Итоги 2017 года: лучшие новые сериалы по версии "Кинократии". Часть 1
"Человек из будущего" / Future Man
Джош в свои 23 работает уборщиком, живет с родителями и все свободное время тратит на суперсложную компьютерную игру, в которую никто, кроме него, не играет. Потому что слишком уж она хардкорна. Как Dark Souls, только еще раз в 10 хардкорнее. И все-таки Джош ее проходит. После чего перед ним появляется пара матерых партизан, прибывших из далекого безрадостного будущего не без косвенной помощи Джеймса Кэмерона. Партизаны из безрадостного будущего сообщают удивленному геймеру, что надо срочно спасать человечество. Потому что один ученый скоро создаст из семенной жидкости опоссумов панацею, которая превращает людей в сверхлюдей. А это в действительности не так здорово, как звучит. Соответственно, надо его остановить.
Далее Джош, Волк и Тигра (так кличут партизан) принимаются суматошно прыгать по эпохам и альтернативным реальностям, встречаясь с разными интересными личностями, среди которых - популярный в 80-х певец Кори Харт, умный дом Джеймса Кэмерона и Джулия Робертс с мешком на голове, в попытках предотвратить грядущую антиутопию. Попутно плотным слоем идиотского, часто - нижепоясного, но могуче бьющего в живот юмора покрывается весь киносайфай последних как минимум лет 40. Особенно усердно пародируются "Назад в будущее" и фильмы Кэмерона, как можно уже было догадаться.
"Кровавая езда" / "Кровавая гонка" / Blood Drive
Разваливающийся на части (причем буквально) сдвинувшийся мир, который зачем-то планомерно захватывает злая мегакорпорация "Сердце". Всюду каннибализм, наркомания, моральное разложение, киборги. Но есть и хорошие новости: по телевизору показывают увлекательное реалити-шоу "Кровавая езда", в рамках которого всякие фрики катаются наперегонки по изрядно потрепанным североамериканским ландшафтам на автомобилях, потребляющих вместо бензина человеческую кровь.
В 13 эпизодах этого великолепного сериала - всё. Нет, ВСЁ! Киберпанк, "Безумный Макс", жирный двойник Элвиса Пресли, сексуально озабоченные зомби, амазонки-феминистки, вестерн, любовь, предательство, мертвые кролики. Изысканное ассорти для любителей всевозможных культовых мерзостей.
"Жестяная звезда" / The Tin Star
Бывший лондонский коп (Тим Рот, между прочим) переезжает с женой, дочкой-подростком и маленьким сыном в Канаду, чтобы тихо провести старость на посту шерифа маленького городка, окруженного головокружительной красоты пейзажами. Но уже спустя год благостная буколика заканчивается. Городок вдруг наводняют пришлые рабочие с открывшегося по соседству нефтеперерабатывающего заводика, принадлежащего крупной компании, которую представляет обманчиво дружелюбная девица-пиарщица.
Вскоре начинают происходить неприятные вещи. В частности, наблюдаются некоторые признаки ухудшения экологической обстановки. Потом местную жительницу находят с простреленной головой в своей машине. Якобы самоубийство. Опытный, прожженный Тим Рот на все это недобро хмурится, явно что-то подозревая. И неспроста. В итоге киллер в маске совершает на него покушение, но пуля-дура попадает в ребенка.
Вроде, кажется, все понятно. Шериф противостоит коварным бесчеловечным капиталистам. Классика. Ан нет. На самом деле все вообще не так. На самом деле история внезапно разделяется на две части, устремляющиеся в противоположных направлениях. В одну сторону уходит нервный корпоративный триллер. А в другую - семейная драма об ошибках прошлого, к концу превращающаяся в трагедию шекспировского масштаба, точечно нашпигованная пулями брутального вестерна и пропитого, безысходного нуара.
"Диета из Санта-Клариты" / Santa Clarita Diet
Людоедская комедия о настоящих семейных ценностях, в которой Дрю Бэрримор обнаруживает в себе потребность питаться человечиной, а родные (звезда "Дэдвуда" Тимоти Олифант и Лив Хьюстон из "Вершины озера") ей изо всех сил эту потребность помогают удовлетворять. Потому что нельзя жену и маму бросать в беде. Даже если она жрет соседей. Особенно если она жрет соседей.
