20idei_media20
    Рубрика:
    31.01.2022 22:25

    Лучшие российские фильмы 2021 года по версии "Кинократии"

    Лучшие российские фильмы 2021 года по версии "Кинократии"
    На днях премия "Золотой орёл" назвала своих победителей, подведя таким образом итоги минувшего года. Бросим в заключительный день первого месяца 2022-го и мы прощальный взгляд на ушедший 2021-й. Перед Новым годом мы рассказали о лучших сериалах (здесь, здесь и здесь), включая российские (здесь, здесь и здесь), и, наконец, о главных зарубежных полнометражных фильмах. Отечественных картин в последнем списке не было, что, конечно, вовсе не значит, что в кинотеатрах* в том году ничего хорошего от наших киноделов не появлялось. Очень даже появлялось. Этим текстом предлагаем в этом убедиться.

    "Последняя "Милая Болгария"

    Фото: kinopoisk.ru

    Алексей Федорченко, один из самых интересных и разносторонних отечественных режиссёров наших дней, представил на 43-м ММКФ свою печально-ироничную интерпретацию главного труда жизни Михаила Зощенко - повести "Перед восходом солнца" - и имел полное право рассчитывать на "Золотого Георгия". Однако главный приз смотра решили отдать более "актуальной" румынской "#засранке". Что ж, "Серебряный Георгий" за лучшую режиссуру в любом случае вполне заслужен, а вот относительная малозаметность, с которой затем картина прошла в прокате, несколько удручает. Это остроумное и яркое кино о пируэтах судьбы талантливого человека в судьбоносные для мира и страны времена действительно стоит увидеть. Даже если вы знакомы с Зощенко только по рассказам из школьной программы. Обзор - здесь.

    "Лётчик"

    Фото: kinopoisk.ru

    Военных картин в нашей стране в последние годы снимают великое множество, и значительная их часть посвящена именно благородным асам. Среди них драма Рената Давлетьярова - определённо лучшая. Пётр Фёдоров, которого мы вновь стали видеть на экранах всё чаще (и это замечательно) сыграл героя, продолжившего воевать с нацистами, лишившись ног. До этого ему пришлось преодолеть невероятный путь от сбитого самолёта через линию фронта к своим. Да, всё это сильно напоминает "Повесть о настоящем человеке", но Давлетьяров намеренно отошёл от прямой ассоциации с Мересьевым-Маресьевым. Просто потому что таких случаев было много, и центральная фигура "Лётчика" - более широкий собирательный образ. Получилось здорово - пусть не без некоторых драматургических огрехов, которые легко прощаются за великолепные сцены в лесу (их справедливо сравнивают с "Выжившим" Иньярриту) и очень достойно снятые небесные баталии. Рецензия - здесь.

    "Красный призрак"

    Фото: kinopoisk.ru

    Снова о войне и снова с собирательным образом в центре фабулы. Только на этот раз - совсем не мейнстрим. Андрей Богатырёв решился на очень смелый эксперимент, сняв ленту о снайпере - народном мстителе, недвусмысленно позиционируя его как настоящего советского супергероя и лихо эксплуатируя художественный арсенал кинокомиксов. К концу автор, кажется, опасаясь перегнуть палку, слегка трансформирует концепцию, но и этому находит вполне адекватное смысловое объяснение. Так или иначе, получилось необычно, а снято здорово - продолжительная схватка за уединённый хутор чудо как хороша. А каст "Красного призрака" - Юра Борисов, Владимир Гостюхин, Михаил Горевой, Алексей Шевченков, Вольфганг Черни - может украсить любой фильм. Обзор - здесь.

    "Блокадный дневник"

    Закрывая военную тематику, вспомним ещё раз добрым словом "Блокадный дневник", победителя 42-го ММКФ и обладателя "Золотого орла"-2021, о котором мы писали в подборке лучших фильмов 2020-го. Но так как до проката он добрался только осенью 2021-го, в новом перечне ему самое место. Тем более что в прошлый четверг страна отметила 78-летие снятия блокады Ленинграда. Эпическое полотно Андрея Зайцева, автора "14+", основано на воспоминаниях поэтессы Ольги Берггольц и "Блокадной книге" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. В нём показаны самые тяжёлые блокадные дни - первая зима. Это - визуально потрясающая, леденящая душу работа, которая во второй части удивительным образом находит место для душевного тепла и парадоксального на первый взгляд оптимизма. Рецензия - здесь.

