"Оскар-2019". Гид по номинантам от "Кинократии": кроме главного

Рассказав о номинантах "Оскара-2019", соревнующихся в традиционно стоящих особняком категориях "Лучшие визуальные эффекты" и "Лучший фильм на иностранном языке", мы переходим к обзору остальных конкурсантов. За скобки, как обычно, выносим претендентов на главный приз, о которых расскажем отдельно.

"Жена"

Номинации: "Лучшая женская роль".

В прошлом году вышло два заметных фильма, сюжеты которых основаны на сформулированной Денисом Драгунским и подогнанной под современные феминистские тренды концепции "папа решает, а Вася сдает". Сюжеты похожие: гадкий мужик выдает талантливые литературные произведения своей супруги за собственные и бесстыже почивает на чужих лаврах.

"Колетт" с Кирой Найтли - по мотивам реальных событий - весь такой крикливый, за эмансипацию, а ну-ка, девочки, долой шовинизм, даешь свободную любовь, айда с голой грудью на сцене плясать. "Жена" тоже конъюнктурна, но гораздо тоньше, без оголтелости во всех смыслах. Драматургически безупречная, прекрасно сыгранная драма.

Совершенно заслуженно номинацию за исполнение главной женской роли получила Гленн Клоуз. И, вероятно, заслуженно победит. Потому что и тема актуальная, и конкуренция невысокая (при всем уважении к Оливии Колман), и сама Гленн Клоуз, у которой как раз до сих пор нет "Оскара", молодец.

Наша рецензия

"Сможете ли вы меня простить?"

Номинации: "Лучшая женская роль", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучший адаптированный сценарий".

Еще один фильм про талантливую писательницу. Ли Израэль (реальный человек), немолодая безработная алкоголичка со скверным характером, славы на литературной стезе не снискавшая, разрабатывает и реализует довольно оригинальный способ мошенничества. Она подделывает письма своих покойных, но более известных коллег и продает их коллекционерам.

Симпатичная, трогательная, местами смешная, но отнюдь не выдающихся качеств картина примечательна, конечно, прежде всего ролью Мелиссы МакКарти - однозначно лучшей в карьере именитой толстушки-хохотушки. Редчайший случай, когда можно в полной мере оценить драматическую грань ее широкого актерского дарования. Впрочем, если "Оскар" достанется ей, то это будет скорее сенсацией, чем закономерным результатом.

У Ричарда Э. Гранта шансов, кажется, и того меньше - он тягается с Махершалой Али, Адамом Драйвером и Сэмом Рокуэллом. Или, точнее, с лентами против расизма и Дика Чейни. В равном бою этот заслуженный британец с невероятно выразительными глазами, без сомнения, утер бы всем нос (даже Рокуэллу). Но мы говорим об "Оскаре", так что сами понимаете.

"Ван Гог. На пороге вечности"

Номинации: "Лучшая мужская роль".

Очередной байопик Винсента Ван Гога - от чемпиона-тяжеловеса в этом жанре Джулиана Шнабеля. Увы, визуальная сторона фильма - если вы его еще не видели, то посмотрите: он необычайно красив - осталась академиками незамеченной. Впрочем, Шнабелю не о чем горевать, "Оскар" у него уже имеется.

А вот у Уиллема Дефо "Оскара" до сих пор нет. Что вероятность его триумфа повышает - вспомним прошлогоднюю церемонию, когда наконец восторжествовала справедливость в отношении Гэри Олдмана, получившего статуэтку за роль Черчилля.

Дефо идеально передал гениальность и безумие своего персонажа. Все, что мы видим на картинах Ван Гога, все, что мы о нем знаем, каким мы его знаем, - все это актер пропустил через себя и явил на экране. Поэтому если премию дадут не ему, а, скажем, Кристиану Бэйлу или, прости господи, Брэдли Куперу, то весь этот балаган точно пора закрывать (да, не впервой приходится подобное говорить, но тем не менее).

