06.12.2007 03:00
    Поделиться

    Москвичи стали реже страдать от психических расстройств

    Столица давит и угнетает своих обитателей, но продолжительность жизни у них в среднем больше, чем по России. А в последние годы уменьшилось тут и число психических расстройств.

     

    "Заболеваемость москвичей психическими расстройствами снижается: если в 1990 году на 10 тысяч населения приходилось примерно 262 больных, то в прошлом году - 179", - это цифры из проекта городской программы развития здравоохранения на 2008-2010 годы. Значит ли это, что москвичам стало спокойнее жить? Или лучше заработала психиатрическая служба? С этими вопросами мы обратились к директору Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, академику РАМН Татьяне Дмитриевой.

    Толпа из одиночек

    Российская газета : Татьяна Борисовна, любой приезжий после дня пребывания в столице восклицает одно и то же: "Как вы здесь живете?!" Да вы и сами, наверное, не раз это слышали. Чем Москва так давит на психику?

    Татьяна Дмитриева : Не только Москва - любой столичный город, будь то Нью-Йорк или Париж, имеет свою специфику, которая отражается на психическом состоянии человека. Речь не о каких-то сверхсильных стрессах - в обыденной жизни хватает неблагоприятных факторов, способных хронически воздействовать на наше настроение и самочувствие.

    РГ : Например, транспорт...

    Дмитриева : Дойдем и до него. Но в первую очередь - скученность людей. Человек все время в толпе - едет ли на работу, в магазины... Выход один - устроиться на службу рядом с домом. Но все равно жизнь заставит вылезти из норки - надо же сводить ребенка в цирк или театр.

    Но толпа может быть и спасением. Известно: если хочешь побыть наедине с собой, иди в толпу. В мегаполисе масса людей, которые не общаются даже с соседями по лестничной площадке. Но одиночество здесь более злое. И оно порождает стресс, особенно - у пожилых людей.

    Никто не подумал, как, например, смена тарифов МГТС скажется на их душевном состоянии. А многие из экономии стали реже звонить друг другу. Даже на наши "горячие линии" от людей, попавших в тяжелую ситуацию, поступает меньше звонков. В отсутствие общения старики почувствовали себя хуже - чаще вызывают "скорую помощь", попадают в больницы.

    Осторожно, в доме колдун

    РГ : Многих раздражает обилие уличной рекламы. Наверное, не зря требуют ограничить ее вдоль автомобильных дорог?

    Дмитриева : Конечно. Это зрительная перегрузка для водителей. Да все испытывают сильный информационный прессинг. Если вы думаете, что не обращаете на рекламу никакого внимания, - ошибаетесь.

    В медицинской литературе давно описан такой пример. У ученого-лингвиста, владеющего десятками языков, в том числе - древних, долгие годы была помощница, которая постоянно присутствовала рядом. Она подавала чай, убирала в кабинете. После несчастного случая попала в больницу, долго лежала без сознания. И в этом состоянии, к удивлению врачей, вдруг заговорила целыми фразами на непонятном языке. Как потом определил лингвист, - на языке одного из древних племен. Все, что происходило при ней, в том числе занятия ученого, фотографически запечатлелось в мозге. Что бы ни попадало в поле зрения человека - нужное, ненужное, - все идет в кладовую памяти. Представляете, насколько она перегружена, а точнее - замусорена в бурном городском потоке?

    РГ : А еще мы, СМИ, добавляем информации.

    Дмитриева : Особенно - телевидение. Это уже не просто средство информации, а некое существо, которое управляет жизнью людей. Сказали с экрана: этот шампунь хороший - надо идти и покупать. Информация, которая дается сразу в звуке и цвете, у доверчивых людей вызывает одну реакцию - под козырек. У нас же четверть населения легко внушаемых. (Это данные международного исследования.) Именно они верят гадалкам и колдунам. А телевизор, если ему не оказывать сопротивления, - тот же колдун в доме. К тому же поток криминала и насилия с экрана - чувствительный удар по психике. Когда по телевизору рассказывают о маньяках, их, по сути, тиражируют. Потому что у экрана всегда найдется кто-то, мечтающий прославиться - хотя бы преступлением. В мегаполисе вообще повышенная внушаемость.

    И достаток бывает проблемой

    РГ : Все-таки ничто так не раздражает, как транспорт. Вы не согласны?

