12.05.2022 14:50
    Поделиться

    Почему исламский банкинг с трудом входит в финансовую систему России

    На базе Корпорации развития Дагестана появится центр исламских финансов. На средства госкорпорации закупят оборудование или продукцию, которые затем продадут предпринимателям в рассрочку с минимальной наценкой. Как сообщили инициаторы проекта, такая финансовая деятельность отвечает требованиям и российского законодательства, и нормам исламского права - шариата.
    Сергей Фадеичев / ТАСС

    Руководитель рабочей группы по исламским финансам Агентства по предпринимательству и инвестициям Дагестана Мухаммад Юнусов объяснил корреспонденту "РГ" принципы работы создаваемой организации. Он сообщил, что финансовыми операциями она заниматься не будет, поэтому лицензия Центробанка ей не потребуется. Приобретаемый же на бюджетные средства товар обойдется предпринимателям намного дешевле, а государство получит выгоду в виде дополнительных налогов и рабочих мест. Ассортимент оборудования и продукции будет уточняться с учетом пожеланий предпринимателей.

    - Допустим, у производственника есть старый станок, на котором он изготавливает 200 пар обуви в месяц. Он говорит, что хочет купить новый, на котором сможет делать 400 пар. Мы видим, что такой рост производства даст как экономический, так и социальный эффект. Однако при подписании соглашения у предпринимателя должен быть залог и поручители. Мы хотим минимизировать риск, чтобы потом никто не говорил, что бизнес по-мусульмански недобросовестный, - говорит Юнусов.

    После заключения договора и внесения частичной предоплаты, оборудование сразу переходит в собственность предпринимателя.

    - В этом отличие от лизинга, где полученное оборудование до полной оплаты является собственностью государства. Это приводит к лишним проверкам контролирующих органов и создает разные неудобства, - отметил Юнусов.

    Центр исламских финансов первоначально планировалось капитализировать на сумму более ста миллионов рублей. Хотя уже есть заявки от предпринимателей на оборудование и другую продукцию на сумму более 500 миллионов.

    Организация пока не заработала из-за бюрократических согласований. Совет директоров Корпорации развития Дагестана, возглавляемый первым зампредом правительства республики Русланом Алиевым, должен вынести решение о создании при корпорации дочерней компании, которая будет реализовывать эту инициативу. Но на данный момент его нет.

    Представитель Корпорации развития Дагестана подтвердил "РГ" информацию о задержке с принятием решения. Чем она вызвана, он не сообщил. В пресс-службе правительства республики на момент подготовки материала ситуацию не прокомментировали.

    Вообще об исламском финансировании на Северном Кавказе говорят не первый год, но пока оно находится в зачаточном состоянии. По словам начальника Центра партнерского финансирования и специальных проектов Сбера Бехнама Гурбан-Заде, исламский банкинг нередко позиционируют в мире как банковскую систему для мусульман, но на самом деле доступ к нему открыт для всех.

    В основе исламской системы банковских услуг лежат принципы шариата, который запрещает взимание процентов по займам и использование производных финансовых инструментов, не соответствующих нормам ислама. Здесь есть несколько вариантов работы. Так, кард-аль-хасан предполагает беспроцентное финансирование, однако если дебитор посчитает нужным, он может заплатить кредитору некую сумму в качестве подарка (хиба).

    Мурабаха - это кредитование посредством торговой деятельности. Например, исламский банк покупает оборудование за один миллион рублей и перепродает клиенту в рассрочку на два года за 1,15 миллиона. Таким образом, банк вместо процентов по кредиту получает прибыль от торговой деятельности. Мудараба - финансирование через доверительное управление. Используя деньги банка, клиент реализует какой-либо проект, а кредитор получает доход из его прибыли. Мушарака - венчурное финансирование в формате партнерства. Банк совместно с клиентом учреждает SPV-компанию, распределение же прибыли и участие в управлении бизнесом определяются соглашением сторон. Есть и своя форма лизингового договора - иджара.

    Как рассказал СберПро Медиа Бехнам Гурбан-Заде, в России развитию исламского банкинга препятствует отсутствие профильного законодательства. Оно делает невозможным создание конкурентоспособных по цене продуктов исламского финансирования. Вторая проблема - отсутствие специалистов, которые могут структурировать сделки.

    Сегодня в России работает много предпринимателей-мусульман, которые не пользуются традиционными банковскими продуктами из религиозных соображений. Они знают, что шариат запрещает им обычное кредитование или процентные доходы от пассивных операций. По словам Бехнама Гурбан-Заде, в мусульманских регионах России Сбербанк регулярно получает запросы от таких предпринимателей.

    В России банкиры не имеют права вести коммерческую деятельность, а в Гражданском кодексе нет понятия "мурабаха". Чтобы создать мурабаху с соблюдением норм действующего российского законодательства, нужно применять дополнительные "настройки" для продукта. В итоге он получается дорогим и ему трудно конкурировать с традиционными банковскими сервисами.

