудивительно, ведь Кинг написал сценарий самолично. И не только сценарий написал, но и появился в симпатичном камео, сыграв мини-роль священника.
Остальные актеры, несмотря на относительно малую известность, отыгрывают как следует. Кинг сам не хотел делать из "Кладбища" большой звездный проект, отклонив предложение крупной студии. Зато устроил все так, как хотел, настояв, в частности, на съемках в своем родном - горячо любимом и люто ненавидимом одновременно - штате Мэн.
Понятно, что по технической части конкурировать с современным "ремейком" достаточно скромный фильм 1989 года выпуска не сможет в принципе, и уж этот козырь проект студии Paramount проэксплуатирует по полной.
Но, что интересно, фильм Ламберт вполне нестыдно смотрится и по сей день - жуткий котяра-зомби и воскресший младенец все еще производят впечатление. Не в последнюю очередь все получилось и благодаря тому, что удалось сохранить содержательный базис, на котором выстроена страшная сказка, - крепкая и убедительная семейная драма.
Экранизаций Стивена Кинга, повторимся, существует море - выбирай какую хочешь. Среди них хватает всяких - удачных и не слишком, и вкус самого демиурга никогда не был абсолютным мерилом при оценке фильмов по его творчеству. Даже когда он берется за дело сам, срабатывает магия не всегда. Но с "Кладбищем домашних животных"-1989 сработала, это точно.
Оригинал текста читайте на сайте "Года литературы"