30.06.2022 16:26
    Поделиться

    Композитор Виталий Харисов раскрыл особенности татарской музыки

    Наш собеседник Виталий Харисов, заслуженный деятель искусств РТ, музыкант, композитор, преподаватель Казанской консерватории, предполагает, что современная татарская музыка могла быть совсем другой, если бы историческая и культурная мозаика Татарстана сложилась несколько иначе.
    Виталий Харисов: Татарскую музыку связывает с культурой других народов множество нитей
    Виталий Харисов: Татарскую музыку связывает с культурой других народов множество нитей / Из личного архива Виталия Харисова

    Перекресток двух дорог

    - Виталий Вакифович, в истории татарской музыки наиболее ярко звучат две фамилии: Жиганов и Сайдашев. Салиха Сайдашева слушают, именем Назиба Жиганова названа Казанская консерватория. Что общего и в чем различие между двумя знаковыми композиторами?

    Виталий Харисов: Они оба были большими музыкантами, много сделавшими для Татарстана. А различие между ними в стиле жизни и работы. О Сайдашеве говорят как о талантливом и даже гениальном мелодисте. Он был человеком, смысл жизни которого заключался в том, чтобы писать музыку. Он не интересовался политикой или общественной деятельностью, просто создавал красивые мелодии, в том числе к спектаклям, работая в театре.

    Жиганова же нельзя воспринимать только лишь как композитора. Он был не только музыкантом, но и талантливым организатором. Казанский оперный театр, Консерватория, Союз композиторов Татарстана и многое другое - его заслуга. Назиб Гаязович народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, известный общественный деятель Татарстана и СССР. Это вы можете прочитать в любом информационном источнике. А единственное звание Салиха Замалетдиновича - народный любимец, композитор и кумир нескольких поколений, музыку которого знают и любят все.

    - Довольно интересный тандем. Но все же первым татарским композитором чаще всего называют именно Сайдашева.

    Виталий Харисов: Безусловно, они общались. Но какие между ними были отношения, сказать сложно. И что значит быть первым, не совсем понятно. Сайдашев не был первым, как и Жиганов. Были и другие композиторы. Сегодня начинают вспоминать о Султане Габяши, который мог стать для нашей культуры таким же заметным явлением, как и Сайдашев. Но он был надолго совершенно забыт, и только последнее время начинают появляться статьи и книги об искусстве Султана Хасановича. И поверьте, татарская музыка звучала бы совсем по-другому, если бы только этот мастер смог себя реализовать. Между прочим Султан Габяши, как и Жиганов, мог стать и активным музыкальным деятелем. Сейчас мало кто помнит, но именно он был одним из учредителей Восточного музыкального техникума. Сегодня это Казанский музыкальный колледж, на фасаде которого нет никакой таблички, ни малейшего упоминания о Габяши.

    - Что же этому помешало?

    Виталий Харисов: Идеология. Это было время становления советского государства, и партийное руководство страны дало четкую установку на создание советской культурной среды, в том числе музыкальной. Требовалась музыка массовая, понятная широким народным слоям, если можно так сказать, европеизированная.

    А Султан Габяши считал, что этот путь развития для татарской музыки тупиковый. Татарская музыка, с его точки зрения, имела свой уникальный стиль и свой путь развития. Думаю, никакой идеологической подоплеки в этой истории на самом деле не было. Но Габяши вдруг оказался панисламистом, пантюркистом, в общем, приклеили все возможные антисоветские "измы". Султан Габяши только что избежал тюремного срока, но его очень жестко преследовали, вынуждая иногда покидать Казань.

    Так был забыт легендарный музыкант и удивительная личность. Человек высокого уровня образования, знавший несколько иностранных языков, глубоко понимавший музыку и не сумевший стать широко известным композитором и общественным деятелем, как Сайдашев или Жиганов. Но вполне возможно, что в этой истории точка еще не поставлена и мы вернемся к идеям Султана Габяши.

