Стартовый сезон, несмотря на впечатляющий размах и целый мешок технических достоинств, оставлял досадное впечатление колоссальной пустышки. Пригоршня не первой свежести моральных дилемм, вдоль и поперек изъезженные несколькими поколениями писателей-фантастов вопросы робоэтики, которыми изобиловала фабула, проговаривались и получали одни и те же ответы раз за разом с садистским постоянством, так что под конец десятого эпизода из этого богатого, но скучного парка развлечений неудержимо хотелось бежать как можно дальше. И щедро разбросанные по сюжету твисты, чей эффект усилен рваной - в мелкие клочья - хронологией, этого стремления никак уже не сдерживали.
После столь тягостного наблюдения за мучительным появлением на свет мыши из горного чрева от нового сезона "Мира Дикого Запада" многие из тех, кто не нашел особых откровений в бесконечном и бесплодном философствовании, ждали больше зрелищности, динамики, перестрелок, крови и мяса - синтетического, живого, любого. Экшна, ждали, короче говоря.
Все перечисленное было и раньше, но выдавалось арестантскими порциями и только после очередной занудной лекции об ответственности, гуманизме и всяком таком. Но, несмотря на неоднозначную критику, демиурги "Мира" вовсе не собирались сбавлять обороты и отказываться от беззастенчивой масштабности, посвятив работе над вторым сезоном целый год. Так что заставь они свое монструозное высокобюджетное детище всерьез поиграть мышцами, весь телевизионный мир бы содрогнулся, и самому последнему, все уже о фантастике знающему скептику оставалось бы только беспомощно хлопать глазами и повлажневшими ладошками.
Но вышло все несколько иначе - и, что особенно отрадно, жаловаться на это нет никаких причин. Джонатан Нолан и Лиза Джой, мариновавшие публику насколько избитыми, настолько и сомнительными истинами в течение десяти с гаком часов, все это время готовили кое-что по-настоящему грандиозное.
Разжевав как следует нехитрую мысль оригинального фильма 1973 года, они, наконец, сделали резкий скачок вперед, погрузив бескрайний мир пыльных прерий, населенный андроидами, в настоящее киберпанковое безумие, смешав его со множеством других - реальным, еще несколькими бутафорскими, виртуальными, не забыв и про накопившиеся богатства внутренних миров своих героев.
В процессе этого погружения, проходящего в строгом соответствии с высокими нолановскими стандартами, персонажи - пусть и вновь сквозь череду почти неизбежных для жанра допущений - постепенно обретают полноценную индивидуальность, эволюционируя от болванчиков с прописанными в головах сюжетными линиями (и касалось это, увы, не только роботов) и не всегда убедительной мотивацией до вполне архетипических фигур - под стать библейскому пафосу проекта. Тут вам и пламенный революционер, вечно выбирающий между плохим и неправильным, и техномессия-чудотворец с парадоксальной изнанкой, и классический вестерновый антигерой с легионом скелетов в шкафу, к своему несчастью не способный остановиться в пополнении этой скорбной коллекции, и трагически мятущийся "свой среди чужих", и многие другие.
Что до тех самых "простых удовольствий", дефицит которых мы так часто и подолгу испытывали при просмотре "Лабиринта", на этот раз их хватает, пусть и не с избытком. Помимо мастерски и со вкусом снятых перестрелок и других крепко впечатывающихся в память сцен (табун разъяренных механических быков в слоумо врезается в толпу недоумевающих спецназовцев под великолепный саундтрек игропрестольного кудесника Рамина Джавади!), второй сезон балует целыми эпизодами, выдержанными в особой стилистике. Анонсированный заранее японоязычный "Танец Акане" наряду с пронзительным "Помни", показывающим путь индейца Акичеты (как не порадоваться очередной крутейшей роли Зана Маккларнона из "Фарго" и "Сына"), - настоящие жемчужины второго сезона.
В ходе крайне непростых трансформаций, которые претерпевают образы героев-людей, не отстающих в этом от механических соседей по парку, - от Роберта Форда (вы же не думали, что "Мир Дикого Запада" вот так просто возьмет и останется без Энтони Хопкинса!) до Человека в черном (Эд Харрис), они, наконец, прогрессируют от богатых инфантильных садистов, всю жизнь потративших на жестокие игры, до коварных циников (каждый по-своему) с неблаговидными и банальными, но вполне прагматичными целями.
Для того чтобы упомянутые мутации показать, Нолану и Джой пришлось столько всего наворотить, что страшно теперь представить, как творческий дуэт собирается выпутываться из всего этого в уже заявленном третьем сезоне. Зато ждать мы его будем с куда большим нетерпением.
Все серии можно посмотреть в "Амедиатеке"