    "День мёртвых"

    Фото: kinopoisk.ru

    Нетривиальное роуд-муви Виктора Рыжакова рассказывает историю нескольких поколений обычной русской семьи через непростое общение двух современных её представителей - матери (Агриппина Стеклова) и сына (Александр Паль). Они колесят по кладбищам средней полосы, где покоятся их предки. Пожилая женщина и молодой мужчина беспрерывно выясняют отношения - взаимных претензий накопилось немало, и дело вовсе не только в классическом антагонизме "отцов и детей" (хотя в нём, конечно, не в последнюю очередь). И через призму этих частных случаев маленьких трагедий в одной отдельно взятой семье удаётся взглянуть на драматичную историю целой страны, пережившей многое в XX веке.

    "Иччи"

    Фото: kinopoisk.ru

    Когда в России удаётся жанровое кино - это всегда особая радость. Уж тем более - когда речь идёт о кинематографе региональном. Впрочем, к тому, что в Якутии в этом смысле умеют удивлять, пора бы уже привыкнуть. Мистический фолк-хоррор Костаса Марсаана "Иччи" начинается как крепкая семейная драма, разворачивающаяся в колоритной северной глуши, а затем стремительно перетекает в жесточайший, безумнейший кошмарный трип, из которого выбраться оказывается не так-то просто. В том числе - самому Марсаану, концовку несколько смазавшему. Что на общем - более чем впечатляющем - фоне вполне простительно. Рецензия - здесь.

    "Пара из будущего"

    Фото: kinopoisk.ru

    Другой жанровый успех пришёл откуда совсем не ждали - со стороны ромкомов. Алексей Нужный умудрился создать достаточно оригинальный образец давно, казалось, поросшего мхом жанра, скрестив его с ироничной футуристической сатирой в духе "Чёрного зеркала" и с легкомысленной (а она, похоже, теперь жизнеспособна только в таком виде, только Кристоферу Нолану не рассказывайте) темпоральной фантастикой. Герои Сергея Бурунова и Марии Ароновой попадают из 2040 года в 2020-й - как раз в день собственной помолвки. Семейная жизнь обоим давно радости не доставляет, и они решают судьбоносное мероприятие сорвать. Зачем-то при этом продолжая друг другу вредить. Ну то есть не "зачем-то", конечно, а для того, чтобы в конце концов сюжет мог увенчаться хэппи-эндом. Но на эту натяжку можно закрыть глаза, потому что комедия действительно получилась приличной. Местами - даже смешной. Рецензия - здесь.

    "Чёрный снег"

    Фото: kinopoisk.ru

    Как мы уже сказали, якутское кино не перестаёт радовать. Ещё один крутейший представитель республиканского кинематографа - триллер Степана Бурнашева, которому только ненужный формализм может помешать добавить приставку "моно". Дальнобойщик Гоша, травящий своих соплеменников палёной водкой, да ещё дерущий за неё в три шкуры, подгоняемый непомерной алчностью, сам отправляется в дальнюю поездку. Там его наказывает судьба: грузовик ломается посреди бескрайней заснеженной степи, и в результате неудачного ремонта Гоша оказывается придавлен многотонным грузовиком. Помощи ждать неоткуда, и несчастному приходится самостоятельно вести кошмарную борьбу за жизнь. Снято всё с бескомпромиссным натурализмом и в душераздирающих подробностях. Словом, "Чёрный снег" легко затыкает "127 часов" Дэнни Бойла за пояс, серьёзно. Обзор - здесь.

    Трилогия "Бендер"

    Можете не верить и снобистски приподнять бровь, но разухабистый проект Игоря Зайцева получился весьма симпатичным. Хотя по большому счёту удивляться здесь, право, товарищи, нечему, если вспомнить, какую реакцию вызвал поначалу анонс "Гоголя" и какая в результате из него вышла прикольная пёстрая штуковина. Ведь "Бендер" "Гоголю" - ближайший родственник (даже формат тот же, хотя заключительная часть на этот раз до кинотеатров не добралась). Такой же откровенно дурашливый и так же искромётно мешающий пародии на штампы из развлекательных голливудских франшиз с близким русскому сердцу сеттингом (и восхитительно обнажённая Таисия Вилкова!). В данном случае речь идёт о хаосе Гражданской войны, отражённом, кстати, во всём умопомрачительном разнообразии русского бунта. И даже знаменитое переигрывание Сергея Безрукова, играющего папу Остапа Бендера Ибрагима, как это иногда бывает, гротескную ленту только украшает, как и уморительный парад второстепенных персонажей. Обзоры - здесь и здесь.

    *В список попали только фильмы, выходившие в 2021 году в российский прокат.

    Поделиться: