Актёр Джулиан Овенден пообещал сделать "Падение ордена" веселее

Весёлый британец Джулиан Овенден, звезда "Аббатства Даунтон", играет в сериале "Падение ордена" Гийома де Ногаре, коварного советника короля Франции Филиппа Красивого, участвовавшего в разгроме тамплиеров. В ходе съемок второго сезона, который совсем скоро выйдет на экраны, он рассказал о своём герое, высказался о "Настоящем детективе", объяснил, чем отличается процесс производства сериалов в Англии и США, а также пообещал корреспонденту "Кинократии" постараться сделать новые серии чуть менее серьёзными.

Джулиан, расскажите, как проходят съемки. 

Джулиан Овенден: Замечательно. Ничто не сгорело (во время работы над первым сезоном произошел пожар, уничтоживший все декорации, которые пришлось срочно отстраивать заново - прим. "РГ-Кинократия"). Первый сезон - пробный, он позволил проверить, как все работает. Во втором мы уже концентрируемся на определенных моментах, учитываем то, как реагировали зрители, раскрываем характеры персонажей. Я очень рад тому, что вернулся и снова работаю с этой прекрасной командой в этом прекрасном месте.

Что-нибудь переменилось со сменой шоураннера?

Джулиан Овенден: Честно говоря, немногое. Чуть другая энергетика, пожалуй. Иные оттенки, чуть сместились акценты. Ну да это обычное дело в таких случаях. Но каких-то кардинальных перемен нет.

Что "сработало" и что "не сработало" в первом сезоне? Что получит развитие во втором?

Джулиан Овенден: Упомянутый мною пожар, пожравший все наши декорации, нам, определенно, не помог. Так что многое пришлось делать впопыхах. По-моему, слишком много было сюжетных линий в первом сезоне.

Кроме того, сорокаминутный хронометраж для серии - это довольно сложно, потому что у многих современных сериалов эпизоды длятся час. Так что нам пришлось работать в сумасшедшем режиме, чтобы обеспечить сюжетные линии и персонажей должной осмысленностью. Во втором сезоне такого нет - нет такого количества сюжетных линий, есть одна - главная. Плюс хронометраж увеличился, что хорошо для нас, для актеров - больше времени для игры. По-моему, сериал развивается.

Еще один важный момент - нас сразу принялись сравнивать с "Игрой престолов", что просто нелепо, учитывая немыслимые суммы, которые на нее тратятся. Совершенно несопоставимые вещи, но из-за мечей и бород люди решили, что это - очередная "Игра престолов". А потом увидели, что это не так. И от этого сравнения мы заметно пострадали. Но батальные сцены, по-моему, у нас отлично получились. Впрочем, я в них не участвую - я в основном говорю (смеется).

Первый сезон был довольно серьёзным, если не сказать - чрезмерно серьёзным. Особенно если сравнивать с похожими сериалами - с "Викингами", например, с "Последним королевством", с "Британией". Что-нибудь поменялось в этом отношении?

Джулиан Овенден: Ну, я-то стараюсь быть максимально смешным. Вообще-то я с вами совершенно согласен, сериал предельно угрюм и серьёзен. Сюжетные линии весьма тяжеловесные. И я стараюсь сделать материал как можно более лёгким для восприятия и добавить юмора. То есть мой персонаж не комедийный, не клоун какой-нибудь, но, думаю, зрителям нужно немного разнообразия.

И, думаю, вы правы: в первом сезоне немного переборщили с серьёзностью. А всё время серьёзным быть нельзя. У нас, конечно, не "Друзья" (смеётся), но я понимаю, о чём вы. Не могу пообещать вам массу уморительных гэгов, но постараюсь сделать повеселее (смеётся).

Не кажется ли вам, что одной из главных проблем первого сезона была нехватка экшна? Был слишком большой контраст между лихой первой серией и остальными, полными придворных интриг и разговоров. Достигается ли баланс во втором сезоне?

Джулиан Овенден: Ну, дело в том, что мне-то на экшн совершенно плевать. Совершенно. Сегодня зритель завален масштабными экшн-сценами. Всеми этими фильмами Marvel и прочими супергеройскими франшизами. И, по-моему, к ним пропадает интерес. Сидят парни в темной комнате в Бербанке, Калифорния, и рисуют вымышленных героев. В этом есть хоть какой-то смысл, когда есть и хорошая история. Если такой нет, вы что угодно можете вываливать на экран, а толку не будет. Должна быть история. Круто, конечно, иметь спецэффекты и огромные армии. Но без истории они не вызывают никаких эмоций, они просто бессмысленны.