Наша рецензия

"Если Бил-стрит могла бы заговорить"

Номинации: "Лучшая женская роль второго плана", "Лучший адаптированный сценарий".

Два года назад Барри Дженкинс не без скандала вырвал главный приз со своей гей-драмой "Лунный свет". Тогда же в номинации "Лучший документальный фильм" был представлен "Я вам не негр" о писателе Джеймсе Болдуине.

Теперь Барри Дженкинс возвращается с еще более унылой тягомотиной под названием "Если Бил-стрит могла бы заговорить" - по роману этого писателя.

Чернокожего парня сажают в тюрьму за изнасилование. Но он, конечно же, не виноватый. На свободе у него остается беременная подруга, которая по этому поводу расстраивается. В принципе, это все. Больше в фильме ничего важного не происходит.

Правда, есть один замечательный момент. Одна фраза, которой описывается целая категория фильмов, номинированных на "Оскар" за последние годы: "Лавинг", "Ферма "Мадбаунд", "Маршалл", "Черный клановец", "Черная пантера", "Скрытые фигуры""Ограды" ("Зеленая книга" тоже к ней относится, но она всё же заметно выделяется, о чём позже) - плюс еще куча из той же категории тех, что на "Оскар" не номинировались. Эту реплику произносит тот самый несправедливо осужденный и звучит она примерно так: "Эта страна очень не любит чернокожих". Да, спасибо, мы уже, кажется, поняли.

"На границе миров"

Номинации: "Лучший грим".

Редко когда фильм не на английском языке претендует более чем на один "Оскар" (хотя в этом году таких случаев необычайно много). Еще реже - когда фильм не на английском не представлен в соответствующей номинации, а представлен в какой-то другой. Датско-шведское фэнтези "На границе миров" - как раз такой исключительный случай. И судя по всему, дело тут в том, что совсем без "Оскара" за лучший грим как-то не комильфо, а так хотя бы три штуки набрали. С миру по нитке. Вызывает, однако, недоумение отсутствие "Суспирии", где Тильду Суинтон так замаскировали под старика, что распознать в нем Тильду Суинтон практически невозможно, если заранее не знать.

Вкратце, "На границе миров" - прогрессивно-хтоническое кино про гендерно небинарных троллей, обладающих чутким нюхом и неожиданными гениталиями. Прекрасное, между прочим. Жизнеутверждающее.

Касательно же грима нельзя не отметить, что тролли те - вылитый Александр Ревва. Особенно тот, который с виду самец, но на деле самка. Это с одной стороны, очень смешно, а с другой - многое объясняет. Но "Оскара" здесь все равно получит "Власть". Без вариантов.

Наша рецензия

"Две королевы"

Номинации: "Лучший грим", "Лучший дизайн костюмов".

Бедная родственница "Фаворитки" Лантимоса: тоже про историю старушки Англии, тоже про женщин и тоже про политические интриги. Сирша Ронан играет Марию Стюарт, королеву Шотландии, которая никак не желает отказываться от прав на английский трон, занимаемый ее сестрой Елизаветой, сыгранной Марго Робби.

Последняя, как видим, на этот раз в число избранных не попала, зато попали те, кто трудился над ее преображением в носатую оштукатуренную покрытую струпьями страхолюдину с выбритым лбом и ярко-рыжим париком. Любо-дорого посмотреть. Однако, как сказано выше, в конкуренции с "Властью", где кардинальное изменение внешности актеров носит гораздо более массовый характер, вряд ли кому-то суждено преуспеть.

Ну и в заключение еще раз отметим, что "Две королевы" - тоскливая мыльная опера о том, как Марию Стюарт друг за другом коварно обманывали различные мужчины. А вторая королева там вообще не при делах почти. Кроме того, все носят богатые костюмы. Но, положа руку на сердце, какие-то они все одинаковые.

Наша рецензия

"Баллада Бастера Скраггса"

Номинации: "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая песня", "Лучшие костюмы".