Популярная тема диких чертей, которыми кишмя кишат омуты благополучной американской субурбии, доводится до уморительного кровавого абсурда. Примерно то же можно наблюдать в недавнем "Субурбиконе" Коэнов и Клуни, но там все очень мизантропично и актуализировано. "Диета из Санта-Клариты", напротив, человеколюбива (во всех смыслах) и жизнерадостна.
Андрей Звягинцев, по его словам, хотел, чтобы после "Нелюбви" у зрителей возникло желание обнять своих близких. Мы, конечно, не беремся утверждать на сто процентов, но, кажется, создатели "Диеты из Санта-Клариты" подобрались к достижению аналогичной цели поближе. И точно более увлекательным путем.
"13 причин почему" / 13 Reasons Why
Как-то вялый, мягкотелый и нерешительный недотыкомка Клэй Дженсен (Дилан Миннетт, "Не дыши") находит на пороге своего дома коробку с аудиокассетами. На них - зауныло бормочущая исповедь Ханны Бейкер (мясистая дебютантка Кэтрин Лангфорд), которая, оказывается, настолько ужасно страдала от подлости, эгоизма и лжи окружающих, что в какой-то момент покончила с собой. И эти кассеты - авторски озвученные тринадцать причин, собственно, "почему": кто виноват и чем конкретно. Но что самое обескураживающее, тихо влюбленный в покойную безобидный размазня Клэй - тоже виновен. А где согрешил - узнает, лишь прослушав все кассеты, окунаясь с головой в весь этот надуманный ушат девичьих пубертатных терзаний.
Нездоровая подростковая драма. Достаточно чудовищная, мотивационно нелепая и откровенно раздражающая. С исключительной неприятности персонажами. Наделавшая массу шума. Продюсерский проект 25-летней американской певицы, актрисы и посла доброй воли ЮНИСЕФ Селены Гомес. У которой все тоже, кстати, не везде слава Богу, включая кудрявую личную жизнь, и которая изначально планировалась на роль бедняжки Ханны.
В основе - одноименная книга Джея Эшера. Среди режиссеров - известный мастер стенографирования комсомольско-молодежного биззаро Грегг Араки и Карл Франклин ("Карточный домик", "Винил", "Оставленные").
Уже тизер "Причин", выложенный Гомес у себя в Instagram, спровоцировал многомиллионную реакцию, которая плескалась с подскоками еще долго и после того, как 31 марта состоялся релиз данного… э… шоу. Причем пеняли ему не столько откровенную дурнину происходящего и несуразность описаний нежной девичьей души, сколько "опасность" сериала для этих самых душ. Вплоть до клеймения как руководства к действию. На что Гомес заявила, что они, мол, пыталась все сделать "максимально правдоподобно и справедливо", и лично она полученным результатом довольна.
Второй сезон - так же, как и первый - из тринадцати эпизодов, покажут в наступающем году.
"Герилья" / Guerrilla
Англия. Семидесятые годы. Тотальное, постыдное бесправие чернокожего населения. Что некоторых его представителей в корне не устраивает. И вот уже самые горячие головы переходят от теории и скромного распространения прокламаций в кафе к делу. Конечная точка - взрыв Скотланд-Ярда, штаб-квартиры английской полиции. А именно - Black Power Desk, полусекретного спецотдела, занимающегося исключительно "цветными". При этом по обе стороны баррикады нет единодушия касательно методов ведения борьбы, на каждой - свои ренегаты и оборотни, но как минимум одно объединяет противников - лютая ненависть друг к другу.
Испанское слово "герилья" обозначает партизанскую войну против оккупантов. То есть, избегающую открытого противостояния - из-за угла, из укрытия, неявно, тайно, наскоком. Да и в глазах властей партизаны всегда - самые настоящие бандиты. Поэтому размежевывающая фраза "докажи, что ты не просто бандит" звучит от одного из героев сериала практически сразу. Поскольку по здешнему сюжету черные "братки" ("негры с огнестрелом - это наша фишка") в первую очередь - за идею. Но методами не брезгуют любыми. Включая откровенно гангстерские: налеты, пальба, устрашения, запугивание, локальный террор.
По сути, "Герилья" от Showtime - это непрямая версия скандальной "Поваренной книги анархиста" (от которой автор после отрекся, к слову), то и дело дающая визуализированные уроки по ведению боевых действий в городских условиях.