Так что да, вы правы: нужен баланс. Потому что вы можете угрохать кучу денег - и всем будет до лампочки. Это как реслинг. Лучше уж бокс посмотреть. Нужно написать историю, которая зацепит. Иначе ваш фильм будет скучным и пустым. Мне так кажется. И еще мне кажется, что в первом сезоне мы попали в ловушку, рассуждая: "Так, у нас в каждом эпизоде должна быть яркая сцена", чтобы удержать зрительский интерес. Но такие сцены нужно содержательно обосновать. И, по-моему, во втором сезоне мы подошли к этому более основательно. И когда там начинается экшн-сцена, вы понимаете, что она уместна. В противном случае это сродни мультику или компьютерной игре.

Вашего героя то сравнивают с Макьявелли, то называют средневековым Фрэнком Андервудом. Согласны?

Джулиан Овенден: Да. Он там точно самый умный. А таких всегда очень приятно играть (смеется). Да, он - стратег, предпочитающий действовать умом, а не мечом. Чем заметно отличается от всех остальных. Ирония в том, что я-то как раз самый сильный среди актеров. Но играть самого умного очень классно. Здорово манипулировать другими людьми.

А в жизни вы так можете?

Джулиан Овенден: Лучше спросите об этом у моих детей и жены (смеется).

Как ваш персонаж развивается в новом сезоне?

Джулиан Овенден: Ставки повышаются. В предыдущем сезоне большая часть динамики сезона была связана с умением моего персонажа манипулировать королем, который остается довольно пассивным. В некотором смысле мой герой вел короля по сюжету. Теперь же король проявляет активность. И немного съезжает с катушек. С этой проблемой моему герою и предстоит столкнуться. Плюс в сериале появится сын короля - Людовик, который тоже представляет собой проблему для де Ногаре.

В общем, я бы не сказал, что в плане мотивации мой персонаж как-то особенно меняется. Он всё еще движим стремлением получить то, что хочет. Но вокруг него всё усложняется, и ему приходится предпринимать больше усилий.

А что вы имеете в виду, говоря, что ставки выросли?

Джулиан Овенден: Де Ногаре хочет рассорить власти Франции с тамплиерами и Папой. Это - очень интересная личность, реальная к тому же, один из отцов современного права, современного понимания необходимости разделения государства и церкви. Для французской истории значение этой фигуры переоценить невозможно. А сейчас сюжет сериала находится в той точке, когда существовала угроза захвата Папой всей власти во Франции.

И главная цель де Ногаре - не дать этому произойти. А тамплиеры - символ этой власти, ведь у них - огромный капитал, и власти Франции у них в должниках. Так что ему надо избавиться и от них, и от Папы. Это - главная его задача. Ему нужно убедиться в том, что Франция станет достаточно сильна перед лицом угрозы со стороны Англии. И хочет создать сверхдержаву. Он - как Путин. Вы не из России случайно? Да? Не печатайте эти слова (смеется).

Поздно!

Джулиан Овенден: Поздно? Ох! Боже мой! (Смеется). Что ж, очень приятно было поработать. Теперь я не думаю, что смогу вернуться в третьем сезоне (смеется).

Есть какие-то сцены, которые вам особенно понравились?

Джулиан Овенден: В начале сезона я получаю шанс поквитаться с одним из центральных персонажей. У решительности де Ногаре есть свои причины. Он считает, что религия бессмысленна и полна лицемерия. Его родители были убиты из-за их веры. Их сожгли на его глазах. Поэтому у него есть нечто вроде сверхцели: убедиться, что у религии больше нет власти - ни над ним, ни над его страной. В одном из первых эпизодов есть флэшбэк. Не буду много рассказывать, скажу лишь, что ему удается отомстить.

Почему, по-вашему, этот сюжет актуален сегодня?

Джулиан Овенден: Ну, думаю, можно в этой связи поговорить о религиозном фундаментализме. Или о США. Сериал затрагивает политику - не только американскую, а вообще политику как таковую.

Он рассматривает возможность контроля одного человека - с его убеждениями и верой - над вашей страной и вашей жизнью. Ставит вопрос, стоит ли позволять политикам решать - можно вам сохранить ребенка или сделать аборт. Такие вещи. Так что я думаю, да, с современной жизнью он перекликается.

Кроме того, это в своем роде семейная драма, показывающая, что происходит внутри семьи - могущественной семьи. Такие истории находятся вне времени. Сейчас снимают фильмы о Жан-Поле Гетти - ещё об одном человеке, у которого есть деньги и власть. Это - отличный материал для хорошей драмы.

Нет, ну некоторые вещи всё-таки изменились. Мы, например, сейчас не пытаем людей. Короче, да, с современностью это связано. Но вообще мы старались снять развлекательный сериал, без особых претензий на что-то такое.

Ваш персонаж противопоставляет исступленной вере абсолютный прагматизм. Что из этого опаснее?

Джулиан Овенден: С точки зрения моего персонажа, вера может быть опаснее прагматизма. Абсолютная вера часто не учитывает веры других людей. Мы это называем фундаментализмом и экстремизмом. Человек говорит: "Это - мои убеждения, а ваши убеждения неверны". И я никогда не считал своего персонажа злодеем. Даже несмотря на то, что с этической точки зрения он совершает дурные поступки. Потому что он борется за честность, за право человека мыслить, за власть разума и искусства, культуры и интеллекта - в противовес тому, чего нельзя доказать. И мне кажется, это интересная позиция.

Вы участвуете в проработке персонажа? Можете предложить сценаристу внести какое-нибудь изменение?

Джулиан Овенден: Да, могу. Всегда есть диалог актера с шоураннером или режиссером, мы говорим о том, что, на наш взгляд, можно улучшить. При работе над хорошими телесериалами так и делается. У нас сейчас новые сценаристы и новый шоураннер, так что изменения требуют некоторого времени.

И насколько велик ваш личный вклад в создание образа де Ногаре?

Джулиан Овенден: Довольно велик. Ну, то есть ничего существенного я не менял. Но, по-моему, я довольно неплохо знаю своего героя и вижу, что есть значительная разница между первым и вторым сезонами с точки зрения того, что он делает. Перед съёмкой эпизода в сценарий всё время вносятся правки - одна за другой, одна за другой, постоянно. Восемь, девять, двенадцать правок до начала съёмок сцены. И это замечательно. В "Аббатстве Даунтон" такого, например, и близко не было. 

Почему?

Джулиан Овенден: Наверное, дело в том, что это совсем другая культура съёмки. В США безостановочно шлифуют продукт. На английском телевидении немного другое отношение, там обычно говорят: "Вот материал, и его мы и будем снимать".

Кстати, об "Аббатстве Даунтон". Вас пригласили в полнометражный сиквел?

Джулиан Овенден: К сожалению, я слишком дорого стою (смеётся). Нет, увы. Я занят "Падением ордена", так что у меня нет возможности там сняться.

Что вы любите смотреть как зритель?

Джулиан Овенден: Всё подряд. Вообще не знаю, как вас, а меня немного сбивает с толку то, как много всего сейчас можно посмотреть. Netflix, Amazon, Hulu, BBC, Sky, HBO… Так много! Иногда это выглядит так, будто ты зашел в заведение со шведским столом. И ты так теряешься, что не выбираешь ничего. Телевидение в наше время - это потрясающая площадка, позволяющая рассказывать интересные истории с живыми героями. Я массу всего смотрю, но вот когда вы меня спросили, я впал в ступор. Мне нравятся фильмы, которые позволяют актеру раскрыться. Например, как первый сезон "Настоящего детектива". Он просто невероятно крут. Не только благодаря истории, но и из-за актерской игры.

А второй сезон?

Джулиан Овенден: Второй не так хорош. Знаете, молния дважды в одно и то же место не бьет (смеётся). Напомните, кто там был, во втором сезоне?

Колин Фаррелл, Рэйчел МакАдамс…

Джулиан Овенден: А, ну да. Нет, не сработало. В первом сезоне была отличная история, она завораживала, в ней было какое-то волшебство... (третий сезон "Настоящего детектива" к моменту беседы ещё не вышел - прим. "РГ-Кинократия"). А еще этот хорош, как его, вы смотрели?.. Ну, сериал HBO с Брайаном Коксом…

"Наследники".

Джулиан Овенден: "Наследники"! Потрясающе. Просто потрясающе.

Тоже, кстати, сериал о могущественной семье.

Джулиан Овенден: Точно.

Второй сезон "Падения ордена" в России можно будет увидеть в онлайн-кинотеатре ViP Play. Премьера - 26 марта.