11.01.2021 10:00
Русское оружие

"Леопард" получит "Калибр-ПЛ" и сможет потягаться с "Ясенем"

Текст:  Александр Емельяненков
Многоцелевая АПЛ "Леопард" станет тише и получит новое оружие - такое заявление главкома ВМФ Николая Евменова открывает новую страницу в судьбе и боевой службе этой серии подводных охотников.
Читать на сайте RG.RU

А поводом стало негромкое событие в Центре судоремонта "Звездочка", где вывели из эллинга после ремонта и модернизации атомную подводную лодку проекта 971 "Щука-Б" и сейчас проводят плановые работы на берегу перед спуском на воду и контрольными испытаниями.

"Леопард" стал первым среди себе подобных, кому выпал шанс родиться заново. Этот факт не преминул отметить и главнокомандующий Военно-морским флотом России. По словам адмирала Евменова, которые приводит Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны, подводная лодка "Леопард" относится к третьему поколению АПЛ, и именно она открывает программу средних ремонтов с глубокой модернизацией для "поддержания на требуемом уровне боеготовности группировки многоцелевых атомных подводных лодок".

Как следует из того же сообщения, "в рамках модернизации предусмотрено расширение применяемых образцов ракетно-торпедного вооружения, уменьшение акустической заметности корабля, улучшение условий обитаемости для экипажа, характеристик эксплуатационной надежности подводной лодки".

Прежде такое перерождение на стапеле и в цехах "Звездочки" последовательно прошли шесть стратегических подводных ракетоносцев проекта 667 БДРМ, несущих службу на Северном флоте: "Верхотурье", "Екатеринбург", "Карелия", "Новомосковск", "Тула", "Брянск". О том, чтобы пустить по такому же кругу серию многоцелевых АПЛ 971-го проекта, разговоры велись давно и на разных уровнях. Но не было денег, или они шли на другие нужды флота. Не хватало (и продолжает не хватать) судоремонтных мощностей. Возникали другие резоны и непредвиденные ситуации. В том числе аварийные, с необходимостью экстренного или внеочередного ремонта, как это было, например, после большого и крайне опасного пожара на "Екатеринбурге" в декабре 2011 года…

Вопреки ожиданиям и гарантийным нормам лишь через двадцать лет после ввода в боевой состав были включены в программу заводского ремонта с модернизацией и направлены на "Звездочку" две АПЛ проекта 971 - "Волк" и "Леопард". Причем второй, на год моложе первого, приняли в ремонт раньше и раньше должны возвратить.

С учетом сложившейся ситуации и новых задач, встающих перед ВМФ России, на атомоходах 971 проекта выполняется модернизация с масштабными изменениями корабля по отдельному проекту. По оценкам собеседников "РГ" в судостроительной отрасли, технический потенциал, закладываемый при модернизации кораблей проекта "Щука-Б", сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения "Ясень". По объемам работ, а следовательно, и срокам их проведения это сопоставимо с постройкой нового корабля. По деньгам - в два раза ниже.

Непотопляемый ракетодром: чем уникальна российская АПЛ "Дмитрий Донской"

Подготовку производства на "Звездочке" начали заблаговременно. В частности, была освоена технология агрегатной замены крупных сборочно-монтажных единиц, что позволило сократить затраты и время на демонтаж и выгрузку отдельных элементов оборудования в стесненных условиях лодочного отсека. Поступление нового, более современного оборудования, корабельных систем и комплексов вооружения потребовало плотного и не всегда "гладкого" взаимодействия с большим числом организаций-разработчиков, базовых НИИ и предприятий-смежников.

"В ремонте АПЛ "Леопард" приняли участие СПМБМ "Малахит", концерн "НПО "Аврора", СПО "Арктика", концерн "Гранит-Электрон", НИПТБ "Онега", концерн "Океанприбор", "ОКБМ Африкантов", концерн "Моринсис-Агат" и другие", - говорится об этом в официальном сообщении на сайте самой верфи.

