Факты таковы, что конкурс Рахманинова уже стал событием мирового масштаба. В залах Московской консерватории и филармоническом зале Чайковского тем временем полным ходом развернулись соревнования по всем номинациям - фортепиано, дирижированию и композиции. У пианистов подвели первые итоги: по решению жюри во второй тур перешли не 12 конкурсантов, а 13.
Результаты предсказуемые не только потому, что жюри, которое возглавляет Денис Мацуев, всегда дает шанс большему числу пианистов, чем положено по регламенту, проявить себя дальше, но и потому, что выбрать только 12 пианистов из выступивших в первом туре было реально очень сложно, учитывая их общий исполнительский уровень.
Важно, что во втором туре продолжат свои выступления не только пианисты с броской виртуозной харизмой, но и чрезвычайно разные по индивидуальностям, эмоциональности, интерпретационным решениям, звуковой колористике пианисты, такие как Иван Бессонов, Боао Чжан (Китай), Эстефан Яцекив (Бразилия), Александр Ключко, Илья Папоян, Константин Хачикян, Дмитрий Син. Из тринадцати участников второго тура - десять представляют российскую школу. Перед объявлением результатов мы поговорили о новом конкурсе с членом жюри, профессором в Истменской школе музыки Рочестерского университета (Нью-Йорк) Максимом Могилевским.
Почти шестьдесят лет главным конкурсом России оставался конкурс Чайковского, теперь появился новый, претендующий на тот же масштаб. Какое впечатление от происходящего?
Максим Могилевский: Это грандиозное начинание, потому что велика сама фигура Сергея Васильевича Рахманинова в его ипостасях пианиста, дирижера и композитора. Именно эта универсальность делает новый конкурс непохожим ни на один другой из существующих в мире. Прекрасно и то, что в преддверии 150-летия Рахманинова, в этом великом зале консерватории звучит его музыка. Ведь Сергей Васильевич учился в стенах этой консерватории и окончил ее с большой золотой медалью и оперой "Алеко" в качестве дипломной работы. В жюри тогда сидел Петр Ильич Чайковский, он поставил Рахманинову пятерку и окружил ее четырьмя плюсами. Что касается конкурса пианистов, то уровень его колоссальный, и выбрать тех, кто пройдет на следующий тур и дальше, очень сложно. Уже на первом туре для нас было много открытий, даже если сравнивать с предварительным онлайн-туром.
Сложилось впечатление, что большинство пианистов на конкурсе играют Рахманинова в ярком техническом, виртуозном ключе, и музыка его приобретает совсем иной формат.
Максим Могилевский: Да. И очень важно, чтобы мы не превращались в ультрасовременных роботов, которые все могут донести идеально и без всяких помарок. В музыке суть совсем не в этом, а в том, что фигура исполнителя - это живая душа, которая несет музыку от композитора к слушателю. И такие пианисты на конкурсе есть.
Вы из семьи музыкантов, и ваш прадед, известный скрипач Александр Могилевский, был знаком с Рахманиновым. Что известно об этом?
Максим Могилевский: Мой прадедушка Александр Яковлевич Могилевский закончил Московскую консерваторию в 1909 году с большой золотой медалью, единственный в том выпуске. Он был младше Сергея Васильевича на 13 лет, но, несмотря на это, у них сложилась очень плодотворная дружба. Началась она со знаменитого турне Сергея Кусевицкого, который он проводил в летнее время на пароходе по Волге, и там моему прадеду посчастливилось музицировать вместе с Сергеем Васильевичем. Вместе они исполняли Элегического трио, ре минор: автор был за фортепиано, мой прадед - на скрипке, а на виолончели - наш великий Анатолий Брандуков, которому Рахманинов посвятил свою виолончельную сонату. Ноты Трио, в которых Сергей Васильевич делал тогда пометки, хранятся в нашей семье. Известно, что он слышал, как мой прадед играл на своей скрипке Страдивари Сонату Корелли с ее вариациями на тему фолии. Эта фолия потом была использована Рахманиновым в его фортепианных Вариациях на тему Корелли, посвященных Фрицу Крейслеру. Кстати, скрипку Страдивари Могилевскому подарил царь Николай II, когда прадед был руководителем оркестра при дворе.
Обычно на крупных международных конкурсах играют сочинения по авторским редакциям. На "Чайковском" пока эта традиция не прижилась, и мало кто из пианистов исполняет его Первый концерт в авторской версии. Какова ситуация с редакциями Рахманинова на нашем конкурсе?
Михаил Могилевский: Конечно, сегодня нам хочется быть поближе к оригиналу, поближе и к Петру Ильичу, и к Сергею Васильевичу. Именно поэтому сейчас стала очень популярна именно 1-я редакция Второй сонаты Рахманинова. Ее играют сегодня гораздо больше в мире. Раньше, наоборот, играли 2-ю версию, более короткую, сделанную Рахманиновым уже в США, в 1931 году. Кстати, я очень рад, что на конкурсе во втором туре будет звучать еще одно великое, изумительное произведение Рахманинова - Первая соната. Это настоящая симфония для фортепиано с огромным философским смыслом. Там есть и идеи Фауста, идеи Гете, и мы все с интересом ждем, как молодые музыканты будут ее интерпретировать.
На презентации конкурса вы сказали, что планируете организовать подобный конкурс Рахманинова в Китае. Что это за проект?
Максим Могилевский: Китайская музыка очень мелодична, очень вокальна, а очень важное качество музыки Рахманинова - ее вокальная основа, кантабиле, возможность петь на фортепиано. Именно поэтому музыку Рахманинова много играют в Китае, и там Рахманиновский конкурс будет иметь большой успех. Есть идея проводить его сразу в нескольких городах: в Шанхае, например - большой интерес к фортепиано, в Пекине - к композиции, а в Шэньчжэне - к дирижированию. А кругом еще спрашивают: можно сделать вокальный конкурс Рахманинова? Рахманинов написал огромное количество вокальной музыки, которую мы уже скоро будем слушать на третьем туре конкурса в Москве. Так что у Рахманиновских конкурсов большое будущее.
Справка "РГ"
Прямые трансляции конкурса Рахманинова можно смотреть на официальном сайте, сайте Московской филармонии и других порталах.