С драматургами у нас плохо - я об этом писал в отдельной статье, где показал, что большинство сценариев пишут сами режиссеры. Профессиональных сценаристов можно перечислить по пальцам одной руки, и составить топ-десятку в этой номинации я пока не берусь. Посмотрим, что происходило в 2014 году в остальных кинематографических профессиях.
Выбрать десятку лучших актерских работ за целый год всегда было задачей неподъемной: уж кого-кого, а великолепных актеров нам было не занимать. Но вот уже много лет подряд актеры есть - нет ролей. А ролей нет, потому что почти нет настоящей драматургии.
Да и режиссеры, стремясь к бытоподобию, уже не нуждаются в ярких актерах - им нужны натурщики, которых, встретив на улице, не признаешь. Страшно подумать: при таком спросе на актеров сегодня не могли бы состояться ни Фаина Раневская, ни Любовь Орлова, ни Вера Марецкая, ни Ростислав Плятт, ни Сергей Мартинсон, ни Михаил Жаров, ни Игорь Ильинский, ни Петр Алейников или Николай Черкасов - никто из кумиров публики целого века. Они стали кумирами именно потому, что владели искусством концентрированных красок, рассматривали своих героев словно в лупу, и каждый штрих их роли, как штрих большого художника, входил в нашу память и в историю искусства. Фразы, однажды произнесенные той же Раневской или Марецкой, разлетались по стране как знак определенного человеческого качества, или социального слоя, или состояния души.
Людмила Гурченко, войдя в кинематограф как раз в пору нарождения нового бытоподобия как новой его правды, всю жизнь пыталась усмирить природную яркость и самобытность своего таланта, но все равно к концу своего блестящего пути осталась не востребованной. Хотя один только ее телевизионный "Бенефис", снятый в пору ее актерской зрелости, показал, какой незабываемой она могла бы стать "комической старухой" - не хуже той же Раневской. Но - уже не было потребности. Кино расставалось с яркими красками и одновременно, само того не желая, расставалось со своими преданными зрителями. Зрители ходили в кино, чтобы насладиться актерским искусством - но к тому времени кино уже поверило в свою абсолютную самоценность, и этот его просчет оказался роковым.
2014 год предложил актерам мало настоящих ролей. Актеры пробавлялись сериальной спешкой, теряли профессию, серьезные работы перепадали по случаю и не составили в этом году никаких закономерностей. Поэтому даже перешерстив весь российский кинорепертуар, я набрал как раз десятку лучших, особенно не терзаясь, кого предпочесть. Я выстроил эту десятку, не различая ролей первого и второго планов, а сообразуясь только с тем, насколько роль и ее трактовка запали в память и какой сохранили в ней след.
И совсем ненужной оказалась в нашем кино такая профессия, как композитор. Бытоподобный фильм не требует музыки - разве что по радио что-нибудь сыграют фоном. В ходу теория, будто музыка - способ манипулировать эмоциями зрителей, а это почему-то для кино вдруг стало плохо. Но искусство всегда управляло эмоциями публики, оно всегда стремилось волновать, пробудить глубокие переживания, в том числе и переживания эстетические. Изгнать из кино музыку - значит изгнать из употребления поэзию, романтику, мечту, идеал. Это понимают немногие из режиссеров. Поэтому и музыки в нашем кино стало совсем мало.
На десятку не наберу. Вот три композитора, которых режиссеры пригласили к совместному творчеству, и которые дали киноистории талантливые саундтреки.
Кино сегодня может, как мы видели, обойтись без кого угодно - без драматургов, актеров, композиторов и художников. Единственный, без которого кино не будет, - это человек за камерой. Оператор нередко вывозит к белу свету очень посредственный фильм, делая его и значительным, и даже многозначительным - делая его произведением искусства. Правда, и он бессилен привлечь к такому фильму зрителей - но он поддерживает на плаву истину о российской операторской школе как одной из первых и лучших в мире.
И все же кино - ансамблевая работа, и в нашу топ-десятку 2014 года попали те счастливцы, кому повезло найти взаимопонимание с режиссерами и творить в содружестве с ними.