И что же на выходе?

"К моменту вывода из эллинга силами "Звездочки" и контрагентов проведена замена радиоэлектронного вооружения, систем управления, связи, навигации, гидроакустики, БИУС", - резюмирует главком Николай Евменов.

БИУС, кто не знает - это Боевая информационно-управляющая система. Своего рода главный суперкомпьютер на подводной лодке, куда заведены все необходимые и возможные сведения о собственном оружии, местонахождении и параметрах движения ПЛ, назначенных для нее или обнаруженных ею целях, алгоритм предстартовой подготовки и много чего другого…

Еще недавно сведения фактического характера о подводных лодках проекта 971 "Щука-Б" были секретными и совершенно секретными. А теперь много вполне достоверной информации есть в открытой печати и даже на официальном сайте КБ-проектанта - Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит".

Данные пусть и сухие, но вполне информативные. На них и будем опираться в рассказе об этой серии кораблей - что с ними было, где они сейчас и что им предназначено в ближайшем будущем.

Семь - на севере, семь - на востоке

Вышло так, что подводные лодки этого проекта, построенные на "Севмаше" в 80-х и 90-х годах, стали именными и образовали "звериный" ряд:

"Барс", "Пантера", "Волк", "Тигр", "Леопард", "Вепрь". К рубежу тысячелетия был достроен и в 2001-м передан флоту седьмой в серии "Гепард" (К-335). В очереди за ним стояли К-337"Кугуар" и К-333 "Рысь", но денег на обновление флота в казне уже не оказалось.

Корпусные заделы, заблаговременно созданные на "Севмаше" под корабли 971-го проекта (главным образом, нос и кормовые отсеки), после долгих обсуждений пустили на головной и следующий на ним ракетоносцы четвертого поколения проекта 955 "Борей" - это "Юрий Долгорукий" (несет службу на Северном флоте) и "Александр Невский" (в составе ТОФ).

40 лет назад появилась самая энерговооруженная атомная подлодка

А многоцелевой "Гепард", вопреки ожиданиям, стал в итоге "поскребышем" в семье подводных охотников. Что, впрочем, не помешало его экипажу - единственному во всей "звериной" дивизии - уже в момент подъема Андреевского флага унаследовать вместе с ним звание гвардейского.

Для полноты картины необходимо отметить, что многоцелевые подводные лодки этого же проекта параллельно строились на Заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на Амуре (сейчас - АО "Амурский судостроительный завод") в Хабаровском крае. И там, и там построили по семь кораблей. Причем, на востоке родилась самая первая АПЛ в этой серии (К-284 "Акула" - в 1986 году) и та, что ее завершала - атомная подводная лодка К-152 "Нерпа".

Но этот, дальневосточный "поскребыш", достраивали уже в рамках военно-технического сотрудничества по проекту 971И. "Нерпа" проходила испытания в Охотском море, а в 2012 году ее передали на десять лет в лизинг Индии. Там она получила наименование "Чакра", а крылатые ракеты "Гранат" с дальностью стрельбы 3,2 тысячи километров еще по передачи заменили ракетным комплексом "Клаб-С".

Десять лет в одной очереди

В августе прошлого года с полей форума "Армия-2020" пришло сообщение "Интерфакса", что с Центром судоремонта "Звездочка" подписан контракт, цитируем, на "выполнение работ по ремонту с модернизацией крейсерских атомных подводных лодок проекта 971 Северного флота". На какие именно корабли - не уточнялось.

Но если речь о Северном флоте, то это уже названные "Леопард" и "Волк". Однако они прибыли на "Звездочку" для ремонта с модернизацией еще в 2011-м и 2014-м годах, соответственно. В мае 2012-го был поднят с воды и заведен в эллинг "Леопард", в 2015-м - "Волк".

И к лету прошлого года значительная часть стапельных работ, по крайней мере, на "Леопарде", была уже выполнена.

