На Волге открывается пассажирская и круизная навигация

Конец апреля - начало мая - традиционное время, когда по Волге начинают курсировать речные трамвайчики и многопалубные круизные теплоходы. Кто-то с речным транспортом связывает надежды комфортно отдохнуть в отпускное время, а для кого-то маршрут по воде - самый удобный, чтобы добираться до расположенных по берегам реки дачных участков. В любом случае появление на волнах первых бело-голубых теплоходов - это всегда праздник.
Иван Фадеев

На Верхней Волге одними из самых ранних пассажиров речных трамвайчиков станут костромичи. Как рассказал директор компании "Волна" Сергей Вишняков, их "Москва" должна отправиться в свой первый рейс 30 апреля. Теплоход традиционно курсирует по двум маршрутам: Кострома - Сады и Кострома - Борщино, делает по два рейса в обе стороны по средам, пятницам, субботам и воскресеньям. А еще катает туристов и всех желающих, показывая (с помощью экскурсоводов) Кострому с воды.

От причала в Ярославле первый трамвайчик должен отправиться в рейс традиционно 1 мая. С этого дня "Москва" будет ходить по городским маршрутам до Толги и Вакарева и по пригородному - до Новых Ченцов, а с 7 мая - до Константинова. С первого майского дня начнет катать отдыхающих по Волге в районе Ярославля прогулочная "Москва".

С 1 мая старенькая "Мошка" (теплоход МО-513) наконец свяжет рыбинский микрорайон Переборы с расположенным напротив Юршинским островом, немногочисленные жители которого ждут открытия навигации, наверное, больше всех: в межсезонье они всегда надолго оказываются отрезанными "от цивилизации". С 9 мая теплоход "Московский-7" отправится до пристани Колхозник (село Хопылево, где восстанавливается храм, в котором был крещен будущий адмирал Федор Ушаков). В планах, конечно же, и водные прогулки на рыбинские шлюзы, и джазовый теплоход с музыкантами по субботним вечерам.

Правда, все эти кораблики поплывут лишь в том случае, если будет урегулирован немаловажный вопрос с региональным управлением Роспотребнадзора.

- Нам выставили требования, чтобы все экипажи судов на сто процентов были вакцинированы от ковида. Но многие отказываются от этого, поэтому проблема пока есть. Мы в Роспотребнадзоре не получим санитарное свидетельство, если не выполним этого требования. Пытаемся уговаривать людей. Не знаю, что из этого получится... Странно, что в прошлом году такого требования не было, а в этом, когда все пошло на спад, заставляют. Причем так только в нашем регионе, ни в одной другой области этого нет, - рассказывает о том, с чем пришлось столкнуться при подготовке к навигации-2022, руководитель направления "Пассажирские перевозки" Ярославского речного порта Андрей Жальнин.

Впрочем, это не единственная проблема нынешнего сезона. Ужесточились требования и к плавучим причалам на промежуточных остановках: они, как самоходные суда, должны быть со специальным оборудованием и экипажем. Требование, по словам представителя порта, действует уже несколько лет, но какое-то время удавалось работать на том, что есть, и это время закончилось.

- В прошлом году нас серьезно предупредили, что мы не имеем права эксплуатировать свои плавучие причалы. Да, они все старые, 1980-х годов постройки, но мы их поддерживаем в технически исправном состоянии, делаем все, чтобы людям было удобно и безопасно, - объясняет Андрей Жальнин. - Но по новым требованиям они должны предъявляться Российскому речному регистру, а для этого их нужно оборудовать огнетушителями, спасательными кругами, системой осушения трюмов, то есть насосами, которые от чего-то надо запитать. Все это и другое оборудование без надзора не оставишь - значит, нужна команда. То есть это возврат к дебаркадерам с экипажами, которые были раньше на каждой остановке. Это огромные расходы, большая нагрузка на бюджеты.

Поэтому ярославские речники в этом году приняли решение причаливать свои трамвайчики просто носом в берег, то есть использовать вариант, который обычно применяется при большой воде. Для этого береговые линии в местах остановки придется немного подкопать. А поскольку на остановке Свободный Труд на маршруте Речной вокзал - Толга берег каменистый и подкопать его не получится, то и остановки этой нынче не будет - "Москва" станет просто проплывать мимо. К великому огорчению пассажиров.

Что касается круизных лайнеров, то первый из них - "Лунная соната" - пришел в Кострому из Нижнего Новгорода 25 апреля. 26 апреля он прибыл в Ярославль. В Твери первый многопалубный теплоход "Русь Великая" ожидают 27 апреля. Через Кострому со стоянкой в городе в этом сезоне должны пройти примерно 400 круизных судов, через Ярославль - 500, в Твери ожидают более 140 судозаходов, а в целом по области - свыше 350 (примерно на 15 процентов больше, чем годом ранее). К слову, в этом году запланировано первое причаливание теплохода в новый порт Завидово в рамках проведения национального форума "Реки России".

Туристам, путешествующим на круизных лайнерах, регионы предлагают россыпь программ, поэтому скучно в таких путешествиях обычно не бывает. Например, в Твери, как рассказали в региональном Министерстве туризма, специально для круизных туристов разработали экскурсию в Императорский дворец с полным погружением в эпоху и концертом классической музыки. Ждут их и на экскурсии в Морозовский городок, музей фотографии "Искра" и много где еще. А в Калязине, где недавно отреставрировали окруженную водой колокольню Никольского собора, открыт музей "Волгари", рассказывающий об истории затопленной части города.

Компетентно

Зарина Догузова, руководитель Ростуризма:

- Круизы - это сочетание отдыха на воде и комфортного путешествия в формате "все включено", где за одну поездку можно посетить десятки городов, не тратя времени на дорогу. Удобно, комфортно и доступно, поскольку предложения ориентированы на любой вкус и кошелек: и для семей с детьми, и для молодежи, и для людей старшего поколения. Можно поехать на три дня, а можно - на три недели, соединив в одной поездке и культурно-познавательные, и активные форматы отдыха. У круизов своя неповторимая атмосфера, свой ритм, свои традиции.