Стоит ли новый проект телеканала History, славного эпичными "Викингами", того, чтобы потратить на него целиком последний выходной день? Ну… Если вдруг оказалось, что вам совсем нечего смотреть, похождения Рагнара Лодброка и его боевитых потомков вами изучены, а душа мучительно взалкала ярких и основанных на реальных событиях зрелищ с мечами в руках суровых бородачей, несколько часов между обеденной сиестой и вечерним променадом можно и угробить. Но через некоторое время вам, скорее всего, надоест.
Создатели шоу в интервью "Кинократии" с энтузиазмом рассуждали о том, что могут рассчитывать на часть аудитории "Игры престолов", которой предлагается-де все, что она так любит (пусть и в несколько более скромных масштабах): пышные декорации, кровавые схватки и коварные интриги. Все это в "Падении ордена" и правда в наличии. Декорации действительно пышны, схватки - пусть и немногочисленны, зато кровавы, а интриги - коварны. Но есть заметный недостаток. Коварные-то они коварные, да только примитивные до зевоты. И с подлостью и лукавством, царящими в "главном сериале современности", ни в какое сравнение не идут.
Некоторые действующие лица - исторические фигуры, и события сериала приблизительно ориентируются на то, что на самом деле происходило в средневековой Франции, однако в художественном вымысле недостатка нет. По сюжету королю Филиппу IV (Эд Стоппард), даром что по прозвищу Красивый, изменяет жена (Оливия Росс), тихо, но люто его ненавидящая. Изменяет не абы с кем, а с видным тамплиером сиром Годфри (Том Каллен), по совместительству - главным героем, которого наивный рогатый монарх считает своей опорой и лучшим другом. Одновременно на сира Годфри точит зуб его товарищ по ордену и тоже, в свою очередь, мнимый друг Гавейн (Падрейк Делани) - за то, что тот низко (хотя и не без оснований) ценит его как боевую единицу после полученного им увечья.
Вот, собственно, и весь клубок основных конфликтов (не считая побочных - таких же пресных; как, например, попытка заключить династический брак между принцессой Изабеллой и, опять же, нелюбимым ею принцем Каталонии), который будет вяло катиться к финалу сезона, чтобы ожидаемо там развязаться.
Движущей силой его выступают перегруженные пафосом диалоги, исполняющие, как и увалистые сюжетные повороты, сугубо утилитарную функцию - сделать тайное явным, предателей спровоцировать на предательство, а оступившихся благородных мужей обречь на бесплодную рефлексию и всевозможные страдания. Как говорится, конец немного предсказуем, и дело тут вовсе не в том, что печальный финал истории ордена рыцарей-храмовников широко известен (тем более что до полноценной травли тамплиеров первый сезон добраться не успевает).
И это еще полбеды - настоящая проблема "Падения ордена" заключается в том, что все здесь делается с предельно серьезной миной, не в пример тем же "Викингам" и "Игре престолов", не говоря уже о "Последнем королевстве" и "Британии", сочащихся пропитанным языческим цинизмом юмором. За исключением пары коротких легкомысленных моментов, вроде получающего по королевской физиономии в нелепой пьяной драке Филиппа, сериал упорно, с рыцарской стойкостью отказывается развлекать зрителя чем-то, помимо аскетичных порций брутальных заруб и суетливой погони за Святым Граалем, достойной какой-нибудь книги Дэна Брауна. Сочувствовать же и симпатизировать кому-то из этих вечно хмурящихся и ноющих господ и дам довольно тяжело.
Актер Патрик Дилейни перед премьерой осторожно рассуждал о том, что не каждый большой телепроект "заходит" с первого сезона. И это - святая правда. Для "Падения ордена" особенно актуальная: рейтинги шоу, что и неудивительно, оказались довольно скромными. И если оно таки будет продлено, в чем есть все основания сомневаться, команде создателей во главе с Джереми Реннером придется очень постараться, чтобы будущее экранных тамплиеров было светлее, чем прошлое их прототипов.
2.5