Советская подлодка установила мировой рекорд 50 лет назад

Возможно, коллеги из "Интерфакса" не разобрались или просто ошиблись, а речь в контракте шла о подводных лодках "Братск" и "Самара", доставленных в ремонт на северодвинскую "Звездочку" с Тихоокеанского флота еще в 2014 году. Тогда паззлы могут сложиться, потому что до лета прошлого года эти две подлодки просто ждали в очереди, когда судоремонтники, КБ-проектант и финансисты из Минобороны окончательно согласуют дефектовочные ведомости на ремонт, масштаб модернизации по проекту 971М и объем требуемого финансирования. Как показывает практика последнего десятилетия, такого рода согласования с перетягиванием каната то в одну, то в другую стороны стали притчей во языцех на предприятиях ОСК, выполняющих оборонные заказы.

Приписанные к Тихоокеанскому флоту АПЛ "Братск" и "Самара" по времени постройки как старший брат и младшая сестра "Леопарда": его передали ВМФ в 1992 году, а "Братск" (тогда еще просто К-391) - в 1989-м. "Самару" (К-295) - в 1995-м. Однако срок активной службы подводных лодок этой серии оказался сравнительно недолгим - что на Севере, что на Востоке.

В отличие от ракетных подводных крейсеров типа 667БДР и 667БДРМ многоцелевые АПЛ, насыщенные разнородными системами оружия и боевого управления, требовали больше внимания и технического обеспечения, в том числе при нахождении в базе и в промежутках между боевыми службами. Однако в Заполярье и особенно на Камчатке не было создано должных условий для поддержания их боевой готовности и своевременных ремонтов, не говоря уже о сервисном обслуживании со стороны промышленности.

К примеру, ремонт "Братска" планировали начать еще в 2008-м, чтобы в 2012-м, после ходовых испытаний, возвратить в боевой состав. Увы! Министр обороны Сергей Шойгу, посетивший в марте 2013 года Северо-Восточный ремонтный центр в Вилючинске, который затянул сроки работ на нескольких важных заказах ВМФ, принял решение передать другому исполнителю ремонт и модернизацию подводных лодок 971 проекта. В результате "Самару" и "Братск" в специально арендованном транспортном доке по Севморпути доставили в Северодвинск.

Хорошо, когда все дома…

Вернемся, однако, к форуму "Армия-2020" и подписанному там контракту с ЦС "Звездочка". Как вариант - речь в нем могла идти о судьбе еще одной "подводной кошки" - К-154 "Тигр" Северного флота, которая незадолго до этого, в 2019 году, передана для восстановления технической готовности и продления межремонтного срока на завод "Нерпа" в Мурманской области. Эта верфь с недавних пор является филиалом Центра судоремонта "Звездочка", и все важнейшие контракты заключает руководство головного предприятия.

Центральный пост атомной подлодки "Казань" показали на видео

В пользу такого предположения говорит и другой косвенный факт. По заявлению главкома ВМФ адмирала Николая Евменова в "Красной Звезде", в 2020 году на Северный флот должна была вернуться К-157 "Вепрь", которая с августа 2012 года находилась на той же мурманской "Нерпе" с целью "ремонта по техническому состоянию" и продления межремонтного срока. Дата окончания работ на этом заказе многократно переносилась, чему есть, наверное, свои объяснения.

Минувшим летом "Вепрь" сдавал экзамены после долгого ремонта, а в августе 2020-го вернулся, наконец, к месту службы. И не просто укрепил моральный дух в 24-й "звериной" дивизии, а практически удвоил наличные боевые возможности этого соединения Северного флота. Срок активной службы "Вепря" до постановки в ремонт на СРЗ "Нерпа" - 16-17 лет. А всего с момента ввода в боевой состав ему уже 25. Но еще две пятилетки надеемся видеть его в строю.