Планировавшийся изначально как сериал новый вестерн братьев Коэн в конце концов превратился в полнометражку, но сохранил эклектичную структуру. Разные по настроению, темпу и жанру истории объединены тематикой сурового Дикого Запада. И - фирменными экзистенциально-фаталистическими мотивами выдающегося режиссёрского дуэта.

Две новеллы представляют собой адаптированные произведения Джека Лондона и Стюарта Уайта, что позволило пёстрому альманаху попасть в соответствующую номинацию.

Плюс - отличная кантри-баллада When A Cowboy Trades His Spurs For Wings оказалась среди кандидатов на звание лучшей песни. Третья номинация - за лучшие костюмы, где явно доминирует "Черная пантера".

Этого, конечно, преступно мало, но оставим пренебрежение одним из лучших вестернов последних лет на совести чопорных академиков. Которые, очевидно, этим и ограничатся - в соперниках у "Скраггса" в основном трендовые хедлайнеры с рядом других номинаций.

Наша рецензия

"Мэри Поппинс возвращается"

Номинации: "Лучшая песня", "Лучший саундтрек", "Лучший монтаж", "Лучшая работа художника-постановщика", "Лучшие костюмы".

Впрочем, у очередной диснеевской автопеределки получить шансов премию за лучшую песню - как и за лучший саундтрек - ещё меньше (если, конечно, уважаемые товарищи академики совсем не утратили способность определять т.н. "хитовость").

Потому что свежее прочтение истории прогрессивной няньки обладает самым страшным для мюзикла недостатком - ни одна из его мелодий совершенно не способна задержаться в голове хоть на сколь-нибудь долгий срок. В отличие от оригинального фильма 1964 года, который можно упрекнуть во многом, но не в отсутствии цепляющих песен.

В остальном этот худосочный сиквел и одновременно, как сейчас модно, - ремейк, призывающий взрослых немедленно побыстрее вспомнить детство (да, опять), совершенно ничем не примечателен. Разве что визуальным богатством (в Disney нашли чем удивить!) - вот тут, может, что и перепадёт.

Наша рецензия

"Дневник пастыря"

Номинация: "Лучший оригинальный сценарий".

Обманчиво тихая лента сценариста "Таксиста" (что заметно) и "Бешеного быка" Пола Шредера, занявшего здесь и режиссерское кресло, в списке претендентов на статуэтки упоминается лишь однажды, и вряд ли в борьбе с четырьмя претендентами на главный приз - "Ромой", "Фавориткой", "Зеленой книгой" и "Властью" - ей что-то светит.

Тем не менее "Дневник пастыря" (оригинальное название - "Первая реформатская", First Reformed) - вполне достойный образец современной американской инди-драмы.

Она вполне способна удержать в напряжении, подробно рассказывая о скелетах в шкафах немногочисленных, но цельных героев, и заодно успевает затронуть - пусть и не слишком внятно - популярную экологическую тему.

Слегка, пожалуй, смазывает впечатление инородно выглядящий хэппи-энд. Но за хорошую актерскую работу Итана Хоука - даром что соответствующей номинации он не получил - это можно простить.

"Тихое место"

Номинация: "Лучший звуковой монтаж".

Сенсационный экспериментальный хоррор оказался настолько крут, что, несмотря на свою скромность и нишевость, добрался до "Оскара".

Номинацию "Тихое место" получило самую очевидную (точнее, одну из двух очевидных, вторую - за лучший звук - почему-то нет): воздействие на слух в ужастике Джона Красински отвечает за львиную долю саспенса, а саспенс из него можно ведрами черпать.

Соперничать нетривиальному инди-хоррору придется с тяжеловесами, среди которых - "Богемская рапсодия", и тут конец, похоже, немного предсказуем.

Но "Тихое место", хотя и не лишённое некоторых недостатков, мы всё равно нежно любим.

Наша рецензия