    При этом от компаний из Татарстана, Дагестана и Чеченской Республики к январю 2022 года на исламское (партнерское) финансирование поступили заявки примерно на 15 миллиардов рублей. Сейчас клиенты ждут появления сбалансированного по стоимости продукта. В Чеченской Республике наибольший интерес к продуктам исламского банкинга проявляют предприниматели, работающие в строительной отрасли, торговле и сельском хозяйстве.

    Как считает соучредитель Исламской финансовой компании "НурФинанс" Тимур Хаертинов, перспективы у исламского финансирования в России есть, ведь, согласно средней оценке, в стране проживает около 20 миллионов мусульман. Спрос на товары и услуги, соответствующие стандартам халяль, растет.

    - Как показывает опыт западных стран, пользователями таких услуг становятся и представители других конфессий. По данным на 2019 год, глобальный рынок исламских финансов достиг 2,2 триллиона долларов. В России примеры более или менее успешного внедрения отдельных элементов исламских механизмов финансирования есть в Татарстане (Финансовый дом "Амаль", ТНВ "НурФинанс", ООО "Мирас"), Дагестане (ТНВ "ЛяРиба Финанс", Финансовый дом "Масраф" и др.). Также в Чеченской Республике довольно успешно функционирует Фонд имени Зейда. В КЧР не так давно открылся Финансовый дом "Аманат", - рассказал корреспонденту "РГ" Тимур Хаертинов.

    Эксперт считает, что развиваться исламскому финансированию в РФ мешает в первую очередь тенденциозность государственных структур. Отсюда и проблемы с регуляторной средой. Прежде всего в госструктурах существуют некорректные ассоциации, по которым деятельность исламских финансовых учреждений связана с финансированием терроризма.

    - Также проблемы создает общая нацеленность российского гражданского и налогового законодательства на возмездность денежных отношений. Кроме того, в России финансово-кредитным учреждениям запрещено совершать небиржевые торговые операции, - добавил Тимур Хаертинов.

    Он отметил отсутствие соответствующих специалистов и системы их подготовки. По сути, ничего, кроме краткосрочных курсов, для них нет. Поэтому большая часть специалистов - либо энтузиасты-самоучки, либо сотрудники, получившие образование за рубежом, но их немного.

    Комментарии

    Равиль Асмятуллин, доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН:

    - В российской экономике исламские финансы должны не конкурировать с традиционными, а грамотно их дополнять, особенно в текущей сложной экономической ситуации. Исламские финансы требуют, чтобы транзакции были обязательно обеспечены материальными активами, в них нет места спекулятивным инструментам. Кстати, большинство инструментов, провоцирующих финансовые кризисы, запрещены шариатом. Поэтому развитие исламского банкинга внесет вклад в повышение стабильности и укрепление финансовой системы России, поможет сгладить экономические колебания.

    В условиях санкций и ограничения доступа к западным финансовым рынкам исламская модель может стать способом расширения внешнеэкономического сотрудничества РФ, она даст доступ к альтернативным источникам - рынкам арабских стран (особенно Персидского залива) и стран Юго-Восточной Азии. Опыт некоторых западных государств (Великобритания, Люксембург, Швейцария и др.) показывает, что исламские финансы могут хорошо вписаться в светскую финансовую систему даже в странах, не считающихся мусульманскими.

    Центром исламского финансирования в России можно назвать Республику Татарстан. Банк "Ак Барс" в 2011 году закрыл сделку с привлечением 60 миллионов долларов, а в 2013-м - еще 100 миллионов. Обе - по модели мурабаха. Сейчас в "Ак Барсе", например, доступна исламская ипотека, однако пока в тестовом режиме. Финансовый дом "Амаль", также базирующийся в Татарстане, предлагает услуги инвестирования по шариату.

    Олег Матюнин, управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы "Матюнины и Партнеры":

    - Услуги исламского банка больше схожи с лизингом или перепродажей, нежели с традиционными банковскими продуктами. Он может выдать в долг беспроцентный заем, выступить соинвестором проекта. Главная его особенность - ориентация на реальный сектор экономики. Но применить концепцию ИБ к российским кредитным организациям удастся лишь при условии кардинального изменения банковского законодательства.

    Распространив эту идеологию на банковскую систему, необходимо будет сделать следующий шаг: запретить финансовые институты и инструменты, не связанные с реальным производством - микрофинансирование, потребительское и ипотечное кредитование. Нужно трансформировать их в подвиды купли-продажи в рассрочку. Но в подобный сценарий не особо верится. Поэтому если в России и появится исламский банкинг, то, как мне представляется, исключительно в виде самостоятельного института, подчиненного Центральному банку и его правилам.

    Поделиться