    Дмитриева : Это действительно стресс. Дорога отнимает уйму времени, автобусы, метро переполнены, обстановка накалена. Достаточно маленький искры - чтобы народ взорвался как порох. О "пробках" и говорить нечего. Я сама иногда 2-3 часа теряю на дорогу в институт. А как-то даже опоздала на заседание правительства. Представляете состояние? Вот и живешь в постоянном страхе: опоздаешь, не успеешь - будут неприятности. От этой напряженности чувствуешь себя загнанной лошадью.

    Появилась и новая проблема - достаток. Точнее - агрессивное преуспевание: возлюбленным уже дарят острова. Понятно, нам всегда не хватает денег, но в столице их не хватает больше. Ведь кругом соблазны. На этом фоне начинаешь чувствовать себя второсортным человеком. Это мощное давление на психику, особенно на молодежь. Но реклама вбивает: ты этого достоин. А где на "достоинство" взять денег? Этот конфликт между возможностями и желаниями порождает гонку за деньгами, вещами. Многие втягиваются - как наркоманы и разрушают себя. Не зря говорят: трудоголики, шопоголики...

    Стресс как стимул к жизни

    РГ : Татьяна Борисовна, но, несмотря на эту жутковатую картину, по стране средняя продолжительность жизни - 65 лет, а в столице - на 9 лет больше.

    Дмитриева : Продолжительность жизни во многом зависит от социально-экономических условий. Конечно, в столице они лучше. Здесь и заплаты выше - в среднем до 30 тысяч рублей в месяц, и риск остаться без работы не так велик, и медицина доступнее - хотя бы потому, что рядом.

    К тому же человеку свойственно адаптироваться к новым условиям. Для меня как врача важен такой показатель: за три последних года в стране сокращается число вновь выявленных заболеваний и суицидов. Значит, людям стало немного спокойнее.

    РГ : А сумасшедших в стране много?

    Дмитриева : Само слово "сумасшедший" становится анахронизмом. Полвека назад появились лекарства, которые совершили революцию в психиатрии. Человека с острым психозом достаточно на день-два поместить в специальное отделение - и после лечения он становится адекватным. Что касается тяжелых психических заболеваний (например, шизофрения), то ими страдает 1 процент населения. Причем этот показатель примерно одинаков - что у нас, что в Африке, и почти не меняется с годами.

    РГ : Чем обычно снимают стресс?

    Дмитриева : Тем, что человеку приятно и интересно. Правда, многие в порядке самолечения прибегают к алкоголю. Другим способом "разрядиться" все чаще становятся игровые автоматы или Интернет. Но это тоже виды зависимости, от которых потом приходится лечить. Мы давно доказываем правительству: если не принять срочных мер, то по нашим данным, лет через пять только в Москве будут заражены игроманией около 200 тысяч граждан.

    Самое лучшее средство от стресса - сменить обстановку или переключиться с одного занятия на другое. Хронически устаете от работы? Хоть на полдня, но выбирайтесь в выходной на природу - глоток свежего воздуха изменит настроение. Отдых - это не лежание на диване. Пытайтесь разнообразить свою жизнь - даже насильно, когда устали и ничего не хочется.

    РГ : Скажите: можно ли прожить без стрессов?

    Дмитриева : На самом деле, все, о чем мы говорили, называется дистрессом. Это негативное воздействие. А стресс - вообще все новое: и любовь, и рождение ребенка. По сути, стимул к жизни. Вы хотите обойтись без этого?

    Справка "РГ"

    По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в обычной жизни 25 процентов населения хотя бы раз в жизни испытывали нужду в психико-психологической помощи. Но в случае ЧП показатель подскакивает до 90 процентов. Речь идет не о психозах - есть масса пограничных расстройств, которые вызваны длительным стрессом: астения, неврозы, расстройства личности. А по числу суицидов Россия - на втором месте в мире. До 60 тысяч в год - почти вдвое больше, чем погибает в ДТП. Причем среди мужчин самоубийц в 6 раз больше, чем среди женщин.

    В Центре социальной и судебной психиатрии имени Сербского круглосуточно работает бесплатная "горячая" линия. Здесь дежурят психологи и психиатры. Тел.: 637-70-70.

    Можно обратиться и в Московскую службу психологической помощи населению (услуги бесплатные). Для предварительной записи на прием позвоните по тел.: 173-09-09.

    Телефон Центра: 173-09-09.

    Отделение в Юго-Западном округе Москвы: 8-499-743-51-90.

    Для экстренных случаев - телефон неотложной психологической помощи: 051.

    Поделиться