Как ускорить внедрение инноваций и нарастить производство конкурентоспособной продукции в кратчайшие сроки, обсудят участники нескольких дискуссий в рамках конгресса "Диверсификация" на форуме "Армия-2022".
Много лет темпы перехода предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции были залогом их выживания. В этом году тема диверсификации получает новое звучание: внедрение разработок, когда-то чисто военных, в различные сферы производства становится вопросом обеспечения независимости страны. Авиастроение, тяжелое машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли при объемном финансировании уже сегодня могут стать драйверами развития всего промышленного комплекса страны за счет создания большого спроса на продукцию всей цепочки кооперации.
"Диверсификация ОПК - это серьезный вызов и одновременно большая возможность для промышленности в условиях санкционного давления, - считает председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. - Стоит задача - производить конкурентоспособную гражданскую продукцию, которая должна быть востребованной, а значит, превосходить имеющиеся отечественные или зарубежные аналоги. Предприятия нуждаются в трансформации имеющихся или создании новых производственных циклов, обучении персонала, организации новых логистических цепочек. Для успешной диверсификации необходимо расширение существующих механизмов поддержки ОПК, в частности, требуется активное участие финансовых институтов".
Правительство разрабатывает и вводит новые меры государственной поддержки, а крупнейшие российские банки предоставляют бизнесу и ведущим системообразующим предприятиям льготные инструменты финансирования. Но роль банка-партнера может быть значительно больше.
"Предприятиям, перед которыми поставлены амбициозные задачи по наращиванию производства гражданской продукции, сложно разобраться в огромном количестве мер господдержки, - говорит председатель правления Новикомбанка Елена Георгиева. - Кроме того, экономическая ситуация требует увеличения свободных оборотных средств для поддержки текущей деятельности и выполнения уже имеющихся обязательств. Чтобы адаптировать прежние разработки или тем более осуществлять новые, предприятиям требуется одномоментное, зачастую многократное увеличение ресурсов. Речь при этом не всегда идет о деньгах в чистом виде: часто положение спасают банковские гарантии, программы льготного лизинга и другие финансовые инструменты. Поэтому в работе с предприятиями мы перешли от предоставления банковского сервиса, пусть и высококлассного, к парадигме финансового бизнес-партнера, помогая клиентам принимать наилучшие решения в этой сфере".
Залог успеха любого проекта по диверсификации в том, чтобы начать обсуждение на начальной стадии, ведь именно на старте важно оценить структуру финансирования и подобрать оптимальные решения, уверены в Новикомбанке. Являясь важнейшим звеном системы господдержки, банки не только системно отслеживают все нововведения, но и находятся в постоянном конструктивном диалоге с правительством, ФОИВами, институтами развития и могут выступать квалифицированными посредниками между ними и предприятиями для расширения и совершенствования существующих механизмов получения преференций. Новикомбанк предложил ввести пониженный коэффициент риска для оценки проектов, и сегодня он действует для заемщиков под санкциями и позволяет им получать кредиты на льготных условиях.
Льготное финансирование полной цепочки кооперации на всех этапах жизненного цикла проектов - еще одна инициатива Новикомбанка, впервые примененная для обеспечения проекта по созданию будущего флагмана российской гражданской авиации - среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21. В контур финансирования вошли десятки предприятий.
"Эту идею мы обсудили с коллегами из ОАК на полях форума "Армия" - пожалуй, единственной площадки в нашей стране, где встречаются все участники проектов диверсификации, а значит, можно организовать обсуждение любой идеи на взлете, - рассказывает Елена Георгиева. - Сам процесс обсуждения - очень интересный и даже творческий: мы хорошо ориентируемся в финансовых инструментах, коллеги делятся с нами своими "болями" и потребностями. В результате рождаются эффективные, подстроенные под нужды предприятий предложения на основе существующих возможностей и инициативы по принятию дополнительных системных мер поддержки государством". Одна из инициатив - льготное кредитование НИОКР в различных сферах промышленного производства. Сейчас предприятиям действительно требуется сильное плечо для того, чтобы инвестировать в новые разработки.
"Это самый сложнопрогнозируемый этап любого проекта, особенно инновационного, в котором банкам сегодня приходится выполнять функции венчурного инвестора и "перезакладываться" на риск, - говорит заместитель генерального директора по экономике и финансам "Объединенной двигателестроительной корпорации" Вячеслав Тищенко. - В результате ставки по кредитам на эти работы далеко не всегда соответствуют реальным возможностям предприятий. Субсидирование банкам части ставок со стороны государства позволило бы активизировать выдачу льготных кредитов и значительно ускорить ряд ключевых НИОКР в востребованных сегодня направлениях".
"Важнейшая задача государства в новых условиях - поддерживать критическое импортозамещение. Для этого необходимо создать систему управления технологическим развитием и кардинально увеличить инвестиции в НИОКР, - считает директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, член-корреспондент РАН Александр Широв. - Но мало просто выделять больше денег, требуется создать систему, во-первых, управления научными исследованиями, а во-вторых, внедрения их в производство".
Банки со своей стороны готовы разрабатывать собственные программы поддержки.
В Новикомбанке, например, рассматривают возможность внедрения механизма обеспечения финансирования НИОКР. Как масштабировать опыт этих и других решений и перевести их в корпус системных мер по поддержке предприятий, банк планирует обсудить с коллегами, партнерами и регуляторами в рамках панельной дискуссии "Технологический суверенитет страны: как ускорить путь от идеи до серийного производства".