Российская газета: Валерий Игоревич, завершилось формирование единой Дальневосточной авиакомпании. Как это отразилось на количестве маршрутов и стоимости полетов в Сахалинскую область и по ней?
Валерий Лимаренко: Сейчас цены на полеты варьируются от 2200 до 10900 рублей. Это вполне приемлемая стоимость для того, чтобы перемещаться между регионами Дальнего Востока. Количество маршрутов уже увеличилось на 20, а в 2025 году вырастет на 130.
Это сделано для того, чтобы Дальний Восток был более доступным. Геополитическая программа Российской Федерации заключается в том, что нужно выходить на растущие азиатско-тихоокеанские рынки. Экономические интересы России в АТР предполагают создание новых производств, новых видов бизнеса. А бизнеса без людей не бывает, значит, нужно создавать комфортные условия для проживания, чтобы люди сюда приезжали. Кстати, ВЭФ и посвящен этому.
РГ: Единственному островному региону России не обойтись без морского транспорта. Насколько быстро обновляется пассажирский флот?
ВЛ: Мы уже получили два новых судна в этом году. Фактически это полностью обеспечивает программу транспортировки людей на Курильские острова - не только тех, кто живет на Курилах, но и туристов. И это очень важная задача, которая принципиально решена. В силу того, что у нас еще и воздушный флот развился, то Курильские острова стали доступнее.
В будущем году мы должны получить два новых парома для переправы Ванино - Холмск. Это даст возможность утроить объемы и грузовых, и пассажирских перевозок. Для чего это требуется? У нас большие программы инвестиционные - на 800 миллиардов рублей на ближайшую пятилетку. Поэтому нужно будет строить и промышленные, и социальные объекты, следовательно, - перевозить новое оборудование, стройматериалы. И без решения транспортной проблемы не решить задачу социально-экономического развития региона.
РГ: Год назад Сахалинская область заявила, что готова стать первым российским углеродно-нейтральным регионом. Какие шаги уже сделаны в достижении этой цели?
ВЛ: Подготовлен советующий законопроект, и он уже внесен в правительство России. Мы рассчитываем, что после выборов в Государственную думу первый закон, который рассмотрит новый состав парламента, будет наш и что до конца года этот закон вступит в силу.
Но, не дожидаясь принятия закона, мы уже приступили к работе по снижению углеродного следа и превращению территории Сахалинской области в углеродно-нейтральную. Это значит, что количество выбросов и количество поглощений должно быть сбалансировано. Для этого надо в первую очередь переводить котельные с угля и дизельного топлива на газ или использовать возобновляемые источники энергии. Для улучшения поглощения углекислого газа нужно высаживать леса и использовать ресурсы океана - как стало известно ученым, океан поглощает углекислоты на порядок больше, чем леса.
Это большая работа, она связана и с экономикой, и с наукой, и, конечно, с получением новых знаний и перепрофилированием Сахалинского государственного университета.
РГ: Небольшая двухкомнатная квартира в Южно-Сахалинске стоит 8-9 миллионов рублей, "трешка" в новостройке - 13-14 миллионов. Даже с сахалинскими зарплатами далеко не каждая семья может позволить себе такую покупку. Что делают власти, чтобы снизить стоимость жилья?
ВЛ: Нужно наращивать объемы строительства и увеличивать конкуренцию, то есть создавать и приводить новые стройкомпании, что мы и делаем. Кстати, в Сахалинской области уже ежегодно строится один квадратный метр жилья на душу населения. Это хороший показатель, один из лучших в РФ.
Заметным фактором снижения стоимости жилья является развитие строительной индустрии. На ВЭФ мы подписываем соглашения о строительстве крупного цементного завода и предприятия по переработке леса. Это очень важно для того, чтобы строить экологически чистое жилье.
Все это нацелено на то, чтобы сдерживать цены. Но есть и фактор роста: реализуются социальные программы, действует "дальневосточная ипотека" - это увеличивает возможности покупки квартир и домов. Все должно быть сбалансировано: если социальные программы будут опережать строительство, это приведет к росту цен. Поэтому наша задача - строить столько, сколько люди смогут купить. Это очень большая, но очень приятная работа.
РГ: Дальневосточные острова - Сахалин и особенно Курилы - мечта путешественника. В каких местах лично вам нравится бывать, если выдается свободное время, и что вы порекомендовали бы посетить туристам?
ВЛ: Мы развиваем самый главный наш горнолыжный курорт - "Горный воздух", который охотно посещают туристы. Сейчас здесь более 30 километров трасс. Мы поставили задачу за ближайшую пятилетку увеличить их протяженность вдвое.
На этом горнолыжном комплексе проходят всероссийские соревнования, Кубок мира. Те, кто занимается спортом, очень хвалят наши трассы. Поэтому приглашаю всех: приезжайте! По соотношению "цена-качество" у нас самый лучший курорт в России.
Будем развивать экологический туристический парк Лагуна Буссэ" с его девственной природой.
На Курильских островах планируется реализовать ряд интересных туристических проектов. Бизнес собирается строить на Курилах дополнительные гостиницы, рестораны. И предложение создать офшорную зону на островах нацелено в том числе и на то, чтобы развивать туризм.
.