Сопродюсер и исполнитель одной из второплановых ролей - Идрис Эльба, шоураннер - Джон Ридли ("12 лет рабства"). Все очень серьезно, сурово, идеологично, угрюмо, недобро, зло, где-то - цинично.
Один сезон на шесть эпизодов. Оценки сериал получил сдержанные. По возможности продолжения никаких данных нет.
"Лемони Сникет: 33 несчастья" / A Series of Unfortunate Events
С 1999 по 2006 год американец Дэниел Хэндлер, представляющийся как Лемони Сникет, написал чертову дюжину книжек под общей серией "33 несчастья". Героями мытарствующей эпопеи, автор которой то и дело честно призывал читателей ее отбросить и найти для себя более душеполезное занятие, стали условные сиротки Бодлер и их попечитель - скверный актеришка и еще более поганый человечишко граф Олаф. Спящий и видящий прибрать к рукам немалое состояние Бодлеров.
В 2004 году Брэд Силберлинг (уморительная и компетентная пародия на латиноамериканское "мыло" "Девственница Джейн") поставил полнометражную картину "Лемони Сникет: 33 несчастья" (Lemony Snicket"s A Series of Unfortunate Events), где Олафа сыграл Джим Керри, а Вайолет, старшую из сироток, Эмили Браунинг ("Запрещенный прием", "Американские боги"). Плюс на огонек заскочили Мерил Стрип, Хелена Бонэм Картер, а закадровый текст зачитал Джуд Лоу.
В основу сценария легли три первые книги "саги", и создатели не скрывали, что вынашивают планы развить проект далее - "по примеру Гарри Поттера". Но что-то пошло не так, и после треплющих нервы проволочек сиквел зарубили. Точнее, проект повис в воздухе. Пока в 2014-м его не подобрал вездесущий Netflix. Объявив, что начнет с самого начала, с первой книги, и на этот раз - уже в формате детализированного сериала.
Режиссер - Барри Зонненфельд. Сценарист - автор первоисточника. Олафа сыграл Нил Патрик Харрис. Первый сезон прошелся по четырем томам серии. Второй (2018 год) и третий (2019) должны будут адаптировать оставшиеся.
Сезон стартовый, состоящий из восьми эпизодов, легко значится по ведомству ремейков, поскольку большей частью практически не отклоняется как от полнометражки, так и от оригинальных книг. С разницей - он более дотошен, более угрюмый и гротескный. В результате на поверку - крайне успешная передача атмосферы дурного сна, когда пытаешься убежать от кого-то на ватных ногах, но не двигаешься с места. И рад бы проснуться, но тоже не можешь.
Умненькие, опрятные, послушные и симпатичные детишки в страшном, глупом мире взрослых идиотов, подлецов, лицемеров и хапуг - Сникет не зря предостерегает.
"Методом проб и ошибок" / Trial & Error
Абсурдная история эксцентричного профессора поэзии и тайного гомосексуалиста из небольшого городка в Калифорнии Ларри Хендерсоне (Джон Литгоу). Которого однажды вдруг подозревают в убийстве жены - с особой жестокостью. Спасать несчастного от вероятного навета выписывают адвоката из престижной нью-йоркской юридической конторы (Николас Д`Агосто, "Мастера секса") Джоша Сигала. Но уже с порога проявляется затыка - Джош зелен, и ранее никогда не занимался самостоятельно уголовными делами. Так что шансы не дать профессору сгинуть в камере смертников день от дня тают. Особенно с учетом, что помощники Сигала на местах - практически кретины, а сам г-н Хендерсон, похоже, только тем и занят, что на голубом глазу самостоятельно могилу роет. Сонм сюрреалистических ситуаций множится геометрически, из всех шкафов валятся толстые скелеты, грязное исподнее развевается по ветру.
Местами - истерично смешная черная комедия, заточенная под актуальный субжанр мокьюментари. У Литгоу - цыганочка с выходом: тут он на бис выдает своего доктора Дика Соломона из классического ситкома девяностых "Третья планета от Солнца". Шуточки специфические, но это, как говорится, ничего не отменяет.
Сериал не сказать, что прогремел - вы вряд ли найдете его в других топах за год, но был тепло встречен кем надо - замечен и продлен на второй сезон из десяти эпизодов. Дату премьеры которого сообщат позднее.
