Новая круговая линия метро замкнется через пять лет

В Москве строится крупнейшая линия метро - Большая кольцевая линия. Задуманное еще в восьмидесятые годы прошлого века, через несколько лет оно наконец-то свяжет Черемушки и Зюзино, Сокольники и проспект Мира, Мневники и Кунцево.

Чтобы попасть в соседний район, жителям больше не придется терять время в поездках через центр или добираться на автобусах. Всего-то надо будет проехать пару станций на метро. Миллионы сэкономленных минут и тысячи часов. "РГ" изучила грандиозный 70-километровый проект, воплощаемый в жизнь столичным департаментом строительства.

Как все начиналось

Столичные планировщики думали о чем-то подобном еще лет пятьдесят назад, когда начали бурно развиваться районы между МКАД и Малым кольцом железной дороги, которое сейчас носит название МЦК. Вчерашние деревни Черемушки, Зюзино превращались в многотысячные кварталы. Тогда предлагалось построить несколько хорд, которые, благодаря пересечениям, образовали бы некий транспортный каркас. Полностью идею тогда в жизнь не воплотили: построили единственный участок, который сегодня органично вписывается в проект БКЛ, - "Каховская" - "Каширская". И хотя многие воспринимали и воспринимают его исключительно как ответвление от "зеленой" линии метро, он работает именно как элемент кольцевой линии - связывает два южных района: Каховку и Царицыно. Более того, он соединяет две соседние линии подземки - Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую.

Для связи между остальными соседними районами и остались только автобусные маршруты - автомобильные хорды в Москве частично построили. Например, коридор Коломенский проезд - Нахимовский и Ломоносовский проспекты - Минская улица и Балаклавский проспект - улица Обручева - Аминьевское и Рублевское шоссе, на севере - проезд Дежнева - улица Хачатуряна. На востоке и западе подобных соединений не было вовсе.

Самым же быстрым способом добраться с ветки на ветку продолжала оставаться поездка через Кольцевую линию метро.

Коллапс заставил

Об идее большого метрокольца вспомнили в 2005 году, когда автомобильный парк Москвы вырос многократно, город погрузился в транспортный коллапс, а дорога от одного района в другой что на автобусе, что на машине превратилась в одну бесконечную пробку.

Об идее большого метрокольца вспомнили, когда автомобильный парк Москвы вырос многократно

Стройку решили начинать с отрезка "Деловой центр" - "Динамо", как вариант предлагали соединить их с Филевской линией метро. На будущем девятикилометровом участке хотели построить сразу девять станций ("Шмитовская", "Шелепихинская", "Олимпийская", "Краснопресненский проспект", "Полежаевская", "Ходынское поле" и "Ходынское поле-2", "Ленинградский проспект" и "Динамо"). В итоге, как и с Каховским отрезком Замоскворецкой линии, появился лишь крошечный аппендикс от "Международной" до "Делового центра", который многие пассажиры и не понимали, как в принципе можно использовать.

Вплотную к строительству кольца в том виде, в котором его воплощают сейчас, удалось подойти только в 2010 году. В Москве начали разрабатывать транспортную стратегию до 2016 года, которая предполагала в первую очередь кардинальное увеличение линий столичного метрополитена. Это было жизненно необходимо для компенсации простоя в строительстве метро - с восьмидесятых годов новые станции, открытые за два десятилетия, можно было пересчитать по пальцам. При этом рост населения Москвы, развитие районов шли несопоставимыми темпами. Застройщики никогда не стеснялись возводить целые районы, отрезанные от какой-либо транспортной инфраструктуры. Хотя и до строительного бума 1990-2000-х годов в Москве уже хватало "транспортных капканов", кварталов, дорога из которых только до ближайшей станции метро занимала от сорока минут до часа - Бирюлево, Коровинское шоссе, Матвеевское...

В начале 2000-х годов застройщики не стеснялись возводить целые районы, отрезанные от какой-либо транспортной инфраструктуры

В итоге к началу работ проект стартового участка от "Динамо" до "Делового центра" скорректировали: он должен был пройти от Нижней Масловки до "Делового центра", а количество станций уменьшили до шести. Далее от "Хорошевской" через "Народное ополчение" в Нижние Мневники к Мичуринскому проспекту и проспекту Вернадского, на Калужскую, Каховку, в Текстильщики, на Нижегородскую улицу, Авиамоторную. Весной 2012 года трассировку изменили. Участок от "Рижской" до "Авиамоторной" пойдет через "Сокольники" и "Электрозаводскую".

Поехали

Первый участок от "Петровского парка" до "Делового центра" запустили спустя семь лет после начала стройки - в феврале этого года. Москвичи получили стабильную связь, теперь легко можно доехать от Динамо до Ходынки или до "фиолетовой" ветки метро, там удобная пересадка на "Полежаевскую". Или вообще уехать в Новую Москву, в Рассказовку - часть БКЛ соединили с Солнцевской линией. Еще нет подземной пересадки с "Динамо" на "Петровский парк" - очень сложные грунты, приходится бороться с подземными водами, но строители обещают справиться со всеми проблемами и открыть пересадку в будущем году. Пока что можно перейти с БКЛ на "зеленую" линию через улицу, турникеты запрограммированы таким образом, чтобы не списывались поездки.

Все с нетерпением ждут следующей станции - "Савеловской" (бывшей "Нижней Масловки"). Когда ее запустят, появится прямая дорога от улицы Правды до Ходынки, "фиолетовой" линии, Москва-Сити, Кутузовского и Мичуринского проспектов. "Савеловская" станет крупнейшим хабом: помимо двух станций метро (здесь находится одноименная станция Серпуховско-Тимирязевской ветки) заработает и пересадка на наземное метро - первый Центральный московский диаметр Лобня - Одинцово.

Строили ее несколько лет: это одна из самых сложных в плане гидрологии станций. Глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарев рассказывал на "Деловом завтраке" в "РГ", что здесь, как и между "Петровским парком" и "Динамо", на глубине большой напор подземных вод.

Что дальше

"Сейчас строительство разворачиваем вдоль всего кольца", - рассказывал Андрей Бочкарев. Активнее всего работы идут на северо-востоке, был пройден перегон от будущей "Рубцовской" до "Лефортово", далее была "Авиамоторная".

Будет реконструироваться и Каховская линия - там полностью поменяют автоматику и телемеханику движения поездов, поменяют устаревшие системы управления, вентиляции.

Сегодня на всех участках БКЛ начали подготовительные работы, на многих участках - строительно-монтажные. На западном, южном, юго-западном и северо-восточном отрезках идут работы в котлованах и устройство перегонных тоннелей. В "Лефортово" возводят основные конструкции, в восточном участке осваивают стройплощадки.

95 процентов составляет готовность станции БКЛ "Савеловская"

Помимо того что новая линия соединит соседние районы, она приведет метро туда, где его никогда не было. Например, первая станция в Можайском районе откроется в 2021 году. По словам Андрея Бочкарева, юго-западный участок от "Можайской" до "Аминьевского шоссе" собираются достроить до 2021 года. "Давыдково" запроектировано в районе пересечения Аминьевского шоссе с Инициативной улицей. Сразу три станции появятся в Хорошево-Мневниках. Это "Терехово", "Нижние Мневники" и "Улица Народного Ополчения". В 2020 году метро придет на улицу Новаторов, ее уже перекрыли для строительства. Ориентировочно в 2022 году можно будет приехать из Лефортово на "Савеловскую", в 2023-м Каширскую свяжут с Нагатинским затоном.

Кроме того, параллельно строители закладывают камеры съезда на перспективные линии: на Рублево-Архангельскую - со станции "Улица Народного Ополчения", на Коммунарскую - со станции "Улица Новаторов", линия пойдет в Бирюлево и на Щербинку на "Кленовом бульваре".

Вся БКЛ - это 70 километров, 31 станция. Всего будет девятнадцать пересадок на другие линии метро, четыре - на станции МЦК, 11 - на станции железной дороги и пять - на первые два Московских центральных диаметра - Нахабино - Подольск и Лобня - Одинцово. БКЛ будет экономить до 30 минут на каждой поездке. Она обеспечит пересадки, минуя многолюдные станции, разгрузит перегруженные участки почти всех веток метро, железной дороги.

Кстати

Буквально на днях начат монтаж тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) в уникальной демонтажной камере для сооружения правого тоннеля к станции БКЛ "Ржевская". Щитовому комплексу Herrenknecht S-771 предстоит пройти около трех с половиной километров под землей на глубине от тридцати до семидесяти метров. Интересно, что тоннелепроходческим механизированным комплексам - как и тайфунам - специалисты присваивают женские имена. Так, тоннели Большой кольцевой линии столичной подземки прокладывают Лия, София, Ольга, Дарья, Евгения, Полина, Роза и другие "дамы".