    Богатство стилей

    - Тем не менее под влиянием тех или иных идей в Татарстане сформировалась профессиональная национальная музыкальная среда. Как это произошло?

    Виталий Харисов: Здесь два очень тонких момента. Что значит профессиональная и что значит национальная? Возьмем для примера русских композиторов. Бородин по образованию химик, Римский-Корсаков - военный офицер, что, впрочем, не помешало ему написать замечательный учебник по гармонии. Глинка получил хорошее музыкальное образование, но он учился у итальянских мастеров. Конечно, Глинка реализовал в музыке русскую идею, но по образованию он европейский музыкант.

    Если подходить к этому вопросу строго, то первый национальный профессиональный русский композитор, окончивший консерваторию, это Чайковский. Но это совершенно не означает отсутствия русского музыкального сообщества до Петра Ильича. Такое же рассуждение применимо и к Татарстану. Полноценную татарскую оперу написал Жиганов. Но первая опера вышла из-под пера коллектива авторов, куда входил и Султан Габяши.

    - Все же говорить о национальной татарской музыкальной культуре вполне можно. Хотя бы в силу существования Казанской консерватории.

    Виталий Харисов: Безусловно, татарская музыка есть. Сегодня в республике работают талантливые молодые композиторы. Хочу сказать, что развитие нашей национальной культуры идет в разнообразных направлениях. В самой ультраавангардной музыке можно услышать татарские мотивы. Но есть и авторы, такие как, например, мой ученик Ильяс Камал, работающие в традиционном стиле, превнося в него новые современные краски, создающие именно татарскую музыку.

    Но в нашей культуре нет национальной ограниченности. Необходимо понимать, что татарская культура формировалась в огромной Российской империи и задолго до нее, затем в ее преемниках - Советском Союзе и современной России. Поэтому музыка Татарстана связана огромным количеством нитей с культурой других народов, и не только русского.

    Назиб Гаязович Жиганов, создавая Казанскую консерваторию, ставил целью музыкальное развитие всего Поволжья и Приуралья, а также изучение музыкальных традиций всех народов региона. Наша школа интернациональна во всех отношениях.

    - Интернациональная в масштабах России?

    Виталий Харисов: Даже шире. Татарстан находится на географическом и культурном стыке европейской и восточной музыкальной традиции. В нашей музыке, даже аутентичной, народной, хорошо развита мелизматика - искусство украшения мелодии, пришедшее из арабско-персидской культуры. Хочу заметить, что в европейской народной музыке мелизматики нет, а в барочной культуре она уже активно используется. У меня есть предположение, что это искусство пришло в Европу от арабов через Испанию, которой они владели несколько сотен лет. А в татарской музыке мелизматика есть. Наш народ тесно связан с культурными традициями Востока - персидского и арабского мира - даже на уровне языка. Говорят, что в Казанском ханстве знать, придворные и люди искусства предпочитали фарси родному тюркскому наречью. Уже один этот факт говорит об интенсивности общения.

    Мандолина и курай

    - Думаю, разговор о татарской музыке будет неполным без рассказа о национальных инструментах.

    Виталий Харисов: В татарской музыке было большое инструментальное разнообразие, но, к сожалению, к настоящему времени многое утеряно. Сегодня, как и сто лет назад, любимый татарский инструмент - мандолина. Если точнее, то интерес к нему возрождается. Еще один инструмент, который упоминается в сказках Тукая, это домбра. Список струнных инструментов будет неполным без саза. Это вариант многострунной лиры с совершенно космическим звучанием. Сохранился кыл-кубыз, также струнный смычковый инструмент. Конечно, как и все народы, татары играют на различных традиционных духовых - курае и сорнае.

    Что-то, конечно, было утеряно, но любой народ и любая культура развиваются не только в направлении расширения и накопления традиций, инструментов и музыки. Музыкальная культура - очень сложный организм. Главное, что современная музыкальная культура Татарстана демонстрирует богатство стилей и творческих возможностей, а также высокий профессиональный уровень.

    Поделиться