А там, глядишь, подтянется К-328 "Леопард", помолодевший за восемь лет на "Звездочке" еще на десять "гарантийных" лет. За ним - К-461 "Волк", который всего на год старше. И с "Нерпы", что совсем неподалеку от Гаджиево, вернется почти ровесник "Леопарда" - "Тигр".

А старшая среди всех "Пантера", не зная наперед своей судьбы, преданно ждет их возвращения и в одиночку согревает когда-то общий с "Тигром" причал…

"Пантера" без грифа "секретно"

Об этой особи женского рода в 24-й "звериной" дивизии, ее экипаже и командирах, о новой флотской традиции, что от них пошла, "Российская газета" не раз рассказывала, имея информацию из первых рук.

Сейчас новый повод: исполняется 30 лет, как подводная лодка К-317 "Пантера" была принята в состав ВМФ, подняла Андреевский флаг и совершила переход к месту постоянного базирования на Северном флоте. Создатели "Пантеры" и служившие на ней военные моряки в один голос утверждают: заложенная на стапеле "Севмаша" 6 ноября 1986 года, на момент ввода в строй она стала самой тихой среди всех АПЛ третьего поколения.

"Снижение шумности кораблей достигалось за счет применения системы двухкаскадной амортизации - все оборудование и боевые посты разместили на амортизаторах в зональных блоках, а те, в свою очередь, были изолированы от корпуса корабля резинокордными пневматическими амортизаторами", - без оглядки на былую секретность отмечает теперь пресс-служба "Севмаша".

Российская подлодка возглавила рейтинг самых длинных субмарин в мире

И в том же сообщении уточняет, что такие АПЛ предназначены "для поиска, обнаружения и слежения за ракетными подводными лодками и кораблями противника, а также для их уничтожения".

"Корабль вооружен торпедно-ракетным комплексом, который состоит из восьми торпедных аппаратов и приспособлен для стрельбы как торпедами, так и крылатыми ракетами и обеспечивает одиночную и залповую стрельбу, - вторит коллегам официальный сайт "Малахита". - Проект атомной подводной лодки разработан под руководством генерального конструктора Георгия Чернышова".

Теперь мы твердо знаем и можем открыто, со ссылкой на официальные источники, написать, что уже на "Пантере" в составе ГЭУ была использована блочная паротурбинная установка "с широким резервированием механизмов и оборудования". И что "на подводной лодке установлен семилопастной винт с улучшенными гидродинамическими характеристиками".

В известном смысле это и ответ на бесчисленные гадания в интернете про главный "водометный движитель" на АПЛ четвертого поколения "Ясень" того же питерского "Малахита". В самом КБ в ответ на это лишь улыбаются и ничего не комментируют.

А вот одну характерную особенность для АПЛ 971 проекта открытым текстом пояснили: "Лодка имеет крестообразное хвостовое оперение с обтекаемой гондолой, в которой находится устройство постановки-выборки буксируемой антенны".

Ничуть не меньше "рассекреченных секретов" интересно другое.

"Благодаря подводникам и сдаточной команде, - напоминают коллеги из пресс-службы "Севмаша", - 10 октября 1990 года приказом главнокомандующего ВМФ крейсеру было присвоено наименование "Пантера". Больше года инициаторы добивались этого решения. Из эллинга корабль вывели с именем на борту, но не имея еще официального разрешения…"

По инициативе экипажа, поддержанной ветеранами подводного флота, "Малахитом" и "Севмашем", наименование "Пантера" было присвоено новой АПЛ в честь одноименной подводной лодки, построенной в России в 1916 году и в 1919-м одержавшей победу над английским эсминцем "Виттория".

Ответственный сдатчик "Пантеры" Виктор Николаевич Сорокин в разговоре со мной уточнил: в том же приказе главкома ВМФ имя собственное - "Барс" - было присвоено и головной (первой) подводной лодке проекта 971, построенной на "Севмаше". А уж после этого имена собственные стали получать подводные лодки других проектов и поколений.

Вся "звериная" семья "Севмаша" на уникальных видео и фото - здесь.

Досье "РГ"

Что за кормой у "Леопарда"

Под тактическим номером К-328 заложен на стапеле "Севмаша" 10.09.1989.

24.01.1991 присвоено наименование "Леопард". 21 мая того же года унаследовал Краснознаменный флаг ракетной К-181 - первой советской АПЛ, всплывшей на Северном полюсе.

28.06.1992 - вывод со стапеля, 01.09.92 - физпуск реактора.

С 15 по 30 октября 1992 года проведены заводские ходовые испытания. Пройдено в надводном положении 3663 мили, в подводном - 1767.

С 30 ноября по 30 декабря 1992 года выполнена программа государственных испытаний. Пройдено в надводном положении 1606 миль, в подводном - 729. Командир экипажа - капитан II ранга В.И. Дьяконов. Ответственный сдатчик корабля - В.И. Кузнецов, сдаточный механик - В.П. Пастухов.

Приемный акт подписан 30.12.1992. Как показали проведенные испытания, отличается от базовой модификации лучшими показателями скрытности.

15 января 1993-го поднят Военно-морской флаг, день утвержден как дата ежегодного праздника корабля.

29 января 1993 года завершила переход к месту постоянного базирования в бухту Ягельная губы Сайда и вошла в состав 24-й дивизии подводных лодок Северного флота.

Первая подлодка советской постройки вошла в состав флота 90 лет назад

8 августа 1993 года на борту АПЛ побывал премьер-министр России В.С. Черномырдин.

Июнь - сентябрь 1994 - боевая служба под управлением 608-го экипажа, командир - капитан I ранга А. А. Попов.

1997 - находилась на ремонте в Северодвинске

16 апреля - 4 июля 1998 года - боевая служба в Атлантике под управлением экипажа с подводной лодки К-317 "Пантера", командир - капитан I ранга С. В. Справцев.

12 мая - 23 июля 1999 года выполнена боевая служба со штатным экипажем, командир - капитан I ранга В.П. Петрович.

12 февраля - 13 апреля 2000 года - боевая служба под управлением 608-го экипажа, командир - С. Е. Кавлис.

Октябрь-ноябрь 2001-го и октябрь-ноябрь 2002 года - выполнены две боевые службы со штатным экипажем, командир в обоих случаях - К. Э. Онушков.

19 марта 2003 года заключен договор о шефских связях с администрацией Приокского района Нижнего Новгорода.

2005 - второй экипаж "Леопарда" под командованием капитана I ранга А.П. Егорова введен в первую линию.

2006 - боевая служба с экипажем А.П. Егорова

2006 - экипаж принимал делегации министерства обороны Норвегии и Франции.

2007 - учебная стрельба практической ракетой ЗМ-10.

2009 - экипаж "Леопарда" прошел обучение в 270 Учебном центре ВМФ (Сосновый Бор, Ленинградская область).

С июня 2011 года находится в Центре судоремонта "Звездочка". В настоящее время на АПЛ "Леопард" завершается заводской ремонт и модернизация по проекту 971М с установкой ракетного комплекса "Калибр-ПЛ" и гарантированным продлением срока службы на 10 лет.

Командиры АПЛ К-328 "Леопард"

В.И. Дьяконов: 21.03.1990 - 12.02.1996

В. П. Петрович: 12.02.1996 - 29.03.2000

К. Э. Онушков: 22.06.2000 - 03.03.2003

Г. В. Иванов: 03.03.2003 - 21.06.2003

В.Н. Кочемазов: 21.06.2003 - 14.02.2004

А. Ю. Котенков: 19.06.2004 - 31.08.2005

А. П. Егоров: 26.12.2005 - н.в.

При подготовке использованы материалы Объединенной судостроительной корпорации, СПМБМ "Малахит", ПО "Севмаш" в открытом доступе, а также справочная информация с портала "Штурм глубины".

Вооружение России