Кстати, один из создателей Trial & Error - Джефф Астроф, человек, когда-то работавший сценаристом на "Друзьях", а после - писавший для ударного сериала-пародии на полицейские процедуралы "Энджи Трайбека". ЕВПОЧЯ.
"Товарищ детектив" / Comrade Detective
Искрометный мини-сериал, всесторонне высмеивающий обоюдные стереотипы участников "холодной войны" по обе стороны "железного занавеса", "Товарищ детектив" стал настоящим сюрпризом минувшего лета. И сюрпризом чрезвычайно приятным.
Имитирующий - не сказать, что особенно изящно, но от этого ничуть не менее остроумно - румынский сериал восьмидесятых проект Amazon умудрился даже ввести в заблуждение некоторых наивных зрителей, заставив их поверить в то, что они действительно смотрят забытый соцреалистический шедевр, которому поклонялся сам Стэнли Кубрик.
Нанизав утрированные клюквенные штампы на вовсю пародируемые клише американских полицейских драм, создатели "Комрада детектива" выдали штучный - очень колоритный и порой до колик смешной - продукт.
В проекте - весьма своеобразным образом - приняли участие Ченнинг Тейтум и Джозеф Гордон-Левитт.
"Сын" / Son
Экранизация каналом AMC бестселлера Филиппа Мейера порадовала всех, кто соскучился по многосерийным ковбойским шоу.
Пронзительная семейная сага, действие которой разворачивается в не самое типичное для вестернов время - в начале XX века, успевает затронуть остросоциальные вопросы, актуальные для американского общества до сих пор. Помимо прочего, это просто отличная драма о становлении жесткого характера типического героя суровой эпохи на самой ее заре.
В наличии - несколько отличных сцен перестрелок в духе легендарной "Дикой банды" и блистательный Пирс Броснан в главной роли (плюс Зак МакКларнон из второго сезона "Фарго" и "Костяного томагавка").
У сериала будет продолжение, что не может не радовать.
"Озарк" / Ozark
Кровавая история, полная хитроумных махинаций, гнуснейших предательств, кошмарных убийств и прочих циничных преступлений, разом напоминает и хит "Во все тяжкие", и его великолепный спин-офф.
Зловещая изнанка "американской мечты", мрачно проиллюстрированная трагедией ловкого финансиста Марти Берда (комик Джейсон Бэйтман отлично справился с драматичной ролью), связавшегося не с теми людьми, отображена здесь со всей безжалостностью, а основной принцип тех, кто начинает играть по ее бесчеловечным правилам - "Хочешь жить - умей вертеться" - оборачивается законом, требующим буквального и неукоснительного исполнения.
Как и в истории Хайзеберга, криминальный триллер щедро разбавлен тягучими семейными разборками, но это для таких телешоу - обычное и даже, пожалуй, неизбежное зло. Остросюжетных достоинств "Озарка" это не перекрывает, и продление его на второй сезон выглядит вполне закономерным.
На этот проект Netflix стоит обратить особое внимание всем, кто уже теряет терпение в ожидании возобновления "Настоящего детектива": живописнейшее место действия служит декорацией для обоих проектов.
"Достать коротышку" / Get Shorty
Одноименный фильм упоминавшегося выше Барри Зонненфельда - отнюдь не единственный пример удачной экранизации одной из работ Элмора Леонарда, за книги которого брались и Квентин Тарантино, и Стивен Содерберг. А вот сиквел "Коротышки", названный у нас в прокате "Стань круче", получился из рук вон паршивым.
Тем отраднее успешное возвращение романа Леонарда на экраны - пусть и малые. Авторы нового сериала довольно далеко отошли от первоисточника, заменив ростовщика Чили Палмера (одна из лучших ролей Джона Траволты) на колоритного ирландского киллера Майлза Дейли (Крис О'Дауд).
Вместе с растяпой-напарником они случйно становятся обладателями киносценария и решают круто поменять свою жизнь, с головой погрузившись в волшебный мир "фабрики грез". От бывших коллег, впрочем, никуда не деться, так что криминальная составляющая в "Коротышке" изрядна, и на трупы шоу не скупится.
В последнее время нехватки в произведениях, иронично изучающих голливудское закулисье, не наблюдается - недавно мы видели и коэновского "Цезаря", и аляповатый сиквел испанского фильма "Девушка твоей мечты" на ту же тему. Чернейшая криминальная комедия от Epix в этом ряду выглядит более чем достойно. Так что нас